Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Воскресная школа – родителям

16 декабря 2013 года

15 декабря в воскресной школе прихода храма Всех Святых прошло факультативное занятие для родителей учащихся.

Его провела завуч воскресной школы А. Н. Яцкова в то время, пока дети находились в храме Иоанна Предтечи. (Сначала у ребят был урок церковного пения под  рук. Ю. В. Скузоваткиной, где они готовились к детской литургии. А потом о. Александр Брюховец показал устройство алтаря и рассказал, какие священнодействия совершаются в нем).

На факультатив собралось около 20 родителей. Альбина Николаевна подготовила выступление на следующие темы: «Режим дня – основа бесконфликтного принятия ребенком норм и правил поведения», «Ребенок в храме», «Интонация общения в семье как основа психического здоровья». Эти темы были выбраны по просьбе родителей, которые испытывают трудности в общении с детьми. Но сначала педагог попросила поделиться своим опытом родителей, у которых получается ладить с ребенком, и они добиваются хороших результатов в деле воспитания и обучения. 

Альбина Николаевна отметила, что распространенной ошибкой взрослых является механический подход к ребенку, от которого требуют хорошо учиться в школе и вести себя и, вдобавок, быть воплощением христианских добродетелей. Но у ребенка накапливается неприятие этих требований, оно формируется в виде плохих привычек, а привычки рождают характер. Мы часто учим ребенка тому, чем сами не обладаем. Сравниваем его с другими вместо того, чтобы взращивать его собственные таланты, учитывая его сильные и слабые стороны. А. Н. Яцкова напомнила родителям евангельскую притчу о сеятеле. Она говорила о том, что наша задача – подготовить почву для сева, и эта почва – наш дом. Ребенку не хватает радости? Но ведь мы сами часто не умеем жить с радостью, постоянно предъявляя требования и претензии к окружающим. Ребенок получил пятерку, мы его кое-как похвалим, выслушав вполуха. Толком не расспросим и не обсудим его дела. А ведь этим должны заниматься дома. Нужно стараться находить время, чтобы говорить с ребенком обо всем.

Уже к году ребенок говорит: «Я хочу», «Я сам», потом он понимает ограничения «я могу» и, наша задача – привести его к понятию «я должен». Родителям нужно успеть сформировать у ребенка до 5 лет положительное отношение к окружающим, где нет места зависти и неприязни. Дети понесут это дальше, в свои семьи. Мы не слушаем детей, перенапрягаем их психику, расставляем неправильные акценты. – «Учи, а не то вызовут, и получишь двойку». А ведь можно сказать по-другому: «Давай, выучи и порадуй учительницу».

– «Можно ли на празднике смеяться?» – «Можно ли в театре хлопать?»  А. Н. Яцкова столкнулась с тем, что на эти вопросы дети отвечали: «Нет». Они подумали, что так правильно, потому что шуметь нельзя. Говорилось о том, что нужно учить ребенка, как вести себя в разных ситуациях (в гостях, в магазине, в храме), проговаривать, давать правильные примеры, повторять это много раз. Дети часто делают что-то не так не потому, что хотят досадить нам, а потому что не знают. Для них все – в первый раз. Но ребенок должен четко знать то, что действительно нельзя. Это – причинять себе вред, ведь жизнь – это дар, ее надо беречь. Также нельзя вредить окружающим людям, их жизнь не менее ценна. И бережно относиться к материально-предметной среде (природа и все, что сотворено человеческим трудом). А все остальное – можно. Это создает у ребенка чувство радости и защищенности. Говорилось о таком явлении как импринтинг – запечатление в подсознании. Его можно использовать, когда для ребенка ситуация происходит впервые. Например, показать ребенку, каким должен быть портфель или пенал, и он это запомнит на всю жизнь.

Почему ребенок не реагирует на замечания взрослых? В частности, потому что взрослые грубо разговаривают с детьми. Мы в кругу семьи так не следим за речью, как на работе, расслабляемся и распускаемся, пользуясь безнаказанностью и беззащитностью детей. Они терпят все перепады нашего настроения. Очень важно следить за интонацией своего голоса, поставить себя на место ребенка.

На вопрос, есть ли у кого распорядок дня, утвердительно ответили 1-2 человека. Педагог убеждала родителей, чьи дети -  гиперактивны или легко возбудимы, не пренебрегать распорядком дня. При этом нужно учитывать, что подчас дети устают в школе и дополнительных кружках не меньше, чем родители. Обсуждались конкретные ситуации. Как правильно утром будить ребенка – давать ему положительный настрой на день. Как научить ребенка выкраивать свободное время, побуждать самоорганизовываться. Например, стараться, по возможности, делать уроки в тот же день, когда они заданы, пока все еще свежо в памяти. А. Н. Яцкова поделилась хорошим приемом – это составление с детьми правил поведения в разных ситуациях, например, во время отпуска на море. Они сами участвуют в этом, что дает им дополнительную мотивацию к правильному поведению. Понравились такие пункты «правил», относящиеся к духовному посту: учиться проигрывать в игры, учиться радоваться за другого.

А. Н. Яцкова сумела так разговорить родителей, что их, буквально, прорвало. Проблем масса: не можем остановиться в суете; не хватает времени на ребенка; ребенок зажат в такие жесткие рамки требований, что это рождает в нем агрессию как защитную реакцию; ребенок апатичный, безрадостный, не умеет себя занять, не умеет общаться с друзьями, живое общение вытеснило сидение за компьютером. Много жалоб прозвучало в адрес обычных школ, где родительские собрания проходят формально, с бесконечным заполнением бумаг. Некоторым родителям кажется, что учителя предъявляют непомерные требования, а иногда – даже обижают ребенка. Что делать? А. Н. Яцкова посоветовала – в  любом случае – постараться найти контакт с учителем, поговорить с ним о своих трудностях (но, при этом не говорить плохо про ребенка) поставить его в ситуацию ответственности за ребенка. Спросить совета, благодарить за результат. Конфликт – это когда разные цели, а когда одна цель – конфликта нет.

Люди ищут в воскресной школе какого-то понимания и человеческого общения, помощи в организации православного уклада семейной жизни, чему их в свое время никто не учил. Дети растут, при этом постоянно возникают новые проблемы, которые не могут ждать, пока родители укореняться в православии. Ребенок уже создан по образу Божию, и нам надо привести его к подобию.

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.