Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Точка отсчета для Сарова – Соловки

4 апреля 2013 года

3 апреля для студентов и преподавателей СарфТИ НИЯУ МИФИ состоялась лекция историка, исследователя  Соловецкого наследия, Вячеслава Столярова – «Соловки в современной культуре».

В Сарове 1 апреля открылась выставка «Соловки: Голгофа и воскресение». В.Столяров – один из ее создателей, автор значительной части контента. Исследованию духовного и культурного Соловецкого наследия посвятил значительную часть жизни. С начала 2000-х защищал Соловки от превращения во «всемирный туристический рай», убеждая власть имущих, что Соловки – это, в первую очередь, русская святыня.

Лектора, своего  друга, представил аудитории член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, помощник директора РФЯЦ-ВНИИЭФ,  Дмитрий Владимирович Сладков. В СарФТИ Вячеслав Павлович читал второй раз. Только между лекциями получился большой промежуток – почти семь лет. Хотя разговор, по сути, один и тот же – о традиционных ценностях. О том, что знать их необходимо,  что они для нас – точка отсчета, позволяющая ориентироваться в современной жизни.

Сама я – человек уже взрослый, поколение мое – где-то посередине между Вячеславом Павловичем и студентами, к которым он пришел. И человек я верующий и воцерколенный, как и он, а среди собравшихся только пятеро открывали Библию (так показал опрос в начале лекции).  Поэтому восприятие происходящего, конечно же, разнилось. Мне показалось, что лекция была стройной и логичной, что главная ее тема была хорошо раскрыта, что лектор применял интересные  и неординарные подходы. Студентам же (хочется надеяться – не всем) показалось иное. Вот, например, такие слова: «Не понравилось… Информация изложена сумбурно и не систематизировано. При прочтении любого источника в Интернете количество полезной информации было бы больше».

Что тут спорить, ведь у всех разные критерии полезности. А они потому и разные, что отличаются точки отсчета. О чем и повел речь необычный лектор.

В.Столяров коснулся книги Бытия – истории первого братоубийства Каином Авеля, за что был проклят. Рассказал о том, чем во многом является монастырь – «инструментом восхождения к Богу». Об основателях Соловецкой обители и о том,  как монастырь на заброшенных островах – «на краю жизни и смерти» – стал просветителем сурового северного края, фактически присоединив эту территорию России. И территорию немалую, равную двум областям или одной республике.

«Как управлять таким государством, с суровым климатом, с жителями, говорящими на разных языках (на побережье Белого моря жили саамы, финны, ненцы, а шведы и норвеги тоже считали эту землю своей)?» – спросил лектор. «Строить крепости!» – ответ из аудитории. «Ну, тогда ты будешь сидеть в крепости, вокруг которой враги», – реагирует Столяров. Монастырь поступает иначе. Он защищает северные народы от вторжения иностранцев, желавших их научить азартным играм и споить – выходят указы игумена Соловецкой обители свт. Филиппа Колычева ( а затем и Царя Иоанна Грозного) «не играть в зерн», «вышибать торговцев спиртными напитками». Идет строительство церквей по побережью. Дети северных народов обучаются в монастыре грамоте, иконописи, строительству и другим полезным профессиям. Все народности начинают общаться на русском языке,  приобщаются к православной культуре. Север крепнет. Поморы доходят на своих судах до Америки.

Трагична русская история. Этих страниц также коснулся В.Столяров. Он затронул темы  – опричнины и гибели свт.Филиппа, Соловецкой осады и церковного раскола – очень кратко, поскольку каждая заслуживает отдельного рассмотрения.  Но они были необходимы в контексте лекции. Каждый человек получает воздаяние за свои поступки. И особо велика ответственность помазанника Божия – Царя, поскольку от Бога ему вручена судьба народа. Поэтому печальны последствия правления Ивана Грозного царя  для его потомков (пресечение династии). И для императора Петра Первого, который, запретив судостроение и принятие иностранных флотов в портах Беломорья,  фактически разорил русский север и поморские народы. Духовника своего – будущего святого Иова Голгофского – слушаться не хотел, сослал его на остров Анзер Соловецкого архипелага. Итог – ранняя смерть, сестры и супруга насильно пострижены в монахини, сын Алексей умер в тюрьме.  Династия под угрозой, в России зарождается революция.

И все-таки духовная мощь Соловецкой обители так высока, что монастырь разоренный после «соловецкого бунта», снова возрождается. В 19-м веке на «острова спасения» стремится попасть каждый, как на Афон, как на Святую землю. К началу 20 века на Соловках работает своя метеостанция, судостроительный док, типография, художественные мастерские, гидроэлектростанция. У Соловков своя печать, свои флаги. Это целая духовная республика. Однако приходит революция. Это новая страница. Это СЛОН (соловецкий лагерь особого назначения). Кровавая мельница.

Вячеслав Павлович постарался донести до аудитории, в чем корни революции, которая смела многие достижения российского государства, уничтожила миллионы жизней, причем лучших людей… Он подошел к этому с позиций Библии. С тех незапамятных времен, когда Каин убил своего брата и земля возопила об этом к Богу, когда Каин был обречен скитаться, так как не мог уже питаться от земли,  человечество разделилось на сынов Каина и сынов Божиих.  На тех, кому не дорога родная земля (вернее никакая земля не родная), кто паразитирует на труде других,  и иных  – тех, кто может обрабатывать землю, кто способен затосковать по родине, кто ищет высший смысл бытия и стремится жить по заповедям Божиим.

Непростой вопрос, соглашусь. Племя Каиново и племя сынов Божиих…  Одна культура борется с другой культурой. Можно ли утверждать, что все человечество делится на эти две противоположные по внутреннему  устроению души группы?  Тогда, если ты родился в роду Каиновом, уже обречен быть таким?  На мой взгляд, это разделение не по крови (не по родству), а по духу. В каждом из нас живет Каин, но мы можем стать сынами Божиими, если принимаем иной взгляд на мир.

Итак, Соловки – как точка отсчета. Точка отсчета для чего?  Для понимания мировоззрения наших предков, для понимания святыни вообще и обретения своей  святыни в частности. Этим и завершилась лекция – Вячеслав Павлович обратил внимание слушателей на то, что происходит в нашем родном городе: саровская святыня лежит, рассеченная пополам. Дорога через монастырь прошла в советское время, но и сейчас по ней ездят машины. Содрогается уникальный подземный комплекс. Но главное – воспроизводится то, советское, отношение к святыне – попрание ее. На примере Соловков В.Столяров показал, что излучаемый монастырем духовный свет может преображать все вокруг, укреплять, развивать, возносить. А что может поруганная святыня? Ведь сначала Свет должен накопиться, налиться, как вода в чашу. Но чаша – разбита.

Многие саровчане против того, чтобы замкнулся контур монастыря, потому что «не удобно будет ездить».  Но это – логика каинова племени, как ни неприятно это осознавать. А не хочется быть в их числе…

Так что лекция, особенно ее концовка, вызвала неоднозначную реакцию. На мой взгляд, аудитория была неоднородна, мнения разделились. Были, например, такие вопросы:

«Кто сегодня скупает Соловки?» – «Сегодня уже никто – отбились, но опасность все же есть».

«Как распространяется свет от монастыря?»  – «Как вода переливается из переполненной чаши».

«Правда, что на Соловках выращивали виноград?» – «Не только виноград, но и дыни, и  арбузы, и различные реликтовые растения с Тибета».

«Вы считаете, что проезд через наш монастырь надо закрыть, все храмы построить и запустить паломников?»

Вячеслав Павлович ответил следующим образом: «Храмы строить – это вопрос. А замкнуть контур надо. Тогда в Сарове мы получим точку отсчета. Для всех. А те люди, которые сегодня живут здесь и страдают от техногенной среды (в кварталах - каменных джунглях) найдут в монастыре место, где сможет отдыхать и приходить в себя их душа. Ведь монастырь – это духовная лечебница…»

Лекция завершилась. А как ответит на этот вопрос каждый из нас? 

Культура / 2013.03.04 Лекция В.П.Столярова о Соловках в СарФТИ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото А.Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.