Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Энциклопедия русской жизни»

18 февраля 2011 года

Роман «Евгений Онегин» по определению В. Белинского – «энциклопедия русской жизни первой четверти 19 века», изложенная в стихах. А персональная выставка народного художника России Дмитрия Белюкина, которая открылась 16 февраля в Художественной галерее Сарова, это –  иллюстрации к ней.

Дмитрий Белюкин – второй раз в Сарове: «Мне очень нравится ваш город. У каждого в жизни бывают трудности, когда хочется обратиться с молитвой к святому Серафиму. Но в Москве из-за текучки дел, бетонных зданий молитвы не доходят. Да и нам, грешным, бывает лень попросить, вечером валимся замертво от усталости. Для меня это – счастливейший день, так как выставка явилась поводом прибыть в гости к батюшке Серафиму. Вы – счастливые люди, потому что у вас есть такой небесный покровитель, и он так близко от вас. Промыслительно, что ядерный щит державы и ее щит духовный соединились в вашем уникальном городе. Может быть, он – один из оплотов России, удерживающий ядерную силу и Православие…

Совершенной неожиданностью для меня явился ваш прекрасный выставочный зал. Я понял, что в Сарове большая посещаемость выставок, велик интерес людей к искусству. Это, дорогие друзья, самое главное. Мы, русские художники, работающие в традициях классической школы живописи, строим свою работу и жизнь не на том, чтобы поскорее продать картины. Мне чуждо слово «арт-бизнес», это – наносное. Никогда русская живописная школа не гордилась своими продажами, а стремилась рисовать для людей, которые понимают и ждут этих работ. Когда я вижу на выставке множество любителей искусства разных поколений, для меня это – лучший подарок».

Название выставки – «Святые места Православия». Действительно, эта тема – одна из ведущих в творчестве художника, но в данном случае она представлена всего несколькими картинами. Фактически, экспозиция из 80 работ посвящена жизни и творчеству Пушкина. Эту тему художник изучил досконально. Он создал развернутый цикл иллюстраций к «Евгению Онегину» «с предельной точностью, основываясь на исследованиях и документах, давая панораму тех мест, где происходит действие, показывая моды и обычаи, о которых идет речь».

Современный читатель уже не понимает значения многих слов и бытовых подробностей, упоминаемых в романе. Это затрудняет восприятие произведений Пушкина. Дмитрий Анатольевич лично провел для собравшихся небольшую экскурсию по выставке. Его работы надо рассматривать не спеша, потому что каждая изображенная деталь – исторична и осмыслена автором. «Усеян плошками кругом, блестит великолепный дом». Речь идет о иллюминации того времени, подсветке дома при помощи плоских светильников с горящим фитилем внутри. Такая плошка изображена на небольшой картине. Зрители увидели массу всевозможных подробностей: рукописи поэта, интерьер его кабинета, принадлежности читателя (лупу и нож для разрезания страниц), «Моэта благословенное вино», этикетка которого за 200 лет не изменилась и многое другое. Это касается не только книжных иллюстраций, но и живописных полотен.

Из рассказа Д. Белюкина саровчане узнали, что Онегин родился в 1801 году, а офицеры, изображенные гуляющими в Летнем саду, одеты в форму 1805 года с одним эполетом. Тогда же появилось разрешение молодого императора Александра I носить круглые шляпы, жилеты и панталоны, ранее запрещенные Павлом I, поскольку они напоминали ему моду санкюлотов эпохи Французской революции. Во время Александра I модники надевали до семи жилетов, один под другой. Поэтому художник считает непростительной ошибку в костюме даже в одно десятилетие. Дмитрий Анатольевич объяснил, что на иллюстрации Татьяна одета в уже вышедшее из моды до 1820 года платье в стиле ампир. «Младые грации Москвы» перед балом ее переодевают и причесывают по новой моде. А сам бал проходил в Дворянском собрании, в котором ныне – Колонный зал Дома Союзов.

На иллюстрациях мы видим конкретные места Петербурга. «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Бульваром назывался Невский проспект. По его центру, обрамленному двумя рядами лип, прогуливались аристократы и среди них – Александр I без охраны. В деревенских главах «Евгения Онегина» поэт изобразил свою жизнь в деревне. И художник постарался сделать то же самое. В усадьбе Лариных, которые жили довольно бедно, изображен заросший сад «с калиткой ветхою, с обрушенным забором».  Очень выразителен портрет секунданта Зарецкого, зловещей личности, провокатора, который приехал вызвать Онегина на дуэль. Между друзьями инцидент был почти исчерпан, но он поставил их в самые жесткие условия дуэли – на десять шагов от барьера….

Пейзажи Дмитрия Белюкина воспевают красоту русской природы. Особенно мне понравилась свежая и пронзительная картина «Спасское-Лутовиново. Осеннее утро». Рассвет пробивается сквозь утреннюю дымку тумана, стадо коров у реки. Кажется, ощущаешь запах воды, прелой листвы. Лучшие традиции русского реалистического искусства никогда не устаревают, потому что передают гармонию Божьего мира, который не нуждается в приукрашивании. Саровские художники с интересом обсуждали московскую школу живописи. Других присутствующих «зацепило» за живое знание Дмитрием Белюкиным пушкинских текстов и совершенно свободное их цитирование.

Одна из любимых тем художника – Пушкин в Михайловском. Разнообразные виды поместья поэта свидетельствовали о том, что Дмитрий Белюкин там частый гость. Он подробно рассказал о картине, изображающей соседей Пушкина Осиповых-Вульф – обитателей поместья в Тригорском, перемежая рассказ стихами. Дмитрий Белюкин поведал о трагической судьбе этих поместий, которые были дважды сожжены: после революции и во время Великой Отечественной Войны. Теперь они восстановлены вновь.

Д. Белюкин: «Надеюсь, что выставка поможет понять школьникам, которые изучают «Евгения Онегина,  что это – не далекая и мертвая костюмированная эпоха, которая их не касается. Это – точно такие же страсти и моды. Например, Онегин «как денди лондонский одет». Дендизм – это франтизм, который шокировал окружающих. Денди – это панк того времени. Одним из приемов дендизма было появиться на балу в черном фраке, в котором до середины 19 века было уместно прийти лишь на похороны. Человек, который в черном фраке отправлялся танцевать, бросал вызов обществу. Александр Сергеевич сам этим грешил по молодости…

Онегина я всю жизнь любил и ему симпатизировал. За время работы над иллюстрациями я выучил произведение наизусть. Несмотря на это, всегда перечитывал его, как новую книгу. Помнится, когда я еще школьником читал «В деревне счастлив и рогат, Носил бы стеганый халат», думал, что это – опечатка, и вместо «рогат» должно быть «богат».

С возрастом приходило понимание текста. И в какой-то момент я понял, что самое главное предательство Онегина – дуэль. По отношению к Татьяне он поступил вполне благородно. Ну, не влюбился в нее, что поделать. А тут – смалодушничал, оказался не на высоте. И все его презренье к свету оказалось мнимым…»

Выставка продлится месяц. В ходе ее сотрудниками детской библиотеки им. Пушкина для школьников 3-6 классов будут проводиться занятия – путешествия в пушкинскую эпоху. Записаться можно по тел. 6-05-42 и 6-64-09.

И еще. Жители нашего города коротают время в ожидании поезда на Казанском вокзале в Москве. Эти часы можно провести с пользой, посетив картинную галерею Дмитрия Анатольевича Белюкина, которая работает без выходных в Царской башне Казанского вокзала. Время работы: c 9 до 18 часов, перерыв с 12 до 14 часов.

Более подробную информацию о художнике и фотогалерею его работ смотрите на сайте http://www.belukin.ru/.

Культура

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.