Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

О форме и содержании, книге и чтении

25 марта 2014 года

21 марта по приглашению Дома Ученых в Сарове побывал известный телеведущий, писатель, публицист, литературовед, член Союза российских писателей и Академии российского телевидения, профессор факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики Александр Архангельский. Творческая встреча с ним стала событием в культурной жизни города.

Зал Дома Ученых был полон. Многие из обравшихся – поклонники программы «Тем временем» на телеканале «Культура», ведущим которой Александр Николаевич является с 2002 года. Учителя литературы привели с собой старшеклассников. Пришли в этот вечер в Дом ученых и православные – им известно, что Александр Архангельский – верующий человек. Его документальный фильм «Жара» о тайной религиозной жизни в СССР в 1960-е - 1980-е гг. и духовных поисках интеллигенции того времени, раскрывает его духовные корни.

Сегодня самая любимая часть жизни Александра Николаевича – писать книги. Средств на жизнь это занятие не дает, но придает смысл. Вторая часть – преподавание, он выпускник Московского педагогического института и преподает практически всю жизнь. Третья – телевидение, но Александр Николаевич сразу установил границы: он работает не на телеканале «Культура», а для него. И про политику канала спрашивать бесполезно, он принципиально об этом не говорит. Большой кусок жизни занимает работа над школьными учебниками. Сейчас он вместе с Татьяной Сергеевой, директором школы, завершает работу над линией учебников по литературе с 5 по 9 класс (учебник для 10-класса написан ранее и уже издан). Про сотрудничество с коллегой, которая тоже верующий человек, Александр Николаевич говорит так: «Мы друг другу помогаем. Она – православный консерватор, я – православный либерал, и мы не даем друг другу заходить за край, «зашкаливать». Школа - не место захождения за край, нужен срединный путь».

ДОГОВОРИЛИСЬ О ТЕРМИНАХ

Словосочетание «православный либерал» заинтриговало собравшихся. Гостю пришлось пояснить, что он не относит себя к сторонникам абсолютных экономических или политических свобод. Для него либеральные идеи включают в себя свободу, сочетаемую с ответственностью, гражданскую солидарность и идею самостоятельной личности, которая «строит свою судьбу, выстраивая ее в контексте чужих судеб». При этом он уважает людей, которые более консервативны, чем он, для кого «традиция – вещь гораздо более незыблемая». В качестве примера «православных либералов» по просьбе из зала Александр Николаевич назвал публициста Георгия Федотова, поэта и писателя Бориса Пастернака, философа Семена Франка, богослова протоиерея Александра Шмемана. Однако есть люди, которые стоят над этими выстроенными людьми границами.

А.Архангельский: – Лучшие находятся по ту сторону «измов». Это те, про кого не скажешь, либерал он или консерватор. Для моего поколения и для меня лично огромную роль в воспитании души сыграл великий, с моей точки зрения, человек - митрополит Антоний Сурожский. Его беседы распространялись в списках. Про него нельзя сказать «либерал», потому что он ТАМ – на вершине, на том уровне, куда эти термины не доходят. А свой «православный либерализм» я ощущаю как ограниченность. И «православный консерватизм» моей коллеги  Татьяны Смирновой так же. Поэтому считаю важным преодолевать эту ограниченность, вместе подниматься на ступеньку выше.

Отвечая на вопрос, кто заказал ему учебник, Александр Николаевич объяснил,  что предварительную договоренность с издательством «Дрофа» заказом в общепринятом понимании считать нельзя. Поскольку, чтобы издать учебник, его надо не только написать (и подготовить весь набор методических материалов), но и отвоевать – пройти различные предписанные законодательством процедуры, комиссию в министерстве. И только если после всего этого он будет включен в план издательства, авторов ждет некий гонорар, который не оплатит всей многолетней работы.

По мнению А.Архангельского, идеальному учителю учебник не нужен, он работает по своим программам. Среднему учителю, особенно молодому, учебник – подспорье. А учителю не самому блестящему – он «бетонирует дно», ниже которого нельзя опуститься. И все-таки даже самый хороший, продуманный и взвешенный учебник не решит проблему воспитания ценностей в детях, так как катастрофически сокращается количество часов преподавания. Изучить материал можно – «пройти», но литература предполагает разговор о том, что изучает. Вот этого очень не хватает в современной школе.

БОРОТЬСЯ НЕ ЗА КНИГУ, А ЗА ЧТЕНИЕ

Основной темой для беседы с саровчанами Александр Николаевич выбрал книги и чтение. И почувствовал, что эта тема нам очень близка. Еще бы! В современном российском городе с населением в сто тысяч обычно не более одного книжного магазина, а в Сарове наш гость насчитал два. Его громко поправили с мест – «больше!» Итак, в зале сидели единомышленники, но Александр Николаевич не собирался вести ностальгические разговоры о «запахе типографской краски и шелесте/хрусте книжных страниц». Такие разговоры, по его мнению, в публичном пространстве вообще надо запретить.

А.Архангельский: – Мы прекрасно понимаем, что читать стали меньше. Книги стали дороже. А распространение, которое в Советском Союзе худо-бедно существовало, развалилось. Что из этого следует? …Кризис в отношении с книгой повсеместный. Но из него не стоит делать неправильный вывод: «Давайте бороться за сохранение книги!». Книги в прежнем виде больше не будет, но она будет  существовать в других формах. Можно и нужно бороться за чтение, вернее, за ЧТЕНИЯ (во множ. числе).

Александр Николаевич привел пример западных стран, где с этой проблемой – люди перестают читать – столкнулись раньше России и сумели найти выход.

В Англии самой провальной областью, где менее всего читали, был шахтерский северо-запад. Закрытые шахты и, как следствие, безработица, преступность… Мальчики вообще не видели читающих мужчин… Частью общенациональной программы возрождения чтения стал проект, который вел популярный актер Дэвид Бёрх. Он ездил по школам, читал отрывки из книг на местном телевидении. Затем сидящим по тюрьмам отцам дали возможность начитать для их детей хорошие книжки. Диски с записью дарили вместе с бумажными книгами. Человеческое чувство важнее всех нотаций вместе взятых. Этот проект победил благодаря отказу от высокомерия, от чиновничьей бюрократии. Далее последовал общенациональный шаг, и тут в работу включилось телевидение с проектом «Большое чтение» (аналогичен ему известный нам проект «Имя России»).

В Германии огромную пользу принесла передача о немецкой литературе, которую в течение многих лет  по национальному телевидению вел неординарный ведущий, человек с активной жизненной позицией, исповедующий традиционные нравственные ценности. А во Франции чтение спас проект, в основе которого лежала любовь к французкому. Восхищение родным языком как за ниточку потянуло за собой и литературу.

Эти страны отвоевали чтение, когда еще не было сотовых телефонов, Интернета, планшетников, электронных книг… А в США уже при появлении новых технологий заняли, с точки зрения А.Архангельского, мудрую позицию. В докладе Библиотеки Конгресса о проблеме чтения предлагалось «не врать миру» – не говорить, что без книги цивилизация рухнет (ведь мир большую часть своей истории жил без книги). Сказать надо правду: «Может мир жить без книги. Но мы не хотим – это наш выбор». Так  что если мы перестанем бояться современных технологий и, с другой стороны, проявим некую культурную волю, то чтение сохранится.

ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

С формой книги разобрались, но остается проблема ее содержания, а она гораздо серьезнее. Александр Николаевич прекрасно понимает трудности современного учителя. Золотой запас русской классики медленно, но верно приходит в противоречие с сегодняшней жизнью наших детей. Им не очень понятны сюжеты, язык иной… А современная литература не всегда понятна учителям. И уж точно не понятна министерским начальникам.

И еще одна беда – отсутствие хорошей современной русской литературы о подростках. С этим Александр Николаевич знаком не только как преподаватель и автор учебников, но и как отец четверых детей. Расцвет детской и подростковой литературы, открытие ребенка как равного собеседника  пришлось на советское время. Но нельзя подсовывать советскую литературу, там все сюжеты из жизни, которых уже нет и не будет. Подростку сегодня нужны авторы, которые будут говорить с ним про его жизнь. И тот, кто справится с этой задачей, по мнению А.Архангельского, станет сверхпопулярным писателем.

Тему литературы  для подростков продолжили и собравшиеся в зале Дома ученых горожане:

Вопрос юноши: – Поколение отцов говорит нам, что советская литература прививала ценности, которые воспитывали хороших людей. Что бы вы посоветовали читать нам, подросткам?

–  Возьмем крепкого хорошего советского писателя – Анатолия Рыбакова. У него есть книги о советских ценностях – это «Кортик» и «Бронзовая птица». А есть просто о ценностях – это «Каникулы Кроша». Эта книга о становлении личности, которая свободна и отвечает за мир вокруг себя и своих современников. Гайдаровская книга «Тимур и его команда» по реалиям устарела, но она в той же мере скаутская, как и советская. В ней есть ценности помощи, солидарности, свободы, ответственности.

– Ну а «любовь к родине», «красный флаг»?

– До любви к родине и красному флагу, надо говорить о любви к человеку. Любовь к Родине – это любовь к своим современникам, объединенным с тобой общей судьбой… Я хотел бы иметь в литературе современные образы, которые помогают понять, как быть в этом мире лжи, если я хочу идти за правду. Любовь к родине – это не то, что мы декларируем, а то, что мы испытываем.

ДЕТИ В ИНТЕРНЕТЕ

С замечанием из зала, что независимо от формы книги – бумажной или электронной,  меняется само отношение к ней, потому что что-то меняется в человеке, Александр Николаевич согласился.  Упрощение сознания – общая тенденция. Жизнь усложняется, а человек упрощается. Это касается и интернет-культуры. Здесь – огромное поле ответственности родителей.

А.Архангельский глубоко убежден, что детей нельзя оставлять с Интернетом один на один. Надо жить в этом новом мире с ними вместе. Искать интересное,  полезное и передавать им. Например, страничка «Карманный ученый» на сайте издательства «Розовый жираф» http://pgbooks.ru/want_to_know/researcher/9108/ (там же – очень много переводной детской литературы). Это ресурс создан ученым Ильей Колмановским, который по скайпу отвечает на все вопросы детей о науке. Иначе детям останутся только примитивные пути в социальных сетях.

О ПРЕДПОЧТЕНИЯХ В ЧТЕНИИ

– Вы не за деньги пишете свой учебник по литературе, а от души. Расскажите, кого из писателей вы любите, о ком пишете в учебнике с особым удовольствием?

– О… Почти обо всех. Я воспитан на русской литературе 18-го, 19-го и 20-го веков.  О средневековой мне писать сложнее, потому что в ней есть вещи, которые меня восхищают, но про них в школе не очень поговоришь. Например, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Школьник сам это не прочтет. Я очень люблю «Житие протопопа Аввакума» и включаю отрывок в учебник, но понимаю, что нормальный учитель это обогнет. И Радищева также я включаю, хотя знаю – мимо. Нет больших русских писателей, которых я бы не любил. Кроме того, есть писатели не очень большие, их произведения даны по минимуму. Как, например, Владимир Короленко. Но сам Короленко является предметом моих размышлений и переживаний. У меня был замысел – снять четыре документальных фильма о четырех неглавных русских писателях. Абсолютно идеологически несовместимых и совершенно одинаковых по своему порыву. Это Владимир Короленко, Владимир Соловьев, Константин Леонтьев и Владимир Жаботинский. Мне они важны все. Они всегда – «за великой идеей». Я только что закончил перечитывать «Войну и мир». Каждый раз волнуюсь заново. И читаю в дороге Данте. В юности ничего не понял, а оказывается это простая, хорошая, ясная и хорошо переведенная книга.

– Оцените состояние современной поэзии…

– Мне кажется, что в современной русской поэзии дела очень хороши. На любые стилистические вкусы разных поколений есть талантливые живые настоящие поэты. От Тимура Кибирова и Сергея Годлевского до Веры Полозковой и Веры Павловой. Кто любит сложную закрытую поэзию, будет читать Цветкова. Кто любит социальную поэзию, Кибирова. Да и с прозой не так плохо. Да, нет великих. Или мы их не видим. Есть ощущение, что некоторые романы, написанные при нас, являются малой классикой. Как роман Владимира Маканина «Асан». Но как вводить такую прозу  в школьный круг чтения? По языку она ушла далеко от массового читателя…

Разговор в этот вечер долго не прекращался, даже после того как встречу объявили завершенной. Александр Николаевич понравился публике своей простотой, некичливостью, образной речью. Московского гостя не хотели отпускать. Сначала его обступила молодежь, потом старшее поколение и журналисты… Для себя я еще раз вспомнила давно известную мудрость – содержание важнее формы, благодать выше закона. А если говорить словами Священного писания, «Буква убивает, Дух животворит». Пожалуй, именно об этом и старался рассказать саровчанам А.Архангельский на примере  книг, литературы и чтения.

Культура / 2014 год
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото - Анны Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.