Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Педагогика: служение или услуга?

27 августа 2015 года

26 августа в драмтеатре состоялась VI ежегодная объединенная августовская педагогическая конференция. В зале собралось полтысячи человек, которые трудятся в системе образования, а остальные горожане могли наблюдать за ходом конференции в прямом эфире ТК «Канал-16».

Благочинный Саровского округа протоиерей Александр Долбунов обратился к педагогам с напутственным словом перед началом учебного года. Он отметил, что от воспитания юного поколения зависит будущее нашего города и России. О. Александр: «Мы живем на благодатной земле, осоленной подвигами прп. Серафима Саровского, который явил собою идеал высоконравственного человека, пример смирения и глубочайшей любви к Богу и людям. История нашего народа показала – чтобы быть высоконравственным человеком, недостаточно иметь хорошее образование, надо сохранять духовные традиции. Педагог – это особое служение на благо Отечества!» И в этом нелегком служении священник пожелал всем присутствующим помощи Божией.

Глава администрации г. Сарова Валерий Димитров провел церемонию награждения ряда педагогов и выступил с докладом о том как местные органы власти выполнили задачи, поставленные перед ними в 2012 году Указами Президента России. Рассказал о материальном обеспечении образовательного процесса. Образование – самая крупная статья расходов городского бюджета, и ее финансирование никогда не снижалось. За последние несколько лет построили и капитально отремонтировали много зданий, обеспечили школы компьютерами и интерактивными досками. Ликвидирована очередь в детские сады, а сейчас стараются решить вопрос и с яслями. Средние зарплаты педагогов выше, чем по области и по стране. Педагоги повышают свою квалификацию. Осуществляется поддержка талантливых детей. Более 65 % учащихся выступают на конференциях и олимпиадах. Согласно Указу Президента, число детей, участвующих в творческих конкурсах, должно достигать 8 %, а в Сарове их около 19 % от общего числа детей. Из доклада следовало, что президентские Указы выполнены, а по некоторым показателям и перевыполнены.

Технологии благополучия

Затем выступили гости Сарова. Профессор кафедры социальной психологии «Московского государственного областного университета» и эксперт Госдумы Татьяна Шульга рассказала о работе с неблагополучной семьей в рамках принятой Концепции государственной семейной политики. Главная проблема в том, что постоянно растет число родителей, которых лишают родительских прав. Это не дает справиться с социальным сиротством. По ее словам, помощь проблемным семьям начинается с создания банка данных, паспортизации территории. Рассказала о том, что теперь рекомендуется как можно раньше подключать т. н. сопровождение семьи на основе межведомственного взаимодействия, а также социальное сообщество, создавать социальные сети. По словам докладчика, есть более сорока технологий работы с семьей, и специалисты должны ориентироваться в них. Татьяна Ивановна предложила опробовать эти технологии в Сарове.

Т. Шульга с одной стороны говорила о социальных услугах, а с другой – упомянула о том, что накоплен положительный опыт по социализации неблагополучных семей прихожанами православных храмов и монастырей. Думаем, что конкретные примеры такого опыта будут представлены на V Общецерковном съезде по социальному служению, который пройдет 1-3 сентября в Москве и будет посвящен теме развития церковного добровольческого движения. Церковь занимается социальным служением, а не оказанием услуг.

Язык определяет наше сознание. Например, солдат служит и получает жалование (сколько пожалуют). Он присягает Родине и народу, готов отдать за них жизнь. А наемник оказывает услуги, воюет за того, кто больше платит. Беда даже не в том, что мы говорим на разных языках, а в том, что смешение понятий происходит в каждой отдельной голове. Это создает почву для манипулирования. Кто мы? Народ или население? А, может, потребители товаров и услуг? К чему мы стремимся? К обожению или к успешности? Эти вопросы поднял другой гость города.

Подсунули чужой идеал

Доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета протоиерей Сергий Рыбаков запомнился саровчанам своим ярким выступлением на заседании Духовно-научного центра еще в прошлом году (Круглый стол «Духовная безопасность в сфере образования»).

В этот раз он оттолкнулся от выступления предыдущего докладчика и сразу поставил вопрос, откуда берутся в России неблагополучные семьи? И где они живут? В Чечне, например, нет таких семей и сирот при живых родителях. Дело в том, что там сохранились национальная идентичность и патриархальный уклад семьи, а у нас — нет. Лидер Чечни, Рамзан Кадыров, на вопрос о том, кто он, ответил: «В первую очередь я — мусульманин, во вторую — чеченец, и в третью — гражданин Российской Федерации». В таком духе он воспитывает и своих детей, и свой народ. А наши дети не знают, кто они.

О. Сергий:

У нас утеряно ощущение себя, как народа. Всякий народ является субъектом истории, он выделяет себя из среды прочих народов с помощью духовных ценностей и культуры, а также самовоспроизводит себя. Эти функции в полной мере осуществляются в системе образования. Сначала это была педагогическая система народа, базирующаяся на его религиозном идеале. И только потом, при Петре I, возникло то, что со временем стало государственной системой образования. Эти две разные системы либо взаимодействуют и дополняют друг друга, либо противодействуют, что приводит к разрушению.

Учитель, опирающийся на традиционную для России педагогическую систему народа, видит в своих учениках заложенные Богом таланты, и ставит своей целью — помочь раскрыть этот потенциал или образ Божий через ОБРАЗование, т. е. приближение к идеальному образу. Кстати, и сам учитель должен нести в себе этот образ. Наш народ был воспитан на идеале Христа и святых. А сейчас в обществе в качестве идеала предлагают кальвинистский идеал успешного человека — религиозный образ протестантизма. Отсюда проистекает такое понятие в педагогике, как «компетентность» и даже «метод проектов». И если мы не предъявляем идеал, то это делают другие. Чему мы пытаемся учить детей, если даже не определено, какое общество мы строим?

Традиционная система образования должна у юных граждан формировать этно-историческое сознание своей страны. Чтобы они продолжали культурные традиции своего народа, имели лингвистическую культуру, потому что не всяким языком можно выразить то, что написано в Евангелии, духовные основы бытия. Ничего такого в системе образования нет. Хотя можно что-то поправить в рамках преподавания основ православной культуры...

Вернувшись к теме семьи, о. Сергий высказал убеждение, что если семья создана не на патриархальных принципах, она изначально нестабильна. Он объяснил, как происходит превращение мужчины, отца, из главы семьи — в ее необязательный экономический придаток, а главное место занимает ребенок. У нас нет воспитания мальчика в мужчину и отца, нет воспитания девочки в жену и мать. Поэтому нужны концептуальные изменения как педагогической системы народа, так и государственной системы образования. Аплодисменты зала показали, насколько это актуально.

Война за умы

Директор Института политики, права и социального развития Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова Владимир Шаповалов объяснил слушателям азы геополитики, рассматривая в контексте российско-американских отношений динамику развития мира за последние четверть века после распада Советского Союза. Все происходящие политические события — не случайное стечение обстоятельств, а целенаправленная стратегия. Происходит постоянная экспансия НАТО на Восток, к границам России. Существует масса сценариев территориального разделения России на «удельные княжества». И угроза безопасности России не столько в сфере военного противостояния (хотя американский военный бюджет и больше нашего в 10 раз), сколько в soft power – «мягкой силе», влиянии на умы, в технологиях, направленных на разрушение России.

Какое отношение имеет геополитика к педагогике? Самое прямое. Ведь это — наши дети открывают интернет, смотрят созданные врагами России мультики, слушают музыку. И мы их теряем. По мнению В. Шаповалова, самое важное — дети и их восприятие мира. Поэтому педагоги находятся на передовой в этой необъявленной войне…

Реформам вопреки

Обратила внимание на важную фразу, которую сказал глава администрации, обращаясь к педагогам: «Хочется верить, что никакие реформы и новообразования не повлияют на ваше доброе отношение к детям». Очевидно, здесь противопоставление. Процесс бесконечного реформирования, насаждаемый сверху, противопоставляется подвижническим усилиям учителей снизу.

Для чего идет реформа образования? Кому это надо? Не обсуждается, какого человека планируют получить «на выходе». Но у многих сограждан словосочетание «реформа образования» вызывает стойкое негативное отношение.

Кто же такой педагог? Человек, совершающий особое служение на благо Отечества, или тот, кто оказывает образовательные услуги? Когда чествуют педагогов, с высоких трибун говорят первое, а когда начинается их повседневная работа, то подразумевается второе. Но разве можно одновременно «сеять разумное, доброе, вечное» и оказывать образовательные услуги? В Евангелии сказано предельно четко. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24).

По мнению о. Сергия Рыбакова, протестантизм – это когда родителям говорят, что школа оказывает образовательные услуги, и они на это клюют. Православный подход основан на другом – на доверии учителю обучения и воспитания ребенка. Сам же учитель оказывается зажатым между молотом (образовательными программами, которые спускают сверху) и наковальней (родителями, многие из которых дезориентированы). Как педагог он должен учить и воспитывать ребенка, но, с другой стороны, ему не дают свободно это делать. Выход из этого тупика - только в смене парадигмы.

Взаимодействие. Церковь и мир / 2015 год - все / 2015.08.26 Педагогическая конференция - объединенный день
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2 3

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина, фото А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.