Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Студенты узнали о духовных традициях русского театра

20 апреля 2019 года

В Саровском физико-техническом институте 18 апреля состоялась XI городская конференция «Земля Серафима Саровского». В ней приняли участие свыше ста студентов и гости — представители департаментов администрации, благочиния и Саровского монастыря.

Этот форум проводится в рамках комплексной программы «Саров благословенный». В год театра он был посвящен духовным традициям русского театра и совпал с широко отмечаемым в Сарове 70-летием драматического театра. Конференция прошла в новом формате: первая часть — познавательная, а вторая — дискуссионная.

С приветственным словом к собравшимся обратились руководитель вуза Анна Сироткина, зам. главы администрации Сарова, председатель координационного совета по духовно-нравственному воспитанию Сергей Анипченко и помощник благочинного Саровского округа по культуре протоиерей Александр Сухоткин.

Руководители Православного творческого объединения «МiР» Роман Сванидзе и Ирина Семенчук рассказали об истории возникновения театра, этапах его развития, периодах взлета и падения, взаимоотношениях с Церковью; о возникновении русского психологического театра и театра в городе Сарове.

Надо сказать, что к театру в Сарове особенное отношение, он даже на пять лет старше самого города. Секретный объект по созданию ядерного оружия возник в 1946 году, театр — в 1949, а статус города закрытому объекту был присвоен в 1954 году. Роман Сванидзе: «Один из основателей города Юлий Борисович Харитон приходил на каждую премьеру театра. Почему для ученых это было так важно? Они работали над атомной бомбой, для чего же часть ресурсов была направлена на создание театра? Теперь мы знаем, что искусство это — другой способ постижения мира, альтернативный научному. Талантливые люди особенно нуждаются в этом...»

Роман Валерьевич и Ирина Михайловна 13 лет отдали саровскому драмтеатру, а потом создали свой, православный театр. И первым спектаклем стала постановка «О бренности» по наиболее глубоким рассказам А. П. Чехова, в которых говорится о жизни души. Первокурсники увидели отрывок из этого спектакля, а также — из спектакля «Сестры», о репрессированных монахинях Дивеевского монастыря.

Последний спектакль о реальных людях, он создан по воспоминаниям и архивным документам (стиль «вербатим»). Ирина Семенчук: «Это была попытка найти современного героя. Для меня дивеевские сестры, которые пришли в монастырь 15-летними девочками и на всю жизнь сохранили верность данному слову и монастырю; которые через страшные испытания пронесли свою веру и детскую чистоту души, это и есть герои. Нам, сегодняшним, крайне необходимы такие качества...»

Режиссер придерживается тех принципов, которым ее учили в Щукинском театральном училище: «Каждая новая постановка должна поднимать и зрителей, и труппу на новую высоту».

Православный театр «МiР» сам ищет деньги на постановки, и сам несет все риски. Ирина Семенчук: «Когда мы создавали спектакль «Сестры», конечно, думали: «Кто к нам пойдет на спектакль о репрессированных монахинях? Но оказалось, что именно этот спектакль пользуется самой большой популярностью у зрителей...» Кстати сказать, актеры не продают билеты на этот спектакль, только предлагают пожертвовать кто сколько может на готовящиеся в мае поездки со спектаклем «Сестры» на два фестиваля.

ПТО «МiР» уже много лет успешно сотрудничает с СарФТИ, студенты посещают их спектакли. По мнению зав. кафедрой теологии Оксаны Валерьевны Савченко, это помогает через художественные образы рассказать молодежи то, что невозможно донести на лекциях, через рациональную передачу информации.

Студенты узнали о том, что исторически театр имеет религиозные корни, но иногда он отходит от них очень далеко, обмирщается, деградирует и начинает обслуживать человеческие низменные страсти. Реакция Церкви — активное неприятие такого театра. А в советское время, которое для нынешних студентов тоже далекая история, считали, что театр должен заменить Церковь, возлагали на него идеологическую функцию. С русской эмиграцией знаменитая система Станиславского попала в Америку, где племянник писателя Михаил Чехов воспитал целую плеяду актеров Голливуда а традициях русской школы, в которой форма рождается из содержания.

Напитавшись знаниями о театре, студенты попробовали поразмышлять о том, какой должна быть миссия театра в Сарове и как должен формироваться его репертуар? Театр должен формировать вкус зрителя или ориентироваться на его запросы, воспитывать или обслуживать? Каким видится театр будущего в Сарове?

Первокурсники высказывали самые разные мнения. Порадовало, что студентам интересна и классика, и остросоциальная, и патриотическая тематики. Они хотят видеть театр многогранным. В целом это думающая молодежь, ориентированная на личностный рост. Примерно половина первокурсников родом из Мордовии и Нижегородской области, они выступали активнее саровчан. По мнению иногородних студентов, театр в Сарове по-прежнему популярен.

У первокурсников в течение семестра идут элективные курсы «Этика» и «Духовно-нравственные ценности отечественной культуры». Они смотрят и обсуждают фильмы и спектакли, учатся понимать, какие чувства вызывает то или иное произведение, грамотно формулировать свои мысли. Но встреча с настоящими режиссером и актерами была интереснее, чем просмотр видео.

Вот, какими мыслями поделился студент Егор Поверинов:

— Главное в постановке, как и во многих произведениях искусства, это ее содержание, смысловая нагрузка, контекст. Именно благодаря этому происходит влияние на зрителя и формирование его вкуса. В настоящее же время, к сожалению, форма чаще всего очень тщательно прорабатывается, ведь за этим стоит коммерческая выгода, но за ней скрывается какая-нибудь весьма банальная мысль или же вовсе пустота.

Если же театр не заботится о том, чтобы заинтересовать зрителей, то, во-первых, его популярность вообще маловероятна, а, во-вторых, очень важно выбирать актуальные и понятные большинству образы, о значимых сейчас проблемах. Ведь человек может принять и прочно усвоить истину только тогда, когда сам размышляет о ней. На мой взгляд, основная миссия театра заключается именно в том, чтобы создать привлекательные для разных зрителей формы, за которыми был бы спрятан мощнейший контекст, способный ненавязчиво влиять на их вкус и духовное развитие.

Фото А. Виноградовой

Культура / 20120524-флешмоб в день Кирилла и Мефодия
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст М. Курякиной, фото А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.