Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Икона помогает увидеть в себе образ Божий

30 марта 2014 года

28 марта в Дивеевской СОШ прошли заседания методобъединений учителей Дивеевского района. Для встречи с учителями гуманитарного цикла был приглашен засл. учитель России Андрей Владимирович Елисов. По просьбе педагогов темой беседы стала православная икона.

Андрей Владимирович начал свой показательный урок с просмотра двадцатиминутного фильма «Березовый свет» – об изготовлении икон из исконно русского материала – бересты. Это – живой, теплый, пластичный и светящийся материал. Таинственен процесс создания берестяной иконы. Художник наносит насечки вслепую, они проявляются только после чернения. «От нас мало что зависит», – говорит мастер, интуитивно чувствующий направляющую руку Божию. А. Елисов выразил надежду, что если дети увидят такой завораживающе красивый фильм, то они будут относиться к иконе уважительно и не станут богохульствовать перед ней подобно Pussy Riot.

Учителя просмотрели слайд-шоу икон Божией Матери (которых в мире насчитывается более 260!) под песню иеромонаха Романа «О, душа, что тебе не хватает? Чистоты, чистоты, чистоты…» Что связывает песню и эти иконы? Гармония звука, слова и образа. Почему русский человек говорит «пойду к Богородице», а не «пойду к иконе»? Об этом важно поговорить на уроке. И еще: ученики путают икону с Богоматерью. Вопрос на засыпку: сколько у нас Богородиц?

А. Елисов: «Если мы уходим в религиоведение: стили живописи, исторические факты и даты, то часто упускаем из виду разговор о смысле иконы». Он показал, как можно наглядно раскрыть этот смысл путем сравнения трех понятий: икона, фотография, маска. Сравнение порождает триады слов: лик – лицо – личина, дух – душа – тело (со страстями) и т. д. Напрашивается вывод: маска – это антиикона. Слушатели назвали отличительные особенности иконы: обратная перспектива, икона – это окно в вечность, Господь и святые смотрят на нас с икон. Смысл иконы – приблизить человека и Бога. А. Елисов: «Иногда мы суетимся в храме: подаем свечи, записки… Были рядом с иконой и не заметили, прошли мимо. А Христос и Божия Матерь на нас смотрели…» Он назвал два состояния, связывающие нас с иконой: созерцание и молитва. Нужно объяснить детям, что это такое. А. Елисов: «Икона должна человека собирать, все его органы чувств, направляя на молитву. Это мир нас «расстраивает»: думаю одно, говорю другое, делаю третье. А  икона – в буквальном смысле слова «собирательный» образ». 

Андрей Владимирович затронул тему чудотворных икон, погоню некоторых людей за чудесами. Если эта икона чудотворная, то другие – хуже ее? «Это – потребительское, языческое отношение, – отметил  выступающий. – Что такое «исцелить»? Вернуть человеку цельность, такое состояние, когда человек видит в себе образ Божий. Потому что человек – тоже икона, только поврежденная…» Замечательной иллюстрацией исцеления через обращение к Первообразу явился мультфильм «Путеводительница», о Тихвинской иконе Божией Матери.

Какая икона была самой первой? Спас Нерукотворный. Как сделать так, чтобы дети это хорошо усвоили? У Андрея Владимировича – свой прием. Мы знаем учителя как поэта. А теперь на его стихи уже создано более десяти песен. Увидели видеоклип, где молодой композитор Роман Ермаков исполняет песню «Спас Нерукотворный». В ней автор доносит  очень важную мысль, которую необходимо объяснить детям, говоря о почитании икон. А. Елисов: «Как можно целовать икону, но не уважать рядом стоящего человека, в котором образ Божий?» И еще: «Очень часто меня ученики спрашивают, как можно увидеть Бога, Он на нас с неба смотрит? И я отвечаю, что, наверное, и с неба и, одновременно, из собственного сердца. Господь немыслим, если Он не внутри тебя».

Учитель обсудил с коллегами пронзительное стихотворение М. Волошина «Владимирская Богоматерь», об иконе, перед которой прошла вся история России. Привел в пример одно из последних заступлений Пресвятой Богородицы, когда Святейший Патриарх Алексий II совершил крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери во время противостояния в 1993 году президента Ельцина и парламента. Тогда чудом удалось избежать гражданской войны.

Вниманию учителей был предложен слайд, на котором изображен символический крест из Богородичных икон: центр России оберегает Владимирская икона Божией Матери, восток – Казанская, север – Тихвинская, запад – Смоленская и южные пределы – Иверская икона Божией Матери. Это служит напоминанием о том, что Россия является Домом Пресвятой Богородицы.

Педагоги обсудили, почему нас привлекают старинные иконы, и как относиться к таким явлениям, как мироточение или обновление икон. Как себя вести? Обращаться к священнику, потому что бывают чудеса от Бога и не от Бога…

На встрече прозвучало много удивительных случаев, как известных, так и малоизвестных. А в завершение – рассказанная А. Елисовым история, которая случилась совсем недавно с одной православной женщиной из Кулебак. Она может послужить ответом на вопрос: «Нужна ли каждому из нас икона?»

В 1990-е годы русская женщина оказалась в Турции – стране, далекой от православия. Сестра подарила ей икону Божией Матери «Неувядаемый цвет», которой она очень дорожила и повсюду возила с собой. Эта женщина занимается кинопроизводством, и в конце января 2014 года она со съемочной группой находилась в Иерусалиме. Они уже собрались улетать, взяли обратные билеты. Женщина пришла в гостиничный номер, и вдруг икона, висевшая на стене, безо всякой видимой причины упала и разбилась вдребезги. Женщина из происшествия сделала вывод, что она этим самолетом не полетит, о чем и заявила съемочной группе. – «Раз ты не летишь, и мы не полетим». И все дружно сдали билеты, решив задержаться еще на несколько дней. А вечером в новостях передали о том, что самолет рейса Тель-Авив – Анталия, на котором они должны были лететь, разбился. Тогда турки-мусульмане прибежали к ней со словами: «Ты нас спасла». Женщина ответила, что не она их спасла, просто ей подала знак икона Божией Матери. – «Что это у вас, русских, за Бог, который вас предупреждает? Мы хотим принять веру в такого Бога…»

Преподаватели основ православной культуры, курса «Истоки», МХК, истории и литературы смогли оценить разносторонний подход учителя-новатора к теме. Он наряду с фактологией и логическими выкладками широко использует все достижения культуры (поэзию, музыку, кино) и современные формы подачи материала (презентации и видеоклипы). К тому же щедро делится своими наработками (сайт http://pritcha-elisova.ucoz.ru/). Надеемся, что это не последняя встреча с ним.

А. Елисов любезно предоставил нам для публикации свою статью - Педагогика Серафима Саровского.

Благочиние / 2014 Пасха - благоукрашение храмов
Транспарант на ограждении места строительства
Транспарант на ог...
План
План
Стойка для распространения православной прессы
Стойка для распро...
Сень над крыльцом храма Всех Святых
Сень над крыльцом...
Деревянный ларь для приношений
Деревянный ларь д...
Новые иконы
Новые иконы
 
 
 
 
 
Икона пресвятой Богородицы Иверская в новом киоте
Икона пресвятой Б...

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото – М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.