Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

В СарФТИ завершилась Третья студенческая конференция по истории

25 апреля 2013 года

24 апреля третья студенческая конференция по истории – «Ядерный университет и духовное наследие Сарова» - завершила свою работу. На этот раз конкурс докладов проходил в другом потоке. Список, из которых студенты выбирали темы для своих докладов, был тот же, однако даже одинаковые темы звучали по-другому –  иная глубина проработки материала, другие источники и акценты, ­ – жюри было интересно работать.

Из девяти представленных работ, на первое место члены жюри единогласно выдвинули  доклад «Саровские торжества 2003 г.» Д. Бакайкина, А. Борискова и А. Васюхина (группа ПМФ12). Всего десять лет прошло с тех пор, как в Сарове впервые после советского периода официально и торжественно отмечалась память преподобного Серафима Саровского. Вполне можно найти участников событий, что и сделали авторы доклада. Более всего жюри понравилось, что первокурсники провели большое самостоятельное исследование – записали видео-интервью с М.И.Чумаком – свидетелем событий 2003 года, включили в презентацию большой и уникальный фотоматериал. На вопрос, какие торжества им видятся более значимыми – 1903 года, когда состоялось прославление, или 2003 года, на столетие канонизации преподобного Серафима Саровского? – ребята ответили по-разному. Один из авторов работы посчитал, что более торжественными были события в прошлом веке, когда в Саров собрались десятки тысяч людей со всей России, а его товарищ ответил иначе: «Более значимы торжества 2003 года». Действительно, после восьмидесяти лет безбожия, запрета веры, почитание святого вновь возродилось и было поддержано на государственном уровне.  Пожалуй, оба ответа верны. Поскольку чрезвычайно важны обе даты. Как канонизация в 1903 году, на принятие решения о которой повлиял Государь Император Николай II, так и событие уже новейшей истории, нашего века, собравшее в Саров 15 патриархов Поместных Православных церквей, государственных деятелей во главе с президентов РФ В.В.Путиным.  Трудно переоценить их значение для нашего Отечества.

Второе место было присуждено докладам «Духовное наследие преподобного Серафима Саровского» (С. Попов, А. Маринин ПМФ12)  и «Ю.Б. Харитон» (Р. Козабаранов, А. Бобков, В. Головкин ПМФ12). Третье место заняли доклады «Атомная разведка и КБ11» (А. Доронин, А. Агапов ТМ12) и  «А.П. Александров» ( Е. Смирнов, Д. Кузнецов ТМ12).

 Подготовка к этой конференции – большой нравственный задел для студентов, которые только завершают первый год своего обучения в высшей школе. Хорошо, что уже сейчас они заинтересовались страницами истории своего города и страны, познакомились с биографиями и судьбами выдающихся ученых, трудившихся здесь, создавая ядерный щит Отечества, узнали о духовной истории Сарова и о почитании преподобного Серафима, которое возникло более полутора веков назад и продолжается во всем мире по сей день.

К сожалению, историю в технических вузах проходят только на первом курсе. Вернуться к тем же темам, только уже под другим углом зрения, студенты смогут теперь только на третьем курсе, когда будут выполнять научно-исследовательские работы по социологии.

С плодотворной работой на конфренции ее участников поздравил помощник благочинного по взаимодействию с системой образования иерей Александр Брюховец, он сконцентрировал внимание собравшихся на месте веры и духовности в жизни каждого и, особенно, в жизни челвоека, живущего и работающего в таком богатом духовной и научной историей городе, как наш Саров:  

– Участвуя в этой конференции, вы, молодые граждане России, можете осмыслить свое место в истории, потому что сегодня она пишется и продолжается в истории нашего города, в истории России. Познакомившись с жизнью великих людей, наших соотечественников, наших земляков, мы можем осмыслить свою.

Кто мы? Простые обыватели, или все-таки на нас тоже лежит ответственность за славное прошлое  Сарова. К сожалению, приходится признать, что если в Советское время слова «подвиг» и «самоотверженный труд» присутствовали в ежедневной жизни людей, то сейчас таких слов нет. Сейчас все в большей или меньшей степени измеряется деньгами: «заплатят», «не заплатят», «сколько заплатят» или «мало платят, я этим заниматься не буду, мне это неинтересно», – и так далее. Это замечаешь, общаясь с молодежью. И мало встречается таких людей, у которых горят глаза и которые чувствуют, что за ними будущее, и им продолжать этот великий труд саровских ученых.

Вот вопрос: «Почему на этой конференции присутствует священник?» Потому что о духовности, истории, о преподобном Серафиме Саровском. Но нужно сказать и о светской стороне. Множество тех знаменитых людей, о которых вы читали доклады вчера и сегодня, это Люди с большой буквы. Многие из них не были атеистами. Хотя встречались и атеисты.

Положение ВНИИЭФ и Саровского монастыря, параллельное существование двух миров  говорит нам о том, что нет столкновения, нет противоречия между духовной жизнью и наукой. Есть два пути развития мысли человечества или жизни человечества, которые не конфликтуют между собой. Духовная жизнь обращена к Богу, к познанию самого себя, а наука обращена к тому миру, который сотворил Бог – к тем законам, которые были вложены в сотворение, и использование этих знаний на благо общества, на благо нашей жизни.  И вот такое мирное сосуществование двух центров –   научного и духовного в нашем городе – это замечательный пример того, что наука и  духовность не конфликтуют. Хотя есть расхожий идеологический штамп, что «наука доказала, что Бога нет», или «наука борется с религией». На самом деле такого нет. Это мы с вами видим, изучая существование ВНИИЭФ на протяжении 65 лет. С одной стороны, знаем свершения наших знаменитых земляков в науке, но не можем заглянуть в их душу и сердце. И надо сказать, что это поколение, которое создавало Саров и ВНИИЭФ, создавало ядерный щит – это поколение послевоенное. Это были люди настолько цельные глыбы, как  с точки зрения нравственности, так и с точки зрения служения своему Отчеству.

Сам я закончил МИФИ в 1993 году в Москве. И у нас тогда преподавали профессора, которые прошли войну, основали кафедры и написали научные труды, по которым мы в конце XX  века продолжали обучение. Эти труды были настолько доходчиво и доступно написаны, что порой диву даешься. Родители фронтовиков, военного поколения, сами росли до Революции и воспитывались в православной среде в соответствии с духовными традициями и принципами нашей православной веры. Дети именно этих родителей строили нашу науку, культуру и  строили Советский Союз. Да, была другая идеология, но нравственные принципы были заложены еще тогда. Да, Советский Союз разрушился. Да, у нас сейчас кризис. И вот таких людей, которые были тогда, надо поискать. Это еще раз доказывает, что если мы хотим развиваться, хотим сохранить наше наследие, в основе личности, которая работает, трудится в истории, должна быть духовность.

Если говорить об ученых, например, Зельдовиче. Мне кажется, он скорее был агностикам. Наверное, не было времени и возможности в Советское время исповедовать веру. Но тем не менее, в некоторых его высказываниях говорится примерно следующее: «Этот мир или законы физики не существовали бы, если не было бы некоего высшего начала, какого-то заложенного в него принципа, разумной организации». За познанием мира он видел, не отдавая себе отчета, Творца этого мира подобно тому, как М. Ломоносов говорил: «Бог оставил нам две книги: Библию, в которой он рассказал нам о себе, и мир, познавая который, мы можем познать Бога». Нравственные идеалы были присущи ученым.  Какое-то время в Сарове трудился академик Боголюбов. Он открыто исповедовал веру. И письмо с ходатайством об открытии прихода, направленное в Горсовет, было в значительной мере подписано учеными.  Это еще раз показывает, какую роль сыграли ученые в возрождении духовности в Сарове.

Хочется еще раз подчеркнуть две мысли. Есть люди, которые трудятся, и есть идеалы в их душе. Если нет духовных идеалов то, к сожалению, все наши усилия, даже земные, могут рухнуть, как рухнул Советский Союз. Ведь важно, что человек делает и ради чего он это делает. Без духовности мы ничего бы не построили.

Ваша конференция по истории замечательная. Спасибо вам за те труды, которые вы здесь понесли. Хорошо бы теперь все осмыслить и прорисовать свою роль: «А что я буду делать? Как я буду дальше нести знамя наших предков? Как я буду строить тот мир, который вокруг меня, и тот мир, который во мне?». Преподобный Серафим Саровский обращал на это особое внимание. Вы знаете его замечательную фразу: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», то есть твой внутренний мир, твое духовное состояние благодатно действует на окружающих, преображает мир вокруг. Соответственно, если  человек православный, духовный, таким становится и мир вокруг него. Если человек бездуховный и безнравственный, то и мир вокруг, к сожалению, становится мрачным, греховным. Поэтому дай Бог вам и знаний, и достижений, и чистоты души и сердца!

О первом дне работы конференции - читайте здесь.

Кафедра теологии / Третия студ. конференция по истории 24.04.2013
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2

Скачать презентацию

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.