Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

О покаянии и хранении церковного единства

28 марта 2016 года

Проповедь протоиерея Александра Брюховца в храме Иоанна Предтечи 27 марта, в Неделю вторую Великого поста.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы слышали Евангельское повествование о расслабленном человеке, который лежал на одре и не мог встать. И если мы должным образом постились, то, дойдя до второй Недели Великого поста, наверное, должны ощущать себя перед Богом такими же, как этот расслабленный. Мы не видим в себе ни истинного покаяния, ни добрых дел, боремся со своей плотью, земными привязанностями и страстями и чувствуем, что без помощи Божией вести эту борьбу невозможно. Нам только остается молить Господа о том, чтобы Он нас исцелил. Чтобы нас больше не угнетали страсти, и мы имели силы исполнять волю Божию...

И вот, мы слышим историю, которая случилась в Капернауме, и о которой говорится во 2 главе Евангелия от Марка:

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:

тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали…

В этой истории мы видим величие Спасителя, Он воистину являет себя Сыном Божиим. Но обратим внимание на то, что исцеление этого человека Господь начал с прощения его грехов. И для нас первым делом в Церкви должно стать покаяние. Иоанн Креститель пришел со словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И первые слова, с которыми Христос обратился к слушающим Его, это: «Покайтесь». Покайтесь, а уже потом все остальное. Потому что благодать Божия не может войти в сосуд нечистый, и вся наша борьба, которую мы ведем в Церкви, это борьба с грехами.

Странно видеть людей, которые приходят в храм для того, чтобы поставить свечки и о чем-то попросить Бога, но не приступают к Таинствам Исповеди и Причастия, считают, что это вовсе необязательно. Конечно, Господь говорил: «Просите, и дастся вам». Но сначала покаянием нужно очистить грехи, чтобы воспринять благодать и получить у Бога просимое. Во всякой скорби и болезни прежде чем обратиться к Богу с просьбой об исцелении, мы приносим Ему покаяние, чтобы услышать чистым сердцем слова «чадо! Прощаются тебе грехи твои» и затем Господь мог нам сказать: «Встань, возьми постель твою и иди...»

А если мы не видим в себе грехов, это говорит о тьме в нашем сердце, в которой мы ничего не можем разглядеть. Просветить эту темноту мы должны словом Евангельским. Это тот свет, который позволит нам увидеть грехи, отлучающие нас от Бога и мешающие благодати Божией вселиться в нашу душу. Евангельское чтение о расслабленном — это история о нас с вами. Мы не можем исцелиться без помощи Божией, и путь к исцелению и исправлению — это путь покаяния.

Также сегодня мы совершаем память свт. Григория Паламы, епископа Фессалоникийского. Он учил о том, что подвижник, который очищает свое сердце, в духовной тишине может созерцать тот Божественный Свет, который видели апостолы на горе Фавор, причем, видеть его чувственным образом, своими глазами…

И еще я хочу поговорить о смущениях, которые происходят в нашей среде по поводу встречи Патриарха Кирилла с Папой Римским. Это сбор подписей и другие действия, несущие не мир и созидание, но больше – раздор.

Все мы – люди грешные. И все имеем право на сомнение, на то, чтобы разобраться в той или иной ситуации. Но мы должны понимать и природу Церкви, и историю своей страны. Мы исповедуем какую Церковь? Cвятую, соборную и апостольскую. Слово «апостольская» означает то, что наша Церковь управляется апостолами или их преемниками через непрерывную череду рукоположений — епископами. И все, что совершается в святой Православной Церкви, которая, по слову батюшки Серафима, не имеет ни пятна, ни порока, и которую врата ада не одолеют, совершается епископами властью апостольской. И первый среди епископов — Святейший Патриарх. Все в нашем храме совершается по его благословению. Сам по себе священник не может совершать богослужения, но только по благословению Патриарха или правящего архиерея. Когда мы собираемся для общей молитвы, мы молимся о мире всего мира, а дальше — о Патриархе и своем епископе, полагая в молитве единение со священноначалием, являющимся преемниками апостолов, от лица которых совершается всякая церковная служба. Те же, кто отделяется от своего епископа, называются раскольниками.

В XVII веке в России случился самый большой, старообрядческий раскол. Тогда явилось много личных трагедий, общенародных бед и церковных нестроений, пролилось много крови. Что же стало с раскольниками? Те из них, которые не вернулись в лоно Церкви, существуют как секты, у них нет ни священства, ни церковных таинств. Страшно, когда мы отделяемся от единства церковного. И тот человек, который этим занимается, навлекает на себя анафему, т. е. отлучение от Церкви. Поэтому мы, братья и сестры, можем думать и рассуждать о том, что происходит в Церкви, но следует быть очень осторожными в своих суждениях, чтобы не впасть в раскол. А когда человек приходит в храм, где совершается литургия и поминается имя Патриарха, и начинает учинять раскол, это является соблазном для всех окружающих.

Давайте, вспомним 1917 год, революционные события почти столетней давности, когда люди убивали друг друга, и брат восстал на брата. Разве это не научило нас ценить мир в своем доме, договариваться, в чем-то терпеть друг друга? Разве нас не учит этому вся многовековая история России, где мирно уживались много народов и вер? Неужели мы должны всех насильственно обратить в православие, залить нашу землю кровью? Накануне Пасхи мы часто молимся о мире на Святой Земле. Там живут иудеи, мусульмане, православные, а также католики, армяне, сиро-яковиты, и всем приходится как-то уживаться друг с другом.

Надо отличать отношения человеческие и отношения, касающиеся основ веры. Разве при встрече Святейшего Патриарха и Папы Римского были нарушены какие-то догматы, заповеданные нам Святыми Вселенскими соборами? Были внесены изменения в учении о спасении? Нет, ни о каких догматах даже и не шла речь. Обсуждалось, как нам жить в одном доме, как противостоять общим врагам, которые разрушают основы нравственности и человечности.

Братья и сестры, конечно, Церковь управляется не только иерархами, мы с вами тоже народ Божий, члены Тела Христова, и мы должны блюсти догматы Церкви и нравственные основания христианской жизни. И если они нарушаются, должны возвышать свой голос. Но если мы чего-то не понимаем, то надо разбираться, а не огульно устраивать расколы, смущая людей маловерных. А для этого надо хорошо знать и учение Церкви, и нашу историю.

В прошлую Неделю Торжества Православия мы читали Евангелие о том, как нам надо устраивать свои дела: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17). Поэтому будем трезвиться и наблюдать времена, но наипаче хранить свою веру.

Наша история знает много смут. Был митрополит Исидор, который участвовал в унии с католиками, но потом был изгнан. Были ереси и нашествия иноплеменников, были поляки-католики в Московском Кремле, которые замучили голодом святителя Ермогена. Что тогда делал народ и наши святые? Что делал батюшка Серафим, когда случилось нашествие Наполеона? За что ему пожаловали памятный крест в честь победы в Отечественной войне 1812 года? За пост и молитву. Господь приемлет нашу молитву, и мы сейчас должны молиться о единстве церковном. Когда нас что-то смущает, мы должны усилить свой подвиг, чтобы Господь нас хранил от соблазнов, ересей и раскола. Не ходить с плакатами, не трясти бумагами, а усилить свой молитвенный подвиг. Да будем пребывать в мире и согласии. Аминь.

Публикации по теме:

Протоиерей Владимир Головин из г. Болгар отвечает на вопрос: «Как православные должны относиться к встрече Патриарха Кирилла и Папы Римского?» (видео)

«Рога торчат не из Ватикана, а из вашего собственного кошелька». Афонские старцы о встрече русского патриарха и папы

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.