Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Онегин, Пушкин, Мотовилов... и мы - в поисках смысла жизни

19 декабря 2010 года

В начале декабря стартовал проект православного творческого объединения «МiР» «Онегин, Пушкин, Мотовилов в поисках смысла».

13 декабря на камерной сцене Дома ученых первые зрители увидели спектакль «Евгений Онегин. Глава 8», являющийся ядром проекта. После него актеры Роман Сванидзе, Татьяна Мальгина и режиссер Ирина Семенчук отвечали на вопросы своих многочисленных друзей (потому что именно они были приглашены первыми оценить новую работу творческого коллектива). Судя по искренним аплодисментам, заинтересованным вопросам и нежеланию зрителей расходиться, спектакль понравился. И практически все, как один, признавались в возникшем у них сильном желании перечитать роман в стихах великого русского поэта Александра Пушкина «Евгений Онегин».

Итак, первой публикой спектакля стали взрослые, хорошо образованные и любящие русскую культуру люди. А задумывалась эта работа как спектакль-урок для учащихся 9-х классов – именно в это время они проходят «Евгения Онегина» в соответствии со школьной программой.

Прологом к спектаклю, вернее, полноценной первой частью проекта о поисках смысла жизни, стал фильм Сергея Трусова «Тайна Болдинской осени».  Во время премьеры спектакля он демонстрировался перед началом в фойе, а школьники, по задумке авторов проекта, должны посмотреть его на уроке литературы. Почему? Не случайно. Фильм был снят в 2000 году, в съемках участвовал и Роман Сванидзе - в кадре он читает стихи Пушкина, внес свой вклад и в сценарий. Но не это главное. Фильм посвящен, казалось бы, исторической, даже архивной,  тайне – побывал ли великий поэт, современник преподобного Серафима Саровского, часто приезжавший в места по соседству с Саровской пустынью, у святого старца? Но все сложнее. Вопрос: почему Пушкин мог у батюшки Серафима быть? За какой надобностью? «Онегин» немного приоткрывает завесу над тайной. Читателю понятно, что автор явно симпатизирует своему герою и постепенно приводит его к необходимости поиска истинного смысла жизни человеческой. Значит и поэта занимали эти мысли…

С этим же вопросом, только более четко сформулированным – в чем смысл жизни христианской? –  пришел к старцу Серафиму на Ближнюю пустынку в 1831 году молодой помещик Николай Александрович Мотовилов, ранее исцеленный Богом по молитве батюшки от тяжелого недуга – паралича. Но вернемся к Онегину…

Наверное, «Евгений Онегин. Глава 8» – это моноспектакль, хотя в нем участвуют два актера. Слова произносит  только один – Роман Сванидзе, читающий роман со сцены, вернее, рассказывающий  его.  А еще точнее – разговаривающий с залом стихами Александра Сергеевича Пушкина. И все-таки – не моноспектакль. Татьяна Мальгина играет одновременно образ музы поэта и Татьяну Ларину, которую Пушкин пишет в своем романе, как свой личный идеал. А говорит актриса и создаваемые ею образы  голосом скрипки, которой владеет профессионально, поскольку она – музыкант. Татьяну-Музу зритель видит только в самом конце спектакля, а до этого мелькает то край ее платья, то рука со свечой, то головной убор… Да и Пушкин не пишет, какова была Татьяна внешне. Главным был для него ее внутренний мир, ее нравственная цельность. Да и как описать идеал?

Как пояснила режиссер Ирина Семенчук, спектакль создавался именно как урок. Он укладывается в 45 минут, решен самыми простыми изобразительными и техническими средствами, чтобы была возможность показывать его в актовых залах и рекреациях школ.

Первыми школьниками, которые посмотрели «8 главу Онегина» 15 декабря, стали ученики 9 класса общеобразовательной школы № 1 (несколькими днями ранее они увидели фильм). По реакции подростков стало понятно, что внутри у некоторых ребят что-то сдвинулось, пошел какой-то процесс. Дети не всегда могут четко сформулировать свою мысль, но кое-кто из мальчиков сказал, что хотел бы в будущем встретить такую девушку, как Татьяна Ларина. Девочки делились – нелегко быть не такой как все, но, пожалуй, надо… Пример Татьяны воодушевляет.

Может быть, из-за сильного впечатления от спектакля ребята не сразу смогли переключиться на третий этап проекта – это экскурсия на Ближнюю пустынку батюшки Серафима. Раньше здесь был святой целебный источник, в советское время уничтоженный, а ныне возвышается храм во имя Святого Духа.

Было видно, что подростков занимают образы Татьяны и Евгения, их отношения. Этого и хотели авторы проекта. Спектакль должен стать поводом к разговору. И прежде чем перейти к следующей теме-ступени раскрытия главной мысли и войти в храм, Роман Сванидзе беседовал  с ребятами и задавал им вопросы.

– Красивая ли была Татьяна? – Наверное, красивая, раз Онегин так ее любил.

– Но Татьяну, в отличие от ее сестры Ольги, Пушкин внешне не описывает… Она привлекала всех, но не внешней красотой, ведь так?..

– Она была добрая…

– У нее был богатый внутренний мир!

– Еще один вопрос:  А что было бы, если бы Татьяна, в конце концов, уступила бы желаниям Евгения и сказала бы ему «да»?

Ребята сначала в тупике. Действительно, ну что тут такого – тебя любят, ты любишь, скажи «да» и живи дальше в любви, якобы… Да, таких случаев в нашей жизни сейчас полно. Разлюбил (разлюбила), ушел к другой (другому)… А любовь ли это будет? И постепенно, шаг за шагом, ребята задумываются, что любовь Татьяны  выше и чище, что согласись она уйти к Онегину (хоть развод и был труден в то время, но возможен), она перестала бы быть собой – такой, какую и полюбил Евгений. Чистота ее души была бы потеряна. Пропало бы то, чем она привлекала Онегина. Отказом она спасла и свою душу, и душу Евгения. В этом и была ее любовь. Этим поступком она любовь сохраняет.

После отказа – «Но я другому отдана. Я буду век ему верна…» – Онегин стоит, «как будто громом поражен». Возможно, он понял, что его привлекало, в чем сила этой женщины. Поэт оставляет своего героя в эту «минуту злую» и мы, читатели и зрители, надеемся, что от этой точки начнется духовное возрастание наследника благородного рода, и он не останется «лишним» человеком, бесцельно скитающимся в бесконечной хандре…

Храм во имя Святого Духа на Ближней пустынке построен на том месте, где преп. Серафим Саровский ответил Николаю Мотовилову,  что смысл жизни христианской – Стяжание Духа Святого. И он не только объяснил ему на словах и на примерах, как это делается. По его молитве на этом месте сошел на беседующих Дух Святой и Мотовилов явным образом видел и чувствовал, что они пребывают в Нем. А затем рассказал об этом в своих записках.

Авторы проекта постарались донести до ребят мысль, чем же славен наш город, почему имя батюшки Серафима известно по всему миру. Именно здесь, на Ближней пустынке, преп. Серафим принимал тысячи людей. На торжества по случаю его прославления в лике святых в 1903 году стеклось со всей России  около 300 тысяч человек (в три раза больше нынешнего населения нашего города)… Что же привлекало их к батюшке Серафиму?

– Его нравственная сила? Чистота?

– Да, то же, что и Онегина в Татьяне.  А еще его великая любовь к людям. Ведь все мы нуждаемся  в любви, все хотим быть любимыми…

Так разговор о любви продолжился, но уже с другой стороны. Ребята зашли и в храм, окунулись в  его особенную атмосферу, познакомились с прекрасными иконами. В частности, здесь находится уникальная икона явления Духа Святого во время беседы святого Серафима с Мотовиловым.

Ребята уходили с экскурсии уже немного уставшие. Впечатлений за короткие два с половиной часа очень много. С двумя мальчиками удалось поговорить, прежде чем они сели в школьный автобус. Спросила, что хотели донести авторы проекта до школьников?

Олег: – Они хотели рассказать нам о смысле жизни. Этот вопрос всех интересует, просто не все это говорят. Мы обсуждали это с друзьями. Думаю, что построить семью, стать хорошим семьянином – такой смысл, наверное?…

– А может,  это не цель жизни, а средство достижения какой-то более глобальной и высокой цели?

Петр: – Семья – это средство достижения гармонии. Гармония – это равновесие, когда все складывается, когда все правильно. А смысл жизни в том, чтобы творить добро и мир ответит тебе тем же.

– А чем вам запомнился спектакль?

П. – Чувством, которое передавал актер.

О. – Да, и глубиной мысли, и теми эмоциями Онегина, которые Пушкин хотел преподнести. Они были выражены хорошо и понятно.  

П. – Разгульный образ жизни, который вел Онегин, он уже больше вести не мог. Потому что уже не понимал, зачем существует. Он потерял смыл жизни.

О. – Наверное, у всех бывает такой возраст, когда человек задумывается о смысле жизни. Онегин задумался, для чего он живет.

– Как вы думаете, Онегин в итоге поймет, для чего он живет?

О. – Мы надеемся на это. Любовь к Татьяне и ее отказ стали для него жизненным уроком. Такие уроки дают дам опыт. Мы учимся на ошибках, многое осознаем. И с помощью этого опыта Онегин, вероятно, может осознать смысл жизни.

На этом простимся с переполненными впечатлениями учениками 1-й школы. Следующая встреча с проектом «Онегин, Пушкин, Мотовилов в поисках смысла» ожидает учащихся саровского медицинского колледжа,  в январе. К проекту может присоединиться любая школа. Для этого надо пригласить к себе в гости ПТО «МiР».

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото Анны Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.