Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Разговор с протоиереем Андреем Ткачевым

18 октября 2019 года

17 октября в библиотеке им. В. Маяковского состоялась встреча со священником Русской Православной Церкви, известным проповедником, писателем и телеведущим протоиереем Андреем Ткачевым. Тема лекции «Александр Пушкин и Серафим Саровский, была ли встреча?» стала лишь поводом к большому разговору.

Зал и все проходы были полностью заполнены, стулья стояли в коридоре у открытой двери – личность отца Андрея сегодня широко известна, и услышать его пришли многие.

Отец Андрей сразу сказал, что, по его мнению, этой встречи не было. Если бы встреча состоялась, то Пушкин после нее не написал бы уже ничего или написал что-то совершенно иное. Потому что встреча со святым человеком меняет жизнь полностью. Сам этот вопрос, была ли встреча, возник из серьезной проблемы русского общества. Из разрыва между святостью и образованностью. По мнению отца Андрея, как в XIX веке, так и в наше время между святостью и образованностью лежит глубокая пропасть.

И дело не только в том, что неверующие считают, будто храмы заполнены исключительно необразованными старушками, но и в том, что многие верующие думают, что батюшка Серафим нужен, а «Пушкин не нужен» – не нужны культура и искусство, не нужны ученые, не надо получать высшее образование… И в то же время среди ученых очень много верующих людей. Причем, как показывают исследования, самый высокий процент верующих среди математиков. Эту пропасть между образованностью и святостью надо зашивать. Только одному русскому монастырю это удалось сделать на протяжении своей истории – Оптиной пустыни. У прп. Амвросия окормлялись Гоголь, Достоевский…

Нужны и святость, и образованность (культура). Как образно выразился отец Андрей, культура, в частности творчество Александра Пушкина – это «разжиженное Евангелие», а прп. Серафим – «концентрированное Евангелие». Если девочка в 15 лет читала письмо Татьяны Онегину и плакала над ним, то этот высокий образец чувств как стена оградит ее в последующем от блуда. Девочка в 15 лет редко может освятиться молитвой, а высоким примером Татьяны Лариной может.

Вообще, по мнению отца Андрея, православие – религия для умных и взрослых людей. И эти умные взрослые могут научить своих детей… не религии, а образцам нравственного поведения. Могут научить уважать, смиряться, терпеть, дружить, делиться… В этом все и дело, кто-то может читать Евангелие, а кто-то Пушкина.

Если бы Пушкин повстречался со святым Серафимом, то во всем его последующем творчестве в каждой строчке, наверное, звучало бы имя Христа… Так произошло с Гоголем и Достоевским, которые встретили старца Амвросия в Оптиной пустыни.

Как изменилась жизнь со времен Пушкина! Каким благополучным по сравнению с нашим XXI веком кажется нам XIX век… А ведь именно в этом веке, по словам Гоголя, «диавол вышел в мир без маски». И великие умы это чувствовали и понимали. Уже тогда, более ста лет назад, Достоевский сформулировал: «Если Бога нет, то все позволено…»

Вопросы из зала и ответы на них тоже были интересными. Почему мужчин в наши дни в храмах меньше? Как верующим женам привести мужей в храмы? По мнению отца Андрея, в этом вина как женщин, так и современного священства. Женщина не должна подавлять мужчину. Мужчина подсознательно отталкивает от себя еще одну область жизни, где его может начать подавлять женщина. А священники должны подавать с кафедры людям твердую духовную пищу, а не разбавленную жижу. Мужчинам нужны история Церкви, литургика, эсхатология, догматика… — все науки о православии нужны им. Их ум должен работать на полную мощность.

Женщина должна понимать, что есть ситуации, когда «ради Бога надо оставить Бога». То есть в какой то момент надо не пойти в храм ради того, чтобы приготовить мужу воскресный завтрак. Но и помнить надо, что три подряд пропущенные литургии – это отлучение себя от Церкви. Надо искать мудрый выход.

На вопрос «А если бы встреча Пушкина и прп. Серафима Саровского состоялась, то, может быть, и история России потекла бы по другому руслу? И могло не быть революции?» отец Андрей ответил: «Да, может быть и так». Он не отрицал этого, потому что очень важно, что творится в душе самих «инженеров душ». Даже от одного человека может измениться многое.

На вопрос девочки-подростка «Чем отличается умный православный от глупого православного?» последовал ответ: «Глупый превращает веру в проблему. Хотя вера нам дана как радость, как утешение. Ее нам дали, чтобы нам было хорошо. Христос пришел в мир утешить человека, глаза ему раскрыть…»

– Молодежь сейчас пьет, курит, употребляет наркотики… Что делать?

– Они тоскуют. Не знают, зачем живут. Пытаются заполнить пустоту. Проблема в отсутствии мотивирующих образов. Дело – во взрослых.

– Как вы относитесь к тому, что народ наш не кается в убийстве Царя?

– Чтобы покаяться в историческом грехе, люди должны сначала научиться каяться в своих бытовых грехах.

– Каждый ли православный может быть воителем? А если побеждает чувство собственного бессилия?

– Чувство бессилия это – чувство любого труженика. Когда затрагиваешь грех, сам ад выползает навстречу… Это хороший повод обратиться к Богу и просить Его помощи...

Фото Анны Виноградовой

Культура / 2019 год / 20191017-Разговор с протоиереем Андреем Ткачевым
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото Анны Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.