Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

"Цель чтений - пробуждение живого интереса детей..."

15 января 2014 года

После публикации на сайте множества комментариев взрослых участников чтений - педагогов и членов жюри - Наталия Владиславлавовна Суздальцева решила еще раз сконцентрировать внимание на главной цели чтений.

Открытое письмо к жюри и руководителям работ Серафимовских детских чтений ответственного секретаря чтений Н.В.Суздальцевой

Цитата из Положения о Серафимовских чтениях: «Цель Серафимовских детских чтений – пробуждение живого интереса детей к традициям Русской Православной Церкви, к истории нашего Отечества, к святыням Земли Нижегородской; помощь в духовно-нравственном воспитании детей и формировании православного мировоззрения».

То есть эти чтения не столько для тех, кто уже воцерковлен, а для тех, кто на пути к этому. Участие в этих чтениях детей, родителей, педагогов (и руководителей работ, и даже членов жюри) может стать первым шагом к храму.  Пути Господни неисповедимы, к Богу приходят и через сердце (радость или горе), и через воспитание (верность традиции), и через книгу, и через науку, и через искусство. А может случиться все наоборот – первое участие в чтениях навсегда отобьет у детей и взрослых интерес к православной культуре. И это зависит как раз от нас, православных и воцерковленных взрослых, которые сидят в жюри. Да, ребенок из православной гимназии, само собой разумеется, больше знает о православных святынях, чем участник из муниципальной школы, лучше разбирается в терминах и многие из них действительно «живут внутри Церкви». Что же получается, у такого ребенка больше шансов победить и вызвать умиление и одобрение жюри? Что ценнее – первое знакомство ребенка и его родителей с историей того храма, в котором его крестили (пусть даже за этим пока и нет регулярных посещений этого храма), или глубокое богословское исследование православного дарования, кропотливое, с душой сделанное, возможно, даже с молитвой и благоговением? Ах, какой сложный выбор! Ах, каким надо быть чутким мудрецом, чтобы верно его сделать! Чтобы не пуститься в критику первого за незнание церковных праздников или ударений в церковных терминах и чтобы не захвалить второго, не раздуть его самолюбие. Ведь это удивительно, но именно дети и родители из православных гимназий либо громогласно радовались своим победам, либо рыдали и роптали в коридорах. А родители и дети из муниципальных школ тихо и скромно расходились. Я директор православной гимназии, поэтому имею право на самокритику, это себя бичую, не обижайтесь, дорогие.

Член жюри Серафимовских чтений – не экзаменатор, его задача не критично выслушивать детские сообщения, а создавать атмосферу общения в аудитории, не указать на пробел в знаниях, а ненавязчиво его дополнить, вывести на верный путь, побудить узнать новое, зажатого и неэмоционального вызвать на откровенность, раскрыть его. Ребенок знать все не может (да и никто не может), он готовит сообщение на достаточно узкую тему. Его выступление лишь повод для нас с вами поговорить с ним о вечном, о безусловно важном. Так ли часто мы говорим с нашими детьми? Поэтому и настаивал так секретарь чтений на максимальном временном регламенте – не жалейте времени на ребенка! И какое уж там время – 15 минут! И спасибо тем секциям, где члены жюри не просто задавали вопросы. Особое спасибо отцу Владимиру Кузнецову, отцу Сергию Скузоваткину! Еще бы, скажет кто-то, это же батюшки! В каждую секцию их надо! Но батюшек мало, а детей много, и просто добрых и умных взрослых достаточно, лишь бы они были не равнодушны к ребенку.

Так что же, получается, чтения не для православных, а для начинающих? Цель – ликбез? Нет. Еще раз – «пробуждение живого интереса». Живой интерес – поэтому и рекомендуется эссе, а не доклад с целями и задачами, разбивками на главы и прочим наукообразием. Поэтому так радуют творческие работы – проекты, рисунки, стихи, инсценировки. Но есть дети, действительно, способные на исследование. Отлично, пусть пробуют. Но как чутко почувствовал в одной из секций отец Никон, просивший двух первых мест, духовную равнозначность таких, с точки зрения педагогов, неравнозначных выступлений – мальчика из обычной школы, эмоционально рассказывавшего о батюшке Серафиме самые известные факты, которые можно найти на любом православном сайте, и мальчика из православной гимназии, представившего настоящее исследование о своем любимом храме! Для того и другого это было открытие!

Я не за то, чтобы ребенок заучивал готовые статьи, не приложив никакого душевного труда. Я и за форму, и за содержание, и за умение логично излагать свои мысли и пользоваться источниками, за грамотную, внятную речь и умение отвечать на дополнительные вопросы. Были выступления с хорошей подачей, но без глубокого содержания, и, наоборот, с исследовательским содержанием, но без умения его интересно подать. И если в начальной школе приоритет надо отдавать творческому отношению ребенка к предмету сообщения, то уже в 5 классе должен появляться элемент исследования, а в 7-8 классе, по справедливому замечанию И.М.Куцыка, хотелось бы видеть вполне сформированный навык самостоятельного мышления. Но это все в идеале. Серафимовские детские чтения в отличие, скажем, от тех же солидных Харитоновских чтений, не для особо одаренных, склонных к научному мышлению, которых всегда единицы. Они больше носят воспитательный и просветительский характер, а не учебный и исследовательский.

Просветительский характер чтения носят и для членов жюри. Важно, чтобы в жюри были и батюшки, и уважаемые прихожане, и педагоги православных учреждений, но не менее важно, чтобы там были педагоги из светских школ, потому что опыт знакомства с православной культурой они понесут в свои образовательные учреждения. И опыт этот должен быть положительный. А он зависит и от тех православный коллег, которые сидят рядом с ними в жюри, и от выступлений наших православных гимназистов, от их горящих глаз, от их глубины, искренности и подлинной «жизни внутри Церкви». Выходит, что спрос с наших православных гимназий должен быть строже, их выступление на чтениях тоже своего рода маленькое апостольское служение. Именно так надо настраивать детей.

К сожалению, пока нет возможности отказаться от мест вообще, тогда бы чтения получили формат детской конференции. К этому еще не все готовы, особенно в муниципальных школах, возможно, мы придем к этому. Возможно, стоит разделить дни выступлений, формы выступлений, жюри и подходы к оценке для учащихся начальной школы и среднего звена. Оргкомитет готов выслушать предложения участников  чтений и приглашает к диалогу. Пишите свои предложения на сайт «Православный Саров» ([email protected]) или электронный адрес гимназии [email protected] .

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Н.В.Суздальцева

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.