Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Не упуская ни слова

18 января 2015 года

Есть немало ошибочных мнений и утверждений, относящихся к крещенской воде. Мол, крещенская и богоявленская вода – вещи разные, что «разбавлять» ее нельзя, но главное заблуждение – якобы омовение в крещенской воде разрешает человека от грехов. А может, стоит повнимательнее прислушаться к словам молитвы на Великое освящение воды, читаемой  в Крещенский сочельник и в праздник Богоявления? Пожалуй, тогда многие вопросы отпадут сами собой. Предлагаем читателям разъяснительный перевод этой молитвы (с портала "Приходы").

Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир. 

Ты Своей волей из небытия к бытию привёл всё, Ты Своей силой поддерживаешь все сотворенное и по Своему промыслу устраиваешь все в мире. 

Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси.

Тебе трепещут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы

Ты составил мироздание из четырёх стихий и соединил годичный круг из четырёх времён года.

Перед Тобою в благоговениии трепещут все ангельские силы, Тебя воспевает солнце, Тебя славит луна, перед Тобою сияют звёзды, Тебя слушается свет, Тебе покорны бесконечные бездны вселенной, Тебе служат источники. 


Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. 

Ты простёр небо, как ткань, Ты утвердил землю на водах, Ты оградил море песком, Ты разлил всюду воздух для дыхания.

Ангельския силы Тебе служат, архангельстии лицы Тебе кланяются: многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими, окрест стояще, и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. 

Тебя ангелы воспевают, Тебе архангелы покланяются, много очей имеющие херувимы и шестикрылые серафимы, к Тебе приближаясь, как бы окутаны благоговением перед неприступной славой Твоей.

Ты бо Бог сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв: не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. 

Ведь Ты — Бог Неописуемый, Безначальный и Невыразимый — сошёл на землю и принял облик рабский, став во всем подобным человеку, потому что непереносимо было для Тебя, милостивого Владыки, и нестерпимо для Твоего милосердия, видеть, как диавол мучает людей, и вот Ты пришёл и спас нас.

Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси. Девственную освятил еси утробу Рождеством Твоим: вся тварь воспевает Тя явльшагося. 

Провозглашаем благодатные дары Твои, проповедуем милость Твою, не таим Твоих благодеяний: Ты освободил все человечество. Ты освятил Твоим рождением утробу Девы, и все творение Твое прославляет Тебя, явившегося нам. 

Ты бо Бог наш на земли явился еси, и с человеки пожил еси: Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев. 

Ведь ты — Бог наш, и с нами, людьми, жил на земле; Ты освятил воды Иордана, ниспослав Святого Твоего Духа, и сокрушил там гнездящееся зло.

Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: Сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную: Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну. 

Так и теперь, человеколюбивый наш Царь, приди со Святым Духом Твоим и освяти эту воду, и дай ей благодатный дар избавлять от зла, благословение Иорданское, сделай её источником нетления, освящающим даром, освобождением от греховного рабства, лекарством от всех недугов, гибелью всех демонов. Сделай ее непреодолимой вражескими силами, сильной как ангелы, чтобы все черпающие и пьющие её получили очищение душ и тел, избавились от греховных слабостей, освятили свои жилища и использовали ее на всякое благое и полезное дело. 

Ты бо еси Бог наш, Иже водою и Духом обновивый обетшавшее грехом естество наше: Ты еси Бог наш, водою потопивый при Ное грех. Ты еси Бог наш, Иже морем свободивый от работы фараони Моисеом род Еврейский. Ты бо еси Бог наш, разразивый камень в пустыни, и потекоша воды, и потоцы наводнишася, и жаждущия люди Твоя насытивый. Ты еси Бог наш, Иже водою и огнем пременивый Илиею Израиля от прелести Вааловы.

Ведь Ты — Бог наш, Который обновил водою и Духом наше ествество, разрушенное грехами, Ты — Бог наш, водою потопивший при Ное грех. Ты — Бог наш, морем освободивший от египетского рабства еврейский народ при Моисее. Ты — Бог наш, некогда расколовший в пустыне камень, после чего потекли из него воды целыми потоками, чтобы люди Твои утолили жажду. Ты — Бог наш, при Илии пророке водой и огнём избавивший Израиль от губительной вааловой лжи.

Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение. 

Сам и сейчас, о Владыка, освяти эту воду Духом Твоим Святым. Дай всем, к ней прикасающимся и ее пьющим, и ею омывающимся, освящение, здоровье, очищение от зла и благословение.

Спаси Господи, и помилуй великаго господина и отца нашего, Святейшаго Патриарха Кирилла, и сохрани его под кровом Твоим в мире, покори ему всякаго врага и супостата. Даруй ему вся, яже ко спасению прошения, и жизнь вечную:
да и стихиами, и человеки, и ангелы, и видимыми, и невидимыми, славится Твое пресвятое имя, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Спаси, Господи, и помилуй великого господина и отца нашего, Святейшего Патриарха Кирилла, и сохрани его под Твоим покровительствои и в мире, покори ему всех врагов и противников. Даруй ему исполнение всех прошений ко спасению, и жизнь вечную.
Да славится всеми — и стихиями, и людьми, и ангелами, всем видимым и невидимым творением, Твоё пресвятое имя со Отцом Твоим и Святым Духом, теперь, и всегда, и во веки вечные. Аминь.

(Перевод Е. Макалец)

Чин великого водоосвящения совершается Церковью накануне и в сам день праздника Богоявления (то есть Крещения Господня). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Во время молитвы, читаемой в этот день над освящаемой водой, Церковь вспоминает (то есть напоминает нам, её членам) сотворение мира, поэтичными словами воспевает Господа и свидетельствует о том, что всё созданное Богом благодарит Его за бытие; Церковь  вспоминает Божии благодеяния людям, совершенные через воду, и просит, чтобы Господь и сейчас наделил освящаемую воду целительной для души и тела силой, соединил эту воду со Своей благодатью.

Освящение воды напоминает нам и о воплощении Бога Сына − Господь принял материальное тело, принял плоть, и вода, освящаемая Его благодатью, напоминает нам, что материя — не зло и не «низший уровень», она также создана и благословлена Богом и даже принята Им как тело Своё.

Освящение напоминает нам и о всеобщем воскресении в конце этого мира: все мы воскреснем в телах наших, которые изменятся, но останутся материальными подобно тому, как изменяется, но остается собою освященная вода.

Считать, что эта вода автоматически «очищает от грехов»,  − большая ошибка, основанная на непонимании слов молитвы. Церковь молится, чтобы Господь дал воде силу избавлять человека от привычки к греху, чтобы вода помогала преодолевать греховные склонности. То есть она — оружие во внутренней борьбе. При этом надо помнить, что никакое оружие «само по себе» не действует. Бороться надо самому.

Также неправильно считать, что вода, освященная накануне Богоявления, − иная, нежели освященная в сам день праздника. Это одна и та же святыня, и чин совершается один и тот же, в одних и тех же емкостях с водой. Просто сложилась традиция − освящать два раза, в честь великого праздника.

 

http://prichod.ru/parishioners-on-the-feasts/16053/

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Екатерина МАКАЛЕЦ, катехизатор храма пророка Илии в Черкизове, портал "Приходы"

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.