Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Митрополит Митрофан: "У России великое будущее, потому что принесена великая жертва"

19 августа 2020 года

В Успенской церкви села Суворово Дивеевского района 18 августа торжественно отметили сто первую годовщину мученического подвига святых Евдокии, Дарии, Дарии и Марии, мощи которых там почивают.

Божественную литургию возглавил митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан. Ему сослужили викарий Нижегородской епархии епископ Дальнеконстантиновский Филарет, исполняющий обязанности благочинного Дивеевского округа и благочинный Саровского округа протоиерей Александр Долбунов, настоятель Успенского храма иерей Павел Покровский, клирики Нижегородской и Мурманской митрополий.

Успенский храм был отреставрирован в прошлом году, к столетию расстрела святых. Тогда же были изготовлены новые иконы и раки с резной сенью. Как ежегодно в этот день, 18 августа храм гостеприимно принял множество паломников из разных уголков нашей страны. Встретила жителей Курска, Йошкар-Олы, Мурманска, Иркутска. Причем, некоторые приехали в Дивеево и впервые услышали о суворовских мученицах, которые входят в Собор Дивеевских святых. Гости приобрели в храме книжку «Святые мученицы Пузинские Евдокия, Дария, Дария, Мария» под редакцией митрополита Митрофана (Баданина), выдержавшую несколько переизданий, но еще не успели ее прочитать.

В 2001 году митрополит Митрофан, тогда в сане иеромонаха, принимал участие в облачении святых мощей и их положении в Успенской церкви для поклонения. Через год на крестном ходе он нес раку с мощами св. Евдокии. Спустя одиннадцать лет совершилась его архиерейская хиротония. На владыке Митрофане исполнилось предсказание блаженной Марии Ивановны о том, что Дунюшкины мощи понесут четыре епископа, будет четыре гроба, и народу будет тысячи, и тогда все восплачут, и неверующие уверуют.

В своей проповеди протоиерей Павел Павликов говорил об особенности подвига новомучеников:

Читая житие святых мучениц, удивляешься их многогранному подвигу. После революции начался разгон монастырей. Монашество рассеялось. По выражению святых отцов, в истории христианства когда прекратилось мученичество, началось монашество. А тут было все наоборот: прекратилось монашество, и началось мученичество. Появились благочестивые русские люди, которые без монашеских обетов тайно от мира начинали совершать воистину монашеские подвиги поста, молитвы и покаяния. Блж. Евдокия несла еще на себе подвиг юродства ради Христа. Это один из тех подвигов, которые, по словам прп. Серафима, человек не может принимать по своей воле, но для этого нужно особое благословение Божие и духовника. Это: великая схима, юродство ради Христа и путь игуменства или настоятельства.

Юродивые ради Христа, как говорится в тропаре блж. Ксении Петербургской, мнимым безумием обличают безумие мира сего. Но, с другой стороны, целью подвига юродства было побеждение в себе гордости. Юродивые все делали для того, чтобы люди их поносили и оскорбляли. В блж. Евдокию кидали камнями уже с юношеских лет. У нее в юности была подружка Мария, с которой они были неразлучны и вместе ходили в храм, держась за руки. Родители пытались их разлучить, люди обижали. А когда умерла Мария — Евдокии тогда было 20 лет — ее еще больше стали оскорблять. Она все терпела, а когда после тяжелой болезни потеряла возможность двигаться, приняла на себя подвиг Христа ради юродства. Смирялась, жила в страшной нищете, на ней была истлевшая одежда, постель во вшах, которые других людей не кусали, не досаждали. Все терпела: и боль, и поношения, и голод, и скорбь. И Господь уже при жизни дал ей великие дары. Она была прозорлива, предсказывала людям будущее как настоящее. Предсказала и свою смерть, которая была мученической. А «мученик» по-гречески означает свидетель Христов.

Чем отличались новомученики XX века от первых мучеников христианской Церкви? Если те терпели гонения от язычников, которые отказывались даже слышать о распятом Христе, то в XX веке убивали и расстреливали христиане. Многие красноармейцы, большевики, красные комиссары были крещеные православные люди, и некоторые из них даже учились в духовных семинариях. Все знают, например, что Иосиф Виссарионович Сталин два года учился в Тифлисской духовной семинарии. Среди гонителей были даже дети священников. Было вдвойне-втройне тяжелей терпеть гонения от своих же, русских, еще вчера православных людей, которые стояли рядом в храмах, а сегодня убивали за веру.

И в это тяжелое время простые сельские девушки Евдокия, Дария, Дария и Мария, немощные и слабые женщины твердо исповедовали веру во Христа. Три дня их избивал и затаптывал ногами карательный отряд солдат из неистовствующих богоборцев. А блж. Марию еще и докалывали штыками. А мы знаем — где проливается кровь мучеников, там умножается и начинает действовать с особой силой благодать Божия. В первые века христианства на крови мучеников утвердилась Церковь.

Но у Святой Руси был особый путь — когда Русь приняла Крещение, не было гонений за Христа. И Господь дал возможность пострадать за Христа уже в XX веке, когда на Святой Руси за 20-30 лет явилось, может быть, даже больше мучеников, чем за первые три века христианства. Причем гонения и пытки стали более изощренными. Появились Соловки, Карлаг, Северлаг. В это время было сделано много научных изобретений и открытий, казалось бы, вокруг умные, цивилизованные люди, и... такие жесточайшие гонения за Христа! И многие не сломались, устояли и были верными Христу даже до смерти. А по смерти имеют особое дерзновение перед Богом. Так исторически было, русский народ всегда твердо верил, что именно мученики ближе всех стоят перед Престолом Божиим, и их молитвы — самые к Богу доходчивые. И как при своей жизни блж. Евдокия вымаливала людей для Царства Божия, так и по смерти по вере нашей она нас не оставит. Аминь…

Митрополит Митрофан поздравил всех прихожан Успенского храма и благочестивых паломников, посетивших его в день памяти этих подвижниц Нижегородской земли.

Это были простые деревенские девушки — такие же, как те, что стоят сейчас в храме, — сказал глава Мурманской митрополии, — их вскормила та же земля. Чудесным образом в блаженной старице Евдокии, в ее немощном тщедушном теле, иссушенном болезнями, постами и ночными бдениями сохранялась такая сила духа и веры, которая могла увлечь ее келейниц. Когда пришло время, они остались верными Христу до самой смерти. Мучениц расстреляли, а ведь мучители их отпускали. Но они ответили: «А как же Дунечка?» — «Пойдет туда, откуда не возвращаются» — «Тогда и мы с ней». Где корни этой верности? В сердце Евдокии – в ее великой вере и дарах духовных, которые она стяжала.

Митрополит Митрофан:

– Мы наследники этого богатства. Слава Богу, душа радуется, что это место расцветает и далее. Здесь не угасает живое общение с теми, кто покоится в этих раках. Они заслужили наше почитание и радость горнего мира. И мы очень надеемся на их молитвы за нашу Родину, ведь только благодаря их подвигу и молитвам Россия может быть имеет будущее.

Но у каждого из нас в сердце тревога от того, что творится в мире и с нашими соотечественниками. Откуда восстает в сердцах этот демон революции? От нового вируса мы надеваем маски, но как защититься от вируса разрушения, ненависти и богоборчества? Революция ничего не создает, но только разрушает. В 1917 году мы уничтожили великую православную Империю, затем разнесли в пух и прах ее наследника — Советский Союз, и вновь поднимается эта зараза. Если мы заглянем в свое сердце, и там мы найдем этого мерзкого червячка, который может обратиться в змия. Внутри живет бунт, несогласие, желание низлагать всех и вся, восстание на священноначалие, авторитетов нет. Так мы разрушаем то, что нам вымолили эти удивительные подвижницы.

Я не говорю о богоборцах, которые вне храма, а о нас с вами. Мы каждый день читаем молитву «Отче наш», где сказано, как наследовать Царство Небесное. Прости нам Боже так же, как и мы прощаем ближнему его согрешения! Но если в нашем сердце осуждение и ненависть, если у нас все кругом виноваты, то на что мы рассчитываем? Вот беда какая. Нет мира в душе, и мы несчастны от этого. И того гляди, вновь развалим нашу страну, которая только-только поднялась с колен.

Недавно мы вспоминали 20-летие трагедии гибели подводной лодки «Курск». У нас на кольском севере это очень остро переживается. Еще живы сослуживцы погибших, и я многих помню. Что вспоминали мы в эти дни? То, насколько человеческая память бессовестная, насколько быстро все забывается, и насколько неблагодарен человек, который видит, как все меняется в стране. Какие замечательные у нас армия и флот, насколько нас уважают теперь в мире! Замечательные руководитель государства и глава Церкви. А что было с нашей страной 20 лет назад? Это был лучший экипаж лучшей подлодки, созданной научной мыслью, не превзойденной и до сих пор. И этот экипаж ездил по ночам в товарный порт Мурманска нагружать вагоны, чтобы хоть как-то заработать копеечку для семьи. Что мы тогда сотворили со своей страной? А теперь все забыто. И снова нас призывают выйти на баррикады, чтобы все разрушить «до основанья, а затем...» А затем — пустота...

Мы с вами — соль земли, говорит Господь. В чем смысл этого образа? Теперь у нас есть холодильники, а во времена Христа только соль могла сохранить продукты от гниения и разложения. Мы должны осолить общество. Гасите весь мятеж в своем смиренном сердце, по образу этих замечательных подвижниц. Умиряйте мир. У России великое будущее, потому что принесена великая жертва. Не приведи Господь нам эту жертву опорочить. Потерять наше нынешнее благополучие, которое было достигнуто такой кровью. Мы ходим в храмы, спокойно молимся и исповедуем веру. В наши храмы не врываются люди в кожаных тужурках, с маузерами и штыками. И не искалывают нас штыками, как мученицу Марию. Я омывал их мощи. У нее на лбу трехгранное отверстие от трехлинейки. Как и написано в житии, что Марию застрелили не до смерти и докалывали штыками. Они вымолили, чтобы мы спокойно стояли здесь, не докалываемые штыками. Будем бдительны и не поддадимся на весь этот мятеж, который распространяет враг рода человеческого в сердцах людей. Аминь.

В завершение праздника возле храма состоялась общая трапеза, которую приготовили прихожане.

Справка:

Евдокия (Шейкова), Дария (Тимагина), Дария (Улыбина) и Мария (фамилия ныне утеряна) принадлежат к сонму Дивеевских святых. Название Пузовские новомученицы произошло от старого названия села Суворово – Страхова Пуза. Дария (Тимагина), Дария (Улыбина) и Мария ухаживали за болящей Евдокией и вместе с ней приняли мученическую смерть в 1919 году: были расстреляны на сельском кладбище. Обретение мощей произошло 5 июня 2001 года, на следующий год после прославления этих святых Архиерейским собором Русской Православной Церкви.

Фото М. Курякиной

Фото Алексея Козориза

Присаровье / 2013.09.07 Праздник в Аламасово
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.