Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Открытие выставки игумена Афанасия (Тихонова)

3 февраля 2020 года

В Культурно-просветительском центре Саровского благочиния 2 февраля открылась третья персональная выставка игумена Афанасия (Тихонова) «Сотри случайные черты». Экспозицию из более ста картин можно посмотреть в течение двух месяцев, в часы работы магазина «Церковная лавка» (пр. Мира, 50).

Две предыдущие выставки отца Афанасия были в начале 1980-х годов, и о них помнят только люди старшего поколения. Если бы профессиональный художник Андрей Тихонов не избрал путь священнического и монашеского служения, его творческая жизнь сложилась бы иначе. Возможно, в ней были бы и выставки, и признание, и известность. Тем не менее, за минувшие десятилетия у него накопилось много живописных работ, которые он писал для себя, «в стол», или дарил знакомым.

Игумен Афанасий и не помышлял о персональной выставке. Выставить свои работы его уговорили друзья и духовные чада — сами творческие люди, понимающие важность такого события для культурной жизни Сарова. Они же помогли это технически организовать при поддержке ПТО «МiР». А поводом для выставки послужило 60-летие мастера.

Отец Афанасий всю жизнь выходил за рамки шаблонов, и церемония открытия выставки прошла необычно, в формате творческого вечера, в переполненном зале ПТО «МiР», где собралось около 90 человек. Там были и пожилые люди, и дети, и верующие, и далекие от веры, и художники, и просто горожане, которых заинтересовала личность отца Афанасия. Желающие смогли задать ему вопросы и услышать его, полные самоиронии и доброго юмора, ответы.

Среди собравшихся были одноклассники и друзья отца Афанасия. По словам одного из них, отец игумен обладает особенным даром бескорыстной дружбы. Пришли на открытие выставки и собратья-священники, для которых игумен Афанасий был старшим товарищем и наставником. Протоиереи Александр Брюховец и Вячеслав Гусихин еще будучи молодыми людьми, мирянами, ездили к нему на приход. А протоиерею Сергию Скузоваткину отец Афанасий преподавал черчение в школе № 17, где в то время работал учителем.

Игумен Афанасий 60 лет прожил в Сарове, при этом служа в Мордовии. Городская «хрущевка», в которой он живет, является одновременно и монашеской кельей, и мастерской художника, забитой книгами и картинами. Друзья отца Афанасия были потрясены, увидев знакомые полотна на стенах большого зала. Работы, извлеченные на свет Божий, благодарно заиграли красками. Как они умещались в квартирке? Как он их создавал в такой тесноте? Непонятно.

На стене слева — смысловой центр экспозиции — образ Спаса Нерукотворного с живым взглядом и, неожиданно, по-монгольски скуластым ликом. По одну сторону от него — древние святые, а по другую — новомученики Церкви Русской. Такой необычный иконостас получился!

Тут и картины, и иконы. По словам отца Афанасия, порой грань между ними очень тонкая. Почему на изображениях распятия Христова мы видим начальника римских воинов Лонгина Сотника с нимбом вокруг головы? Потому что во время казни Христа он — мучитель, а потом, когда уверовал в распятого им Господа, сам стал мучеником. Так же и юноша Савл, стерегущий одежды побивающих камнями первомученика архидиакона Стефана, — будущий апостол Павел. Вот такие метаморфозы. Сегодня грешник, а завтра — святой, и все это — один и тот же человек.

Особое место в творчестве отца Афанасия занимает тема новомучеников. Еще в 1990-е годы он начал собирать о них сведения, составлять свою «базу данных». Их жизнеописания и предсмертные фотоснимки из следственных дел стали для него мощным источником вдохновения. Эти люди уже мысленно простились с жизнью, они уже со Христом, и смотрят на нас из вечности. Эти фотографии по своей духовной энергии приближены к иконе. Так родилась серия портретов новомучеников. Их пронзительные взгляды «цепляют», заставляют задуматься, как мы живем? Благодаря стойкости этих людей в России возродилось православие, а мы что готовы сделать ради Христа?

Напротив картин религиозной тематики — обычные «светские» работы: портреты близких людей и знакомых; натюрморты с цветами, которые так любит мама игумена Афанасия Тамара Александровна; ранние работы художника.

А открывает выставку его дипломная композиция в ДХШ, акварель 1976 года. На ней изображен мальчик-иконописец в окружении благословляющих его Пресвятой Богородицы и русских святых. Он напоминает героя фильма Тарковского «Андрей Рублев» (к слову, это — небесный покровитель Андрея Тихонова). Как преподаватели «художки» в советское время эту работу допустили к просмотру? Загадка! С ней юный художник поехал в Горьковское художественное училище и был допущен к вступительным экзаменам. Не иначе, как помог прп. Андрей Рублев. Эта ученическая работа стала для отца Афанасия программной. Ее смысл раскрывается в историческом контексте. Жестокое время, средневековье. Но возникает искусство, одухотворенное верой, и оно преображает нравы людей. Уже в юности игумен Афанасий понимал искусство в первую очередь как служение Богу и ближним. А со временем он увидел в церкви синтез всех искусств. Поэтому для отца Афанасия изобразительное искусство прекрасно совмещается с пастырским служением. А уж как ему это пригодилось во время восстановления храмов, и говорить не приходится! Саров, Дивеево, Санаксар, сельские храмы в Дивеевском и Темниковском районах — везде отец Афанасий оставил след. Например, проектировал и делал первый временный иконостас, настилал полы в Свято-Никольском храме с. Елизарьево.

Скульптурное наследие игумена Афанасия невелико по объему, но велико по своему значению. Он рассказывал, как выполнял барельефы на западных вратах Троицкого и Преображенского соборов Дивеевского монастыря: в свободное время, между богослужениями, урывками, в жару и 20-градусный мороз, не имея никаких условий, в спешке, будучи жестко ограничен сроками. Но Господь устроил так, что эти врата, сделанные на скорую руку, были обиты чистым золотом. Немногие из профессиональных скульпторов могут похвастать таким всенародным признанием.

О своих живописных работах сам отец Афанасий невысокого мнения, считает многие из них незаконченными, доведенными до уровня подмалевка. Причинами этого являются нехватка времени из-за священнических обязанностей и ограниченные возможности здоровья (пожизненная инвалидность). Частенько он возвращается к старым работам и дописывает их.

Однако зрители тепло восприняли творчество художника, потому что людям дорога не столько завершенность работ, сколько живые мысль и чувство, которые вызывают душевный отклик. Прилизанной глянцевой картинкой в век интернета и фотошопа никого не удивишь. Мы этим пресыщены. Нам не хватает искреннего и настоящего искусства...

После творческого вечера проходя мимо храма Всех Святых, привычно перекрестилась на северные врата с барельефом всех святых, работой отца Афанасия.

Справка.

Игумен Афанасий (в миру Андрей Владимирович Тихонов) родился в Сарове 16 января 1960 года в семье сотрудников РФЯЦ-ВНИИЭФ. В 1984 году он окончил Горьковское художественное училище. Работал бутафором-декоратором в саровском драмтеатре, мл. научным сотрудником в краеведческом музее, школьным учителем.

В 1992 году стал алтарником в только что открытом в Сарове храме Всех Святых. В этом же году овдовел и решил стать монахом.

28 октября 1995 года был рукоположен епископом Саранским и Мордовским Варсонофием во диакона и священника, а 2 августа 1996 года принял монашеский постриг в Санаксарском монастыре.

Много лет служил в Успенской церкви г. Темникова, поднимал сельские храмы в Мордовии: в Пурдошках, Лесном Ардашеве, Барашеве (приход и больничная зона), Чумартове, Старом Городе, Старом Ковыляе...

В 1999 году окончил Саранское духовное училище, которое потом было преобразовано в семинарию, а в 2005 году — Нижегородскую духовную семинарию.

Много потрудился отец Афанасий для Церкви и как художник, украсив барельефом северные врата саровского храма Всех Святых, западные врата Троицкого и Спасо-Преображенского соборов Серафимо-Дивеевского монастыря, проектируя и создавая первые иконостасы этой обители. Также он разработал проекты двух иконостасов для Санаксарского монастыря. Это сейчас существуют производства церковной утвари, а в начале 1990-х годов отец Афанасий выполнял все необходимые работы у себя дома или в гараже. Это можно увидеть на старых фотографиях.

В настоящее время отец игумен по состоянию здоровья находится за штатом. При этом из-за нехватки священников продолжает совершать богослужения в храме в честь свт. Димитрия Ростовского с. Чумартово Темниковского благочиния. Не оставляет и занятия живописью.

Фото А. Виноградовой и М. Курякиной

Культура / 2020 год
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст М. Курякиной, фото автора и А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.