Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Митрополит Георгий ответил на вопросы директоров саровских школ

15 апреля 2013 года

Разговор митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия с директорами и преподавателями школ состоялся в зале Городской Художественной галереи. Педагоги приготовили много вопросов. Но прежде чем начать отвечать, Владыка Георгий обосновал саму необходимость такого формата общения: профессионального сообщества с правящим архиереем епархии. «Наши с вами встречи – это попытка диалога,  взаимопонимания. Мне хочется, чтобы мы с вами вместе нашли силы противостоять греху в нашей жизни», – сказал владыка Георгий.

 Начиная разговор, он кратко и жестко обрисовал кризисную ситуацию в обществе. По данным Росстата Нижегородской области, за последние двадцать лет население области сократилось почти на 400 тысяч человек. Можно попытаться объяснить это экономическими причинами, но в них ли дело? По убеждению владыки, это плоды греховной жизни: «Мы вымираем: страшная смертность, народ не хочет рожать детей, а  тех, кого родили, отправляем за границу… За 2012 год произведено 16500 абортов, 45 жизней в день. Животные и птицы защищают своих детенышей от опасности, а  человек – убивает своих детей...»

На простых жизненных примерах митрополит Георгий постарался объяснить педагогам, что для противостояния такому духовному разложению необходимо элементарное знакомство детей с традиционными ценностями, которые присутствуют в нашей православной культуре:

– Каждому родителю хочется выдать дочь замуж за доброго юношу, который любил бы ее, вел бы праведную жизнь, хранил бы семью, не променял бы ее благополучие на бутылку водки. И чтобы сын вступил бы в брак с благочестивой чистой девушкой, а не распутной девкой. И чтобы жена хранила домашний очаг, учила детей добру и усердию. А в жизни наблюдаем у многих молодых людей завышенную самооценку и позицию: «Мне все и всё должны». И в такой тяжелой духовной ситуации даже просто попытка Святейшего Патриарха и Президента России ввести в школах курс ОРКСЭ, в котором есть модуль Основ православной культуры, вызвала у учителей и родителей страхи…

На вопрос – Каково отношение к курсу ОРКСЭ, имеет ли его введение долгосрочный характер или это дань моде? – Владыка ответил, что этот предмет – попытка познакомить детей с духовным наследием. А перспективы во многом будут зависеть от учителей и родителей. Преподавателей Основ православной культуры, по мнению владыки Георгия,  надо подбирать тщательно – тех, кто желает, кто способен. А это большой труд директора школы.

Что касается продолжения преподавания Основ православной культуры (в рамках ОРКСЭ) после 4-го класса, данный вопрос обсуждался и с Патриархом, и с высшими учебными заведениями, с Министерством образования РФ. Сегодня по инициативе Московской Патриархии создана рабочая группа для проработки такой возможности. Кроме того, ОПК можно преподавать факультативно, если есть желание родителей и детей, и религиозный отдел Нижегородской епархии готов этому помогать.

В вопросах читались те самые «опасения и страхования» педагогов, о которых в начале сказал митрополит Георгий, как о последствиях богоборческих десятилетий:

 – Не противоречит ли знакомство детей с православными традициями светскому характеру образования?

– А что такое светский характер образования? Религиозное образование и воспитание даются в семинарии – это пост, молитва, духовное делание, богослужение. В школах мы этим не занимаемся. Что же плохого, если дети узнают о преподобном Сергии Радонежском? Или вы считаете, что светскость – это атеизм и богоборчество? Неужели ребенок не должен знать, какие чаяния в русской истории были связаны с иконами Божией Матери Казанской и Владимирской? Почему мы присваиваем себе право лишать детей знаний о своей родине, ее культуре и традициях?

Педагогов интересовали формы работы Церкви с молодежью, епархиальный опыт организации спортивных соревнований. Владыка предложил больше читать различные издания Нижегородской епархии и митрополии, слушать радио «Образ», чтобы быть в курсе работы Церкви, в том числе и с молодежью. По мнению владыки Георгия, молодежь сегодня – очень активная, думающая, интересная. К сожалению, на многие волнующие их вопросы молодые часто не могут получить ответ. Например, юноша, который хочет посвятить свою жизнь защите Родины, интересуется,  как соблюсти заповедь «Не убий» и стать военным? – вопрос, на который ни дома, ни в школе он не нашел ответа. И когда, наконец, он слышит от священнослужителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя», когда узнает о святых князьях-воинах Димитрии Донском, Александре Невском, его глаза светлеют… Почему же такие простые вещи современные педагоги не могут объяснить детям?

Отвечая на вопрос о покровительстве Церкви спорту, митрополит Георгий призвал не увлекаться названиями «православный учитель», «православный врач», «православный спортсмен». Главное – это мотивация действий:

–  Не надо заниматься православными спортивными мероприятиями, а вот воспитывать  защитника Отечества – и для этого готовить его быть сильным телом и духом – можно и нужно. Тогда получается правильно: батюшка не мероприятия по боксу благословляет, а юношу, чтобы он готовил себя быть воином. Надо научиться в жизни простой вещи – ставить лошадь впереди телеги.

Подробно владыка остановился на теме ювенальной юстиции, отметив, что этой проблемой Церковь обеспокоена особенно. У семьи отнимается преимущественное право воспитания детей, и утверждается за обществом. Чиновникам по любому поводу могут изымать детей из семьи. Для этого создаются ювенальные суды, следственные аппараты, учреждения опеки. Запад толкает к этому и нашу страну. Да, если дети не защищены, их надо спасать. Но помнить – «благими намерениями выстлана дорога в ад». Если в холодильнике недостаточно продуктов, не совсем хорошие условия жилья, надо помочь с продуктами, с жильем, родителям – с трудоустройством. На это потратить деньги, а не на содержание чиновников и изъятых из семьи детей.

Владыка Георгий предложил всем ознакомиться с документами последнего Архиерейского собора, в том числе и с «Позицией Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции» (на официальном сайте patriarchia.ru).

На западе усиливается тенденция, когда чиновники присваивают себе право командовать семьей. В Финляндии за прошлый год у родных родителей изъяли 13000 детей, в Швеции – 14000. Развилась система однополых сожительств, которые стали называть семьей и оформлять как официальный брак. Потом выяснилось, что эти люди и детей хотят иметь. И нередки случаи, когда изымаемые у родных родителей дети попадают в эти, так называемые, «семьи». Всем этим тенденциям можно противостоять только воспитанием:

– Нам надо заботиться о своих детях – думать, как им привить иммунитет к пошлости, разврату, гордыне. Чтобы они обрели дух целомудрия и праведной жизни. Если дети наши распущенные и развратные, то это мы с вами такие, дети – это фотография нашего внутреннего мира.  И вы, как педагоги, знаете это лучше меня, взирая на своих учеников.

Владыка привел примеры социальной работы Нижегородской епархии – по созданию кризисного центра для беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, об организации пункта бесплатной юридической помощи многодетным, о выдаче продуктовой помощи: «Есть люди, которые  голодают, они приезжают в храм за двумя килограммами гречки и бутылкой подсолнечного масла с другого конца города и благодарят со слезами». Главный принцип действий в отношении семей, которым трудно, владыка Георгий сформулировал так:  «Надо помогать людям в беде, а не отнимать детей»:

– В современном мире мы закрылись в своих квартирах, уютно уселись у телевизоров, уткнулись в компьютеры, погрузились в Интернет. Мы так старательно друг от друга отгораживаемся, что если кто-то попадает в беду, некому протянуть ему руку. …Социальным служением можно и нужно заниматься очень серьезно. И Святейший Патриарх, и Архиерейский собор  призывают к этому служению всех нас. И сегодня Церковь начинает более глубоко взаимодействовать с государственными учреждениями.  До тех пор пока есть проблемы в семье и дети несчастны, это значит, мы мало делаем. Надо чтобы этой проблемы не существовало.

Два вопроса педагогов были посвящены развитию Сарова, как духовного центра, роли в этом монастыря. Как всегда в связи с монастырской темой прозвучал вопрос об открытии города – не предпринимает ли Церковь шагов в этом направлении? «Дорогие друзья, мы служим Богу, Церкви и народу Божию. Мирскими же делами занимайтесь вы – миряне. Нам, закрытый город  не мешает молиться», – ответил митрополит Георгий. Что же касается вклада монастыря в духовное возрождение города, владыка предложил «растить монахов» из своих сыновей:

– Нельзя ничего не отдавая, все получать. Родить монаха, взрастить его к духовной жизни, это – не инженера подготовить. Мы монахов расстреляли, разогнали, в тюрьмы посадили и теперь ждем; а что монастырь может нам дать? А он сам еще инвалид… Прийти к монашеской жизни – это дело избранничества Божия. Господь выбирает. В монастырь мы никого не заманиваем, не рекламируем его, люди сами идут за духовной пищей.  Думаю, что и сегодня, при минимальном числе насельников в обители,  Саровский монастырь оказывает доброе влияние.

Хороший вопрос прозвучал, по-видимому, от учителя, который сам заинтересован в духовно-нравственном воспитании на примере Православия, но пока не знает, как вести себя с родителями:

 – Как убедить неверующих родителей воспитывать детей на основе православных традиций?

– Единственно возможный формат – доверие. Если к вам, как к педагогу, есть доверие родителей, то вы сможете их убедить. Из навязывания, особенно, в духовной сфере, ничего хорошего не выйдет.

Я часто повторяю: Русская Православная Церковь не занимается пропагандой, а проповедует. Мы не делаем рекламу христианству, а свидетельствуем о Христе – это опыт нашей жизни. Вот и все, а каждый сам выбирает. Поэтому так важно наше с вами общение. Мы – живые люди, это наша с вами страна, наша земля. Ее надо хранить, ценить. И благоговеть перед ней. Нам надо перестать быть хамами, у которых неуважительное отношение ко всему святому и чистому. Если кто-то не желает по-христиански воспитывать своего ребенка, насильно мил не будешь.

 – Считаете ли вы важным знакомство дошкольника с образом Христа?

– Да, и более того – воспитывать надо в утробе матери. И когда мама посещает богослужения, тогда ее малыш духовно знакомится со Христом.

– В Сарове есть детский сад, который посещают дети из семей в трудной жизненной ситуации. Можно ли что-то сделать, чтобы оздоровить семейные отношения и побудить родителей выполнять свой родительский долг? 

– Думаю, что возможно.  Людям не хватает человеческого тепла. Нередко социальные службы не срабатывают до конца. Необходимо более плотное взаимодействие с Русской Православной Церковью. Я бы попросил ваших священнослужителей вместе с администрацией города проработать эту тему более глубоко и подготовить справку: сколько таких семей, с чем они сталкиваются, что можно сделать. Зачастую врачевание происходит через искоренение греха, путем покаяния.

 – Выделяются ли в епархии какие-нибудь гранты для учителей младших классов?

– «Каких-нибудь» грантов мы не учреждаем, а конкретные есть. В Фонде Серафима Саровского действует грантовый конкурс по нескольким направлениям: культура, образование, социальное служение, информационное пространство, – участвуйте! В пошлом году от Нижегородской епархии было подано 2200 заявок, отобрано 350 победителей, из них  45 – от нашей епархии. Саров пока слабо представлен на этом конкурсе.

 

Беседа митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия с педагогами длилась более часа, в завершение глава администрации Валерий Димитров поблагодарил высокого гостя за визит и выразил надежду, что подобные встречи в Сарове станут регулярными.

На выходе педагогов ожидали подарки от владыки – диски с записью лекций митрополита Леонида Пушкаря по библейской истории и о смысле жизни человека, а также с  документами, иллюстрирующими позицию Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции.

События и праздники

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото А.Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.