Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Конференция по воспитанию

24 ноября 2013 года

22 ноября в Дивееве состоялась V межрегиональная научно-практическая конференция «Социально-психологические аспекты духовно-нравственного воспитания личности».

На конференцию о воспитании съехалось около 150 участников со всей Нижегородской области и других регионов Поволжья (Мордовия, Марий-Эл). Среди них были руководители образовательных учреждений, педагоги, психологи, специалисты в сфере культуры, молодежной политики и соцзащиты. Была делегация и из Сарова. Мероприятие прошло на базе Дивеевской средней общеобразовательной школы, которая 18 ноября 2013 года отметила свое 95-летие. В организации конференции помимо школы и отдела образования Дивеевского района приняли участие Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина и УМО по педагогическому образованию Нижегородской области.

С приветственным словом к собравшимся обратились глава администрации Дивеевского района Ю. Н. Ваньков (кстати, тоже выпускник Дивеевской СОШ) и заведующий отделом образования С. А. Коршунов. Гости с интересом слушали их сообщения об особенностях развития Дивеевского района. На пленарном заседании прозвучали теоретические доклады профессуры НГПУ им. К. Минина и Арзамасского филиала ННГУ им. Н. Лобачевского. Ряд участников конференции были отмечены благодарственными письмами, в их числе О. В. Савченко, зав. кафедрой теологии СарФТИ. Затем состоялась плодотворная работа на шести секциях: «Современные и традиционные подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания», «Психолого-педагогические технологии формирования коммуникативной культуры участников образовательного процесса», «Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в вопросах формирования национальной культуры», «Новые подходы к оптимизации межэтнических отношений в образовании», «Психолого-педагогические основы изучения культурных традиций как условия формирования позитивной этнической идентичности обучающихся», «Религиоведческие предметы в современном образовании». На каждой секции кроме докладов проводились мастер-классы.

На конференции обсуждались вызовы нашего времени, к которым многие оказались не готовы: ощущение хаоса в обществе, страх насилия, рост недоверия между людьми. В том числе проблемы межэтнических и межконфессиональных отношений. Для Сарова эта тема не так актуальна, как для Дивеевского района, где, как отметил глава администрации района Ю. Н. Ваньков, теперь проживает около 40 % приезжих. Есть устойчивые диаспоры, даже такие экзотические, как армянские езиды или турки-месхетинцы. Из его доклада мы узнали, что в Дивеевском районе смертность в два раза превышает рождаемость, и даже миграция не покрывает естественную убыль населения. Дивеевский район привлекателен для многих. Каждый год его посещают около 300 тыс. туристов и паломников. Летом каждые выходные Дивеево принимает 10-12 тыс. человек. Это сопоставимо с численностью населения села, где официально проживает 7 тыс. человек, и нелегально – столько же. В последние годы вектор развития района поменялся с производства на сферу услуг...

Ученые говорили о необходимости подхода педагогов к воспитанию, как к социальной технологии, чтобы противостоять тенденции девальвации личности: воспитание должно из интуитивного стать ценностно осмысленным и даже алгоритмизированным (профессора В. В. Николина и Т. Т. Щелина). По мнению Т. Т. Щелиной, необходима разработка стандартов духовно-нравственного развития ребенка: на каждом этапе обучения он должен достигнуть определенного уровня.

Наработки психологов и педагогов

Мероприятие было хорошо организовано. Все выступающие заранее прислали доклады, которые вошли в изданный сборник материалов конференции. Среди них 8 докладов саровчан: О. Ю. Александровой (зам. директора СОШ № 16), Е. В. Гавриловой (воспитатель д/с № 45), Л. М. Ганеевой (учитель истории СОШ № 7), Н. С. Зецкер (педагог доп. образования ДДТ), О. В. Савченко (зав. кафедрой теологии СарФТИ), Е. В. Игумновой (педагог доп. образования ЦВР), С. П. Каримовой (педагог-психолог ЦВР) и Т. Н. Шнягиной (педагог-психолог СОШ № 11). В сборнике – масса идей, которые будут полезны педагогам.

Например, учитель М. Н. Ермакова из г. Рузаевка (Мордовия) разработала краеведческий подход в преподавании географии, призванный сгладить разрыв между теорией и практикой. Ее ученики изучают географические понятия на примере своего региона. Это не только вызывает интерес учащихся, но и впоследствии приводит к тому, что многие из них возвращаются на малую Родину.

Учитель Т. И. Щекочихина из г. Первомайска уже много лет воспитывает у школьников чувство милосердия на классных часах и уроках внеклассного чтения, опираясь на литературные произведения, проводя их обсуждение и делая инсценировки. Она убеждена, что "милосердие – дело не только личное и частное, оно имеет общее значение, так как от этого зависит наше с вами будущее, будущее всего человечества».

Современные дети разучились общаться. Как пошутила декан психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ Т. Т. Щелина, они даже не умеют списывать друг у друга, их и этому нужно учить. Саровский педагог-психолог Т. Н. Шнягина рассказала, как в СОШ № 11 при помощи волонтерского объединения старшеклассников у детей формируют умение общаться, дружить, работать в команде. По мнению педагога, волонтерство – это доступный, массовый способ профилактики асоциального поведения в обществе и вредных привычек, способ активизации жизненной позиции и пропаганда неконфликтного взаимодействия с людьми.

Е. М. Кочнева и К. Н. Антропова (НГПУ им. К. Минина) представили результаты научного исследования моббинга в образовательном учреждении. Моббинг – это психологический терроризм, когда группа детей травит одного. Согласно исследованию, проведенному докладчиками в одной из нижегородских школ, 100 % учащихся испытали это на себе со стороны сверстников. Профилактика моббинга – актуальная проблема.

В Дивеевской СОШ видят в проведении православных праздников один из основных методов духовно-нравственного воспитания (учитель Ж. Н. Чернышова). Там даже в рамках изучения английского языка осваивают краеведческий материал, посвященный прп. Серафиму Саровскому, Дивеевскому монастырю, святым источникам (учитель Г. П. Юдина). Это дает детям возможность на практике применить знания английского языка, выполняя функцию экскурсовода во время посещения села иностранцами.

В Дивеевской СОШ учитель И. А. Косарева уже шестой год преподает курс «Религии России» на базе 8-9 классов (прим. – Региональный компонент учебного плана. В этом эксперименте приняли участие 15 школ из 5 районов области). Цель курса – формирование устойчивых представлений об основных религиях России, развитие мышления, не допускающего конфликтов на почве религиозной неприязни. По словам учителя, курс «Религии России» положительно воспринимают ученики и их родители. Дети из верующих семей указали в анкетах, что он им помог еще более укрепиться в вере, а дети из неверующих семей стали лучше понимать верующих. У учеников сформировалось критическое восприятие тоталитарных сект и религиозных направлений деструктивного характера.

К сожалению, не все родители уделяют внимание детям. Поэтому педагогам приходится брать на себя ответственность по формированию личности ученика.

От разрушения – к созиданию

Большое впечатление произвел доклад Т. И. Чирковой (д. п. н., профессор кафедры  социальной и организационной психологии НГПУ), посвященный теме разрушения культуры и, в частности, межэтнических отношений (текст доклада). Т. И. Чиркова является исследователем феномена разрушения культуры. По мнению докладчика, главным фактором разрушения является «духовный вакуум». Этот термин обозначает кризис социального и национально-культурного самосознания, а, поскольку «свято место пусто не бывает», то «полез бурьян». В докладе были рассмотрены причины, негативно влияющие на духовно-нравственное состояние общества, методы решения проблем психологии разрушения и задачи органов образования в связи с этим. Я не удержалась и в перерыве задала докладчику вопрос:

– Тамара  Ивановна,  вы красочно описали масштабы разрушения культуры в современном мире, которое для России представляет национальную угрозу, но, в то же время, ваш вид вполне оптимистичен. В чем тут дело? 

– Я знаю, что всякое разрушение конечно. Рухнули древние империи. Разрушение – это нормальное и закономерное явление... Для того, чтобы взошли огурцы, их нужно размазать, разрушить всю ткань, чтобы осталось одно семя, только тогда из него вырастет новый огурец. Поэтому я – оптимист. Я, может быть, не доживу, мне уже 75 лет, но я знаю, что из этого хаоса, который вдобавок сознательно отягощается, есть выход.

Сейчас особенно идет покушение на две вещи. Во-первых, это – материнство, демография. Если женщины перестанут рожать детей, что будет на Земле? Это – самое главное, и нам пора осознать эту проблему. И второе покушение – это формирование у людей клипового сознания (прим. – При таком типе сознания человек мыслит не понятиями и логическими связями, а ситуациями, картинками и эмоциями. Его волнует не суть происходящего, а выгодность текущей ситуации для него). Единственный выход – сопротивление. Но это – не демонстрации на площадях, а это – ты сам и те, кто находятся рядом с тобой. Не надо поддаваться панике. Пусть говорят, что все пьют, разводятся, разрушают, а я этого делать не буду. В итоге, к этому все и придет. Я знаю, что так оно и будет…

Без пяти сто лет

Дивеевская СОШ – старейшая в округе. В школе есть музей. С ним участников конференции познакомила В. С. Карпушова, учитель истории, человек, увлеченный краеведением, которое, по ее глубокому убеждению, является частью исторического образования: ученики должны знать историю родной школы и села, где жили их предки. При музее работает краеведческий кружок, его программа прошла лицензирование в 2011 году (эссе В.С.Карпушовой о родной школе в разделе "Публикации").

Мы узнали об истории создания школы в 1918 году, она явилась преемницей Вертьяновского земского училища. Школа сначала размещалась на ул. Труда в здании бывшей ткацкой фабрики, основанной Толстыми, а после закрытия монастыря в 1927 году – в помещении литографического или живописного корпуса. В 1975 году был построено новое здание, а в 2004 – последнее современное здание. Сейчас в школе учатся 700 учеников из Дивеева и близлежащих сел и деревень. На стенах школы – фотографии выпускных классов, первая датируется 1936 годом.

Чего только нет среди экспонатов музея! Во-первых, биографические материалы о выдающихся  выпускниках школы. В Дивееве учились 5 Героев Советского Союза, 2 полных кавалера ордена Славы, военный советник Фиделя Кастро, ученые, врачи, учителя, литераторы, летчики, моряки, спортсмены, руководители предприятий. Гости с интересом рассматривали исторические фотографии. Например, на одной из них изображена работа учеников на участке кукурузы в 1955 году. В истории школы отражена история страны.

В музее – стенды, посвященные героям ВОВ: как ученикам, так и учителям. Туда приглашают ветеранов войны. Можно подержать в руках настоящие письма военных лет. Мы увидели мундир ветерана войны, школьные грамоты его сына – врача – и воевавшего в Чечне внука. С фотографии смотрят три поколения учеников Дивеевской школы. На другом стенде – рассказ о погибшем в бою десантнике 6 роты Псковской дивизии, 19-летнем выпускнике Андрее Зайцеве. В музее есть старинные парты, учебники и форменные платья; целый шкаф книг, написанных выпускниками школы. Здесь, на небольшом пятачке, переплелись сотни судеб талантливых людей!

Дивеевская школа произвела очень приятное впечатление. И то гостеприимство, с которым встретили участников конференции, и детские работы на стенах, создающие уютную домашнюю обстановку. На выставке детских рисунков – храмы и сюжеты из жития батюшки Серафима. На рисунке «Путь в Саров» ребенок изобразил саровский храм Иоанна Предтечи. По композиции сразу видно, что юный автор никогда не был в Сарове, а храм срисовал с картинки, придумав окружающий пейзаж. Совершил мысленное путешествие в Саров. Почему-то меня это очень тронуло. Действительно, мы очень близки. Где Дивеево, там и Саров. И нас объединяет почитание прп. Серафима.

 

Присаровье

 

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото - Марии Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.