Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Cвидетельство народного почитания государя Николая II

17 июля 2010 года

Игорь Георгиевич Жидов 10 лет работает над базой данных о потерях летного состава в годы Великой Отечественной войны. Материал об этом мы размещали ранее. Всесторонний анализ этого огромного документального материала нередко приводит к выводам, которые противоречат устоявшимся утверждениям. В частности, анализируя частоту, с которой встречаются разные имена, Игорь Георгиевич сделал интересное открытие. Многие помнят, как на школьных уроках истории нас учили, что народ называл императора Николая II кровавым. Оказывается, это – ложь. А доказать это удалось благодаря… компьютеру, на котором возможен анализ больших массивов данных…

 В 2009 году на научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и будущее России», прошедшей в Сарове, Игорь Жидов и Алексей Валяев-Зайцев выступили с докладом «Русские святые и имена летчиков Великой Отечественной войны». Приведем один из сюжетов этого сообщения, свидетельствующий о событиях истории нашей страны, задолго предшествовавших Великой Отечественной Войне.

 Авиация - весьма специфичный род войск. По существу, авиаторы – это добровольцы, с хорошим здоровьем, образованием и другими важными для воина качествами, закладываемыми еще в детстве, в семье. Когда мы предварительно обсуждали свою работу со священником храма Покрова Богородицы из с. Жегалово, о. Николаем Башлыковым, он предсказал, что революционные имена в списке погибших летчиков будут редкостью: «Авиатор - опасная профессия даже в мирное время, это честный и тяжелый труд. Из семей приспособленцев, меняющих свои имена на революционные, в летчики не пойдут. И церкви в то время, когда родились будущие летчики, еще не были закрыты. Поэтому большинство  младенцев наверняка были крещены».

Действительно, к настоящему времени лишь дважды встретились имена, порожденные революцией. Но «Маклен» оказался опиской писаря, в исходных документах имя летчика – Маркелл. Так что пока в списке из более чем 80 000 летчиков присутствует всего один Владлен, родившийся в год смерти В. И. Ленина. По мере накопления информации средняя дата рождения погибших летчиков вышла на 1917 год. Естественно предполагать, что вероятность погибнуть в бою не зависит от имени, поэтому можно считать, что накопленная выборка является представительной по отношению ко всем авиаторам в целом.

 Рассмотрим три распределения имен. В качестве первого выберем частоты, с которыми имена православных святых встречаются в церковном календаре. Первые десять, это: Иван (Иоанн), Александр, Петр, Николай, Василий, Федор, Михаил, Павел, Алексей, Сергей. (Отметим, что Николай встречается в 2,5 раза реже, чем Иван). Эти же имена возглавляют таблицу самых распространенных имен отцов (т.е. – отчеств) авиаторов, полностью соответствуя церковному календарю. У половины всех летчиков отцы имели имена из этой «десятки». Структура имен самих авиаторов (а это уже не просто следующее поколение, так как их рождение выпало на время революционных потрясений) лишь несколько отличается от структуры имен их отцов. Теперь список десяти самых распространенных имен замыкает «Владимир». Но что более удивительно, на первое место выходит имя «Николай»,  которое носил каждый десятый погибший летчик.

 На рисунке приведены (в сравнении) изменения частоты имен Николай, Иван и Владимир у авиаторов, рожденных  в период между 1910 и 1926 годами.

 Число новорожденных будущих летчиков, получивших при рождении имя «Николай», статистически достоверно превышает число нареченных «Иваном», начиная с 1919 года.

И в наше время структура имен новорожденных подвержена изменениям, причины которых не всегда понятны и именуются «модой». Несомненно, важную роль  играют имена уважаемых народных героев. В 40-е годы младенцев часто называли именем «Валерий», в память погибшего в 1938 году Валерия Чкалова. После полета Юрия Гагарина отмечено увеличение новорожденных с именем Юрий. Из значительных исторических личностей начала 20-го века, носивших имя «Николай» вспоминается лишь царь-мученик Николай Второй. Ему приписывают высказывание: «Если для спасения России нужна жертва, я готов быть ей». Оно в полной мере относится и к погибшим летчикам.

Миф, о том, что весь русский народ единодушно называл Николая Второго «Кровавым» не подтверждается. Возможно, кто-то и подпевал… Но, по крайней мере, в семьях будущих победителей фашизма, это имя стало особенно популярно, как не покажется странно, именно в момент кровавых революционных потрясений.

В 2008 году отмечалась трагическая годовщина - 90 лет со дня убийства  Царской семьи. Но тяжкий труд, ведущий к пониманию последствий этого события для нашей истории и нашего будущего, обществом только начат…

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила Б. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.