Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Икона и картина

8 декабря 2017 года

7 декабря в Духовно-научном центре Саровского монастыря состоялась лекция инокини Агнии (Смирновой) о том, чем отличается православная икона от западного религиозного искусства.

Мы живем в информационном пространстве, и наши глаза пресыщены визуальными образами, которые всячески стараются привлечь наше внимание кричащей яркостью или воздействием на эмоции. Даже на православных интернет-ресурсах можно увидеть картинки на религиозные темы, которые неискушенные люди принимают за иконы. А канонические иконы проигрывают, потому что они более сдержанны как в цветовом, так и в эмоциональном плане. Чтобы понять их духовное содержание, нужно быть подготовленным, обладать определенной культурой. Кроме того, когда мы стоим перед древним намоленным образом, мы ощущаем воздействие Божией благодати, но изображение в Интернете этого не передает.

По мнению лектора, если мы считаем себя верующими, то обязательно должны потрудиться разобраться в догматах и особенностях своей веры. Не зная церковной традиции, мы не сможем до конца понять православную икону. Большинство собравшихся об этом раньше и не задумывались. И до сих пор многие наши соотечественники, считающие себя культурными людьми, воспринимают иконы, как непонятные темные доски, а западно-европейскую религиозную живопись — как вершину духовности.

Мать Агния более 20 лет занимается церковным искусством: иконописью, реставрацией, резьбой по дереву, поэтому трепетно относится к православной иконе, как в величайшему сокровищу, материальному воплощению нашей веры, которую мы должны сохранить и передать детям. Она постаралась в немногих словах сказать самое главное, чтобы у слушателей возник интерес к церковному искусству и желание разобраться в нем.

С иконами связано много мифов и парадоксов. Например, можно ли изображать Бога Отца? Многие видели такие изображения. Однако «Бога никтоже виде нигдеже (1 Иоан. 4, 12). И во время богослужения поется: «Бога человеком не возможно видети, на Него же не смеют чини Ангельстии взирати...» Действительно, Седьмой Вселенский Собор и затем Московский Стоглавый Собор в 1551 году запретили изображение Господа Саваофа. И то, что мы видим, это неканонические изображения или влияние западной живописной традиции. Однако догмат о Богововоплощении дает возможность изображать на иконе Иисуса Христа. И первой православной иконой стал лик Спасителя: Христос, видя безуспешные попытки художника Ханнана написать Его портрет, потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на нем запечатлелся Его образ.

Св. апостолу и евангелисту Луке приписывают создание Владимирской и ряда других почитаемых икон Божией Матери. Однако Владимирская икона датируется XII веком, а самые древние иконы, которые дошли до нас, — VI веком, поэтому их никак не мог собственноручно написать св. апостол Лука. На самом деле мы видим списки (копии), сделанные с его икон, многие из которых также прославились, как чудотворные...

Инокиня Агния рассмотрела историю возникновения икон, которые культурно восходят к античному искусству, в частности, к фаюмскому портрету — надгробным живописным изображениям, найденным в египетском оазисе Фаюм. Первые иконы имели с ними стилистическое сходство и такую же технологию изготовления. Но если фаюмский портрет напоминает о неизбежности смерти, то икона несет послание о вечной жизни. К XIV веку сложились характерные черты византийской иконы. Ей присущ особый символический язык, золотой фон, сознательно упрощенная стилистика, обратная перспектива, отсутствие внешнего источника освещения и привычного хода времени.

Нет четкого определения, что такое православная икона, но существует церковная традиция, основанная на Священном Писании и Священном Предании. Поэтому святые отцы называли икону «богословием в красках», «Библией для неграмотных». Древние иконы писались по вдохновению Духа Святого. Такая икона вызывает у предстоящего перед ней особый настрой души, молитву или благоговейное созерцание. По учению отцов Седьмого Вселенского Собора, икона передает обоженное состояние Первообраза и благодать, присущую Первообразу.

В XI веке произошло разделение Западной и Восточной Церквей, и уже к XIII веку в Европе перешли от икон к картинам. На картине мы видим не одухотворенный святостью лик, а лицо, которое несет в себе отпечаток человеческих страстей.

Чтобы лучше понять религиозное искусство Запада, мать Агния рассмотрела примеры католической религиозности, приведя выдержки из жизнеописаний учителей католической церкви. Франциск Ассизский, «святые» Тереза и Анжела демонстрируют гордыню вместо смирения; повреждение ума и состояние прелести; воображение, мечтание и экзальтированность в противоположность трезвению святых отцов Восточной Церкви.

Искажение вероучения повлекло искажение духовной жизни. А это, в свою очередь, отразилось в искусстве: натурализм изображения, культ плоти, греховная страстность и личные чувственные представления. Все это можно было увидеть на слайдах презентации. Слушатели задумались: изображенные на картинах толстые, порхающие амурчики это кто: ангелы, бесы или персонажи античной мифологии? «Не просто так святые отцы ограждают нас от ереси, — отметила инокиня Агния, — поскольку она ведет к духовной смерти».

Язык же православной иконы — лаконичен до аскетизма, там нет ничего лишнего. Нет пышных форм и безудержной фантазии художника. Она не услаждает чувственно наш взор, а заставляет «поститься глазами». Цель иконы — направить все наши чувства на путь внутреннего очищения и преображения, направить наш ум и сердце к Богу.

В конце встречи мать Агния ответила на вопросы слушателей и рекомендовала прочесть книгу Л. А. Успенского «Богословие иконы Православной Церкви».

На фото можно увидеть работы инокини Агнии (иконопись и резьба по дереву)

Иконы / 20171207-Встреча с инокиней Агнией (Смирновой)
Иконостас
Иконостас
Новомученица Татиана Гримблит
Новомученица Тати...
Святой Иоанн Предтеча
Святой Иоанн Пред...
Прп. Серафим Саровский
Прп. Серафим Саро...
Прп. Сергий Радонежский
Прп. Сергий Радон...
Спас на убрусе
Спас на убрусе
1 2 3

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст М. Курякиной, фото автора и из архива.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.