Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Крестный ход из Сарова в Дивеево

1 августа 2013 года

Крестный ход из Сарова в Дивеево с мощами прп. Серафима 31 июля напоминал полноводную реку, в которую по пути вливались большие и малые ручейки – различные крестные ходы, группы паломников и отдельные богомольцы.

Саровчане на коленях проводили раку с мощами батюшки Серафима. Неизвестно, посетит ли он еще когда-нибудь своей плотью наш город, и доживем ли мы до этого события…

Первое пополнение в ряды саровчан влилось сразу за КПП, но основная масса участников крестного хода ожидали святые мощи в пос. Цыгановка. Пели Иисусову молитву на особый «походный» распев. Некоторые крестные ходы, было видно, пешком проделали немалый путь. У людей на солнце не раз сошла кожа с лица, одежда поистрепалась. Святыню подвезли на «Газели», переложили на помост и сразу покрыли целлофаном на случай дождя, который висел в воздухе. Священнослужители понесли раку с мощами, а впереди шли хоругвеносцы всех крестных ходов, среди них особенно красочно смотрелись казаки. Ввиду огромного стечения людей священник-распорядитель предложил участникам шествия разбиться на три группы, и каждой из них организованно петь молитвы. Певчих из Сарова возглавил о. Николай Никишин. Они неоднократно читали акафист Преподобному, при этом некоторые богомольцы подпевали по памяти.

С прекрасной иконой прп. Серафима шел объединенный крестный ход из Городца и Павлова, порядка 400 человек. Городчане вышли 17 июля, а жители Павлова присоединились к ним 24 июля. Из Городца были святыни: Феодоровская икона Божией Матери и ковчежец с частицами святых мощей, к нему верующие прикладывались во время остановок. Всего были сделаны три остановки, во время них священники совершали молебны с акафистом батюшке Серафиму перед ракой с его мощами.  

Познакомилась с людьми, которые более десяти лет назад переселились в окрестности Дивеева – из Якутии и Приморского края. Они считают, что батюшка Серафим призвал их жить сюда. Одна из женщин в молодости прочла книгу о Преподобном, и ей особенно запомнились пророчества о последних временах, о том, что антихрист не перескочит Святую Канавку. «Как бы не забыть название этого села», – подумала она и… благополучно забыла. На 30 лет. А потом муж поехал в паломническую поездку в Дивеево и захотел перебраться сюда. Купили землю, обустроили дом, хозяйство. В разговор вступил муж этой женщины. Он рассказал о том, как его исцелил прп. Серафим. – «Мне 73 года. Мои родители и бабушки-дедушки – все были православные до конца жизни. А мы, их дети, пятеро братьев, отошли от Бога. К вере меня Господь привел великими скорбями. Попустил мне воочию видеть бесов. Я-то думал, что это сказки, но они оказались ужасающей реальностью и, если бы не Его помощь, то я, наверное, сошел бы с ума. Бесы меня мучили, мне казалось, что у меня плавится мозг. Я слышал их мерзкие крики, они не давали мне передышки ни на минуту. Тогда я вспомнил Иисусову молитву, которой меня учили в детстве. Решил пойти в храм. Пришел к концу вечерней службы, встал позади всех, весь трясусь. Захотел приложиться к праздничной иконе, которая лежала на аналое. А это была икона батюшки Серафима, и вечер накануне дня его памяти, 15 января. Вдруг слышу голос справа: «Проси». Теперь я понимаю, что это был мой ангел-хранитель. Я упал на колени и мысленно крикнул: «Исцели». И сразу почувствовал себя исцеленным... Вот почему я здесь, на крестном ходу, – подытожил  он свой рассказ.

Я спросила, правда ли, что батюшка Серафим не всех желающих принимает жить в Дивеево. Мои собеседники это подтвердили: «В Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря говорится, что сюда шли только самые стойкие молитвенники, потому что здесь жизнь была очень трудной, не было самого необходимого. А сейчас вроде бы все есть. Но на первых порах люди испытываются. Действительно ли они ищут прежде всего Царствия Божия и правды Его или чего-то другого. Мы видели много семей, которые приехали сюда спасаться, но погибли окончательно. У себя на родине они, может быть, и спаслись бы, а тут не выдержали духовной брани, и пустились во все тяжкие. Кто-то запил, другие начали обогащаться. Без духовной жизни в Дивееве невозможно укорениться. Поэтому люди уезжают, это естественно...»

Спросила о личном отношении к прп. Серафиму одного из священников, участвовавших в крестном ходе. Он был немногословен, а его матушка поведала, что по молитвам Преподобного сократились дни их разлуки. Когда супруг проходил служение в Дивеевском монастыре, очень скучал по ней. И как только попросил помощи у прп. Серафима, вдруг видит – навстречу ему идет правящий архиерей. Он подошел под благословение и спросил, можно ли привезти супругу. Тот благословил, и вскоре они были вместе...

Когда мы читаем воспоминания участников Саровских торжеств 1903 года, все они в один голос говорят о массовых чудесных исцелениях по молитвам прп. Серафиму. Сейчас, может быть, все происходит не так явно. Но если расспросить людей, многим есть что рассказать. Батюшка Серафим не оставил нас...   

Среди участников крестного хода были инвалиды-колясочники и даже слепец с белой тростью. Люди во время остановок знакомились, им было приятно, что сюда собрались верующие со всех концов страны. Группа молодых людей из Винницы отправились в поездку по Золотому кольцу России и «случайно» попала в Дивеево на торжества. Паломник из Томска сообщил, что у них очень любят прп. Серафима. В городе есть храм, посвященный ему, и еще один – в закрытом Северске. Женщина из Татарстана поделилась, как в первый раз ей было трудно найти Дивеево, навигатор ее кружил по Мордовии. Без искушений не обходится. Зато теперь душа просится обратно, в Дивеево… 

Погода выдалась хорошая – нежаркая. Правда, возле поворота на с. Кременки крестный ход накрыл дождь с градом. Некоторые сняли намокшую обувь и дальше шли босиком. Все тяготы люди (даже дети) переносили благодушно. Благодати от мощей Преподобного, от чудотворных икон, от общей атмосферы праздника было так много, что она покрывала все. На лицах встречающих крестный ход мы видели восторг и душевное волнение, ведь батюшка Серафим – родной и близкий святой. Старушки плакали, что дожили до такого торжества православия. А в глазах людей неверующих было недоумение: откуда эта многотысячная мощь и всенародное радование? Многие ощущали, что присутствуют при историческом событии – отсюда желание запечатлеть происходящее на телефон или камеру. А один мужичок упорно фотографировал всех бородачей. На вопрос, для чего он это делает, ответил: «Меня дома пилят, чтобы я сбрил бороду. А как же я без нее? Все вокруг с бородами».

Воочию увидели возрождение казачества, его активность. На крестном ходу были оренбургские казаки с Табынской иконой Божией Матери, одетые в полевую камуфляжную форму. Хоругви несли казаки Донского войска из Ростовской области, в синем. В форме черного цвета были представители «Верного казачества» из Украины, которые прошли крестным ходом от Кировограда до Дивеево порядка 2 тыс. км. Около 30 казаков со священником вышли 13 мая, чтобы успеть к Серафимовским торжествам. Шли по 2 недели, сменяя друг друга. К ним присоединилась масса народу из Тамбова, Курска, Липецка и т. д. От кировоградских казаков мы узнали, что в Украине действуют казачьи организации в Киеве, Житомире, Запорожье и др. городах, у них есть небольшие отличия в обмундировании и уставе. А в самом Дивееве мы встретили великое множество казаков в живописной форме, и даже с шашками на боку.

Оренбургские казаки рассказали, что они в 2010 году возродили традицию крестного хода с Табынской иконой Божией Матери. Это – список с утраченной после революции чудотворной иконы, которая была самым почитаемым образом в Урало-Сибирском регионе. Икона была обретена в Башкирии в XVI веке, а ее широкое прославление началось во время эпидемии холеры 1848 года. Крестные ходы с иконой собирали до 20 тысяч паломников со всей России. В 1919 году белоказаки вывезли Табынскую икону в Китай, где в ее честь был основан мужской монастырь, а в середине XX века икона пропала, ее пытаются найти. Список иконы тоже уже намоленный, его украшают приношения верующих. На следующий год казаки планируют с Табынской иконой обойти крестным ходом всю Нижегородскую митрополию.

Среди икон на крестном ходе особенно выделялась огромная Надымская казачья икона Государя Николая II (размером 175 на 210 см и весом более 200 кг). К ней снизу приделаны колесики, но ее несли плечах по десять человек одновременно. Спереди она вся увешана украшениями, множеством нательных и священнических крестов, есть даже панагии. На обороте иконы – история ее создания и тексты молитв. Также сзади подвешены особенные колокола: на малом – барельеф Царской семьи, а большой – украшен литой фигурой Государя, на юбке колокола – фрагмент из акафиста Царственным страстотерпцам. Во время шествия один человек бьет в колокола. Икону Государя, а также ряд других икон: цесаревича Алексия, прпп. Сергия Радонежского и Серафима Саровского привозит на крестные ходы атаман Надымского округа Сибирского казачьего войска полковник С. Н. Кришталь.

Надымская царственная икона была написана в 2003 году и участвовала в Серафимовских торжествах десять лет назад. Тогда она впервые замироточила. С тех пор икона объездила множество православных епархий в России и за рубежом, сподвигая людей к покаянию, проповедуя восстановление «Православного самодержавного царства русского». Многие участники крестного хода несли полиграфические копии большой иконы, а также иконы царевича Алексия.

Старик с длинной белой бородой торжественно нес бело-желто-черный монархический флаг. Он пояснил, что таким образом  выражает чаяние прихода монархии: «Белый цвет – символ Бога, желтый (золотой) – Царя, а черный – это мы, его подданные. От подданства, принятого на Соборе 1613 года, нас никто не освобождал». На вопрос, чьи же мы подданные, старик, загадочно улыбнувшись, ответил, что Господь явит Царя... Самые распространенные иконы на крестном ходу – прп. Серафима и Государя Николая II. Эти святые почему-то всегда оказываются рядом. Прп. Серафим прославляет царя, который его прославил…

В Дивееве в общий крестный ход влились паломники из палаточного городка. Кого только не увидишь на крестном ходу! Монархисты, сестры милосердия в косынках с крестом, парень в футболке с рекламой компьютерных игр, женщина с флагом с противоабортной символикой, состоятельные горожане и нищие странники, – все возможные типы современной бессословной России. И это многотысячное море людское – как и 110 лет назад – объединило имя прп. Серафима и молитвенный настрой. Десять лет назад участники крестного хода сподобились нести раку с мощами Преподобного, и  некоторые даже попали в закрытый город Саров. На этот раз тяжелую раку из уральского камня несли только священнослужители. Мощи батюшки Серафима охраняли как государственную святыню, не приблизиться. Стражей порядка задействовали много, но каких-то беспорядков или провокаций не было. Все прошло достойно.

Последнее время мне больше всего нравится снимать лица людей возле святыни. Их духовный трепет, радость или покаянное чувство передаются мне. Люди способны откликаться душой на святое. Значит, не все так плохо. Это вселяет надежду на духовное возрождение Родины.

Мощи батюшки Серафима освятили Саров; открывшийся после ремонта первый храм, освященный в его честь; а также всю дорогу до Дивеева и многие тысячи людей, поклонившихся святыне.

 

 

110-летие прп Серафима Саровского - подготовка / 2013.30.07 Палаточный лагерь паломников в Дивееве
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото – М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.