Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Собор двенадцати апостолов

Воскресная проповедь протоиерея Александра Сухоткина в храме Иоанна Предтечи.

Сегодня мы с вами, возлюбленные, вспоминаем Собор святых 12-ти апостолов. Это – ближайшие ученики Господа нашего, Иисуса Христа, которые во время земной проповеди Спасителя были его спутниками до самого конца, до страшных дней Его мучений и распяти. Почему этих людей чтит Церковь и называет апостолами? Почему отделяет их от всех остальных? Ведь первых учеников Христовых было очень много. Одних апостолов мы знаем 70 человек. И это – только те, чьи имена сохранило церковное Предание до наших дней. Но среди всех них сугубо стоят те, кто были сотаинниками Христовыми, свидетелями Его дел от начала: от крещения в Иордане до вознесения. Они являлись хранителями Истины, о которой говорил при них Христос.

Апостолы написали первые Евангелия. Именно им мы обязаны той Церковью, которую имеем по сей день. Вся видимая структура Церкви была создана апостолами в глубокой древности. Они поставили первый диаконов, священников и епископов. Например, святому апостолу Петру мы обязаны тем, что было написано Евангелие от Марка. Марк записал проповедь, которую говорил Петр. Святые апостолы и евангелисты Матфей и Иоанн – также были из числа 12-ти апостолов. Евангелист Лука написал Евангелие и книгу Деяний святых апостолов на основании рассказов апостолов Марка, Павла, Варнавы и прочих.

Все апостолы закончили жизнь мученически, своей жизнью и смертью засвидетельствовав ту истину, которую принес в мир Христос. Особенно ярко это показывает нам  мученическая кончина первоверховного апостола Петра, который пострадал уже в преклонном возрасте, как и говорит ему Христос в Евангелии от Иоанна: «… когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь», указывая,  какой смертью тот умрет. Так и случилось. В преклонных летах апостол Петр, оставшийся одним из последних живых апостолов, уступил просьбам римских христиан, которые пытались подольше уберечь его от гонений как свидетеля жизни Спасителя. Они уговорили Петра уйти в пригород Рима, где гонения на христиан не свирепствовали с такой силой. И вот, на Аппиевой дороге он встретил Христа, который шел навстречу и нес Крест. Петр спросил: «Господи, куда Ты идешь?» «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым»,  – ответил Христос. Тогда апостол Петр понял, что ему подобает завершить свою жизнь не на смертном одре, не в окружении учеников и почитателей, но быть осужденным на мучительную казнь. Апостол Петр вернулся в Рим, сразу был схвачен и приговорен к позорной казни через распятие. По просьбе Петра его распяли вниз головой, поскольку он себя считал недостойным уподобиться Христу. Такая смерть – более скоротечная, но и более мучительная. Были убиты и остальные апостолы, свидетельствуя о Христе до самой смерти. Все они отверглись от того, что имели и от самих себя.

Мы должны помнить об их подвиге, о том, что мы – христиане, и на нас возложена высокая честь и обязанность нести веру Христову людям. Это значит, что мы должны вести более праведную жизнь, чем остальные. Свидетельствовать ею, что мы объединены и искуплены кровью Христовой, дабы язычники, которые окружают нас, видя нашу веру, старались изменить свою жизнь. Конечно, это требует особого подвига, потому что и дьявол и человек озлобляются, видя такое благочестие, и замечая на его фоне свое нечестие. Но мы все равно должны стараться исполнять это по мере своих сил и возможностей.

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила м. Курякина