Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Беседа о любви, семье и ценности человеческой жизни в медколледже

4 декабря 2013 года

Студентов старшего курса Саровского  медицинского колледжа волнуют духовные вопросы. 3 декабря они смогли задать их православному священнику. Отвечал иерей Александр Брюховец.

Встреча прошла в рамках курса, который будущие медики изучают в последний год своей профессиональной подготовки – «Духовные и психологические аспекты медицины». Незадолго до прихода о.Александра студенты  смотрели фильм о проблемах биоэтики  и их преподаватель Наталия Ильинична Михайлова попросила священника затронуть, в первую очередь, тему абортов.

Но о.Александр начал с семьи и брака – и, как оказалось, эта тема очень волнует студентов, они задали много вопросов. Священник познакомил молодежь с таким важным для них (и в профессиональном плане тоже) документом  как Социальная концепция Русской Православной Церкви, принятая в 2000 году. Тем проблемам, которых они могут непосредственно касаться при выполнении профессионального долга, посвящены три главы – с 10 по 12. Подробно рассмотрены проблемы семьи, здоровья, биоэтики.

О.Александр предупредил,   что будет говорить обо всем с позиций Церкви, а принимать его ответы или нет – это личный выбор каждого. Он постарался прояснить терминологию,  показать, что произошла подмена понятий. То, что сейчас называют «гражданским браком», по сути, браком не  является – это блудное сожительство. Ранее же гражданским браком назывался законный, зарегистрированный, но при этом не церковный брак.  Священник задал аудитории прямой вопрос – как молодые люди относятся к совместной жизни до заключения брака, к так называемым «пробным отношениям»? Большинство бодро подняли руки в их поддержку. Однако нашлось и мужественное меньшинство – несколько девушек, которые решились обозначить свое отрицательное  к отношение . Наверняка им было непросто.

А далее пошел ряд вопросов о Таинстве венчания и семье, простых и сложных. Почему Церковь не венчает без свидетельства о браке? Можно ли венчаться с человеком другой веры? Можно ли регистрировать  брак и играть свадьбу в пост? В какой вере воспитывать детей, если муж будет мусульманин?  Что делать если человек создал в молодости семью без любви (просто хотел иметь детей), а потом, уже живя в браке,  вдруг влюбился в другого?

О.Александр постарался объяснить, что для Венчания – Церковного благословения на совместную жизнь и рождение детей – могут быть препятствия. Одно из них, например, психическая болезнь. Но не меньшим препятствием  является незрелость личности, неспособность человека взять на себя правовую ответственность за семью. Именно это и приводит к нежеланию «ставить печать в паспорте», а  не «высокая любовь» или пресловутая свобода. Поэтому людей, не зарегистрировавших свой брак , нельзя венчать. «Бог по любви к людям отдает за их грехи своего сына. Сказано: «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих», а о какой любви можно говорить, если люди не способны взять на себя гражданские обязательства?».  

О.Александр старался примерами показать, как люди относились к институту семьи и брака в прежние времена .когда семья была способная быть опорой государства. Рассказывал истории из жизни старшего поколения. Но они вызывали по большей мере недоумение. Как это поженили обманом (сговорился с одной, а под венец привели другую) и он прожил всю жизнь в верности ей? Как это может быть, что  родители по сговору отдали дочь замуж и она, уже старушкой, рассказывает, что полюбила мужа, когда родила пятого ребенка? Истории как с другой планеты… Любовь – нечто другое, отличное от приязни или влюбленности. Это готовность отдать всего себя за другого. Брак – нечто большее, чем просто телесная связь, это глубочайшая  духовная общность. Священнику пришлось обратиться в библейской истории, пересказать главы о создании Евы, чтобы показать ее изначальную сродность Адаму. Нашлись студенты, которые были способны процитировать  библейские строки. Но одно дело – цитировать Священное Писание, а другое – жить по нему.

Отец Александр коснулся также темы профессии врача. Показал, основываясь опять-таки на Священном писании, что его искусство – от Бога. Однако успех врача, исцеление больного – все равно в руках Божиих. Это должны помнить, как болящие люди, так и медики.

Студенты задали непростые вопросы: «Правда ли, что дети отвечают за грехи родителей, если рождаются больными?» «Можно ли делать аборт по медицинским показаниям, когда рождение ребенка угрожает жизни матери?» «Что делать, если уже известно, что ребенок должен родиться  больным?» «Правда ли,  что лучше отказаться от ребенка, чем сделать аборт?» «Может ли врач отказаться делать аборты?»…  Батюшка постарался донести до молодежи мысль, что женщина имеет особую честь от Бога – принимать участие в творении новой личности. Поэтому ей особенно страшно становиться убийцей своего ребенка. Но и врач несет ответственность. И тот, кто помогает врачу. Они не допускаются до Причастия. Как можно рассуждать, что ребенок до 12 недель (разрешенный срок аборта) бездушный червяк, а потом уже человек?  

Что касается прав врача, то в нашей стране существуют объединения врачей акушеров-гинекологов, которые отстаивают свое право на отказ делать аборты. Есть и такие смелые врачи, которые, прекрасно понимая все возможные последствия, берут на себя смелость отказаться делать аборты в единоличном порядке. В нашем городе такие врачи тоже есть.

 Похоже, что аборт является страшным деянием, убийством, до сегодняшних студентов-медиков  уже дошло.  Но им трудно понять, что даже больной ребенок имеет право жить. Пусть несколько дней или минут после рождения, но - жить. Что мать имеет право сама принять решение – дать жизнь своему ребенку ценой своей жизни. И не у всех в сознании отложилось, что многие из существующих ныне контрацептивных средств по принципу действия – абортивные. А это значит – они равны аборту. Не всем понятно, чем опасно признание за норму суррогатного материнства. Ведь это вроде  бы помощь бездетным супругам, как и метод ЭКО – чем же он плох?

Вопросов было затронуто множество.  Полтора часа насыщенной беседы заметно утомили юношей и девушек, но не прошли впустую. Непривычная информация не усваивается быстро исразу. Но пройдет время и часть зерен взойдет. 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото - Анны Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.