Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Служба спасения икон

12 июня 2011 года

В сентябре 2010 года иконописная мастерская переехала в новое помещение, предоставленное монастырем в бывшем здании школы искусств. Художники довольны хорошими условиями и плодотворно трудятся. Последний раз мы рассказывали о написанной ими для строящегося храма иконе свв. Германа, Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. С тех пор они выполнили много новых работ.

Руководитель мастерской Надежда Королева показала написанную ею прекрасную икону прп. Серафима Саровского в полный рост (30 на 40 см, двойной ковчег, вделан мощевик). Золочение иконы с тонким тиснением по всему фону выполнила Олеся Финюшина. Эта работа была заказана наместником Саровского Свято-Успенского монастыря, игуменом Никоном, для поездок на православные выставки-ярмарки.

Н.Королева сейчас завершает писать обетную икону «Неопалимая купина» для прихода Всех Святых. Также художники работают над частными заказами. Самый сложный и интересный – Казанский образ Божией Матери с предстоящими – святыми покровителями человека, заказавшего икону, и его родителей (80 на 60 см). Художники постоянно выполняют заказы для Нижегородской епархии, пишут подарочные иконы Божией Матери «Умиление»,  «Господь Вседержитель» и преподобного Серафима Саровского.

Много времени уделяется реставрационным работам. Самая крупная – «Спас на троне» из монастырской ризницы. Это – икона XIX века, 100 на 108 см. Она почти полностью была разрушена, вся поверхность – во  вздутиях красочного слоя. Над ней около года трудились всем коллективом. Основную работу провела Екатерина Федосеева, которая проклеила и укрепила поверхность. Икона была спасена. Катя – заканчивает 4 курс отделения реставрации икон факультета церковных художеств ПСТГУ. Ее специальность – реставратор темперной и масляной станковой живописи. Во время каникул она приезжает в Саров и участвует в работе мастерской. И хотя отдельным этапам реставрации легко обучаются люди, имеющие художественное образование, Катя – незаменимый профессионал, поскольку к разным иконам нужен свой подход, а она умеет подбирать химические растворители для каждой из них.

Еще одна почти отреставрированная икона для храма прп. Серафима Саровского – «Скоропослушница» (105 на 70 см). По ней пошли глубокие продольные трещины и пришлось вынимать левкасные вставки предыдущей реставрации 2005 года. В процессе работы обнаружилось, что авторская живопись была частично закрыта тонировкой. Когда произвели расчистку, образ просветлел. Еще немного работы и эта, очень красивая икона вернется в храм. На ее обратной стороне обнаружена интересная надпись, выполненная типографским способом: «Икона сия написана и освящена на святой горе Афонской в русском святого великомученика и целителя Пантелеимона монастыре, от коего и послана для храма Казанской Божией Матери в благословение христолюбивым жителям, в благоугодную помощь, покров и заступление всем, с верою и любовию притекающих ко Всеблагой Владычице мира и умильно молящихся перед Ее пречистым образом». Год под надписью рассекает трещина, и он читается нечетко, но Надежда Королева предполагает, что это – 1890. В какой именно Казанский храм была направлена с Афона икона, остается неизвестным. После закрытия церкви в одном из окрестных сел, она хранилась дома у благочестивой прихожанки. После ее смерти родственникам женщины приснился сон, что образ нужно передать в Саровский монастырь.

Другая отреставрированная икона Божией Матери – образ «Утоли моя печали» из храма Всех Святых (130 на 100 см). Он находилась под окладом, скрывающим необычный синий фон. По лику Пресвятой Богородицы пошла продольная трещина и начался отшелушиваться красочный слой, поэтому икону отдали на реставрацию. Художники восстановили утраты фона, укрепили древесину, стянули доски.

Это – список с чудотворной иконы «Утоли моя печали», которая была привезена в Москву казаками при царе Михаиле Федоровиче (1613-1645) и находилась в церкви свт. Николая, что на Пупышах в Садовниках. По мнению специалистов, это – стиль московских царских иконописных мастерских XVIII века.  Саровский список копировался с чеканного образца, поэтому на нем изображены подвешенные драгоценности, украшавшие икону. 

Образ «Утоли моя печали» интересен уникальной иконографией. Лик Пресвятой Богородицы имеет портретное сходство с царствующими особами екатерининского времени. В короне на главе Божией Матери изображен евангельский сюжет положения во гроб Спасителя с предстоящей Богородицей. В центре иконы – голубь, окруженный сиянием. Над реставрацией трудились О.Финюшина и И.Годунина под руководством Н.Королевой. Художникам жалко закрывать такую красивую икону окладом. Впрочем, оклад тоже украсили жемчугом из ожерелья, пожертвованного прихожанами.

Кроме того, саровские художники привлечены к работе над росписью храма свв. Зосимы и Савватия. Проект росписи подготовили О.Финюшина и И.Мосалова. Д.Кирьянов на холстах пишет отдельные живописные композиции. Потом они будут наклеены на стены храма и обрамлены орнаментами.  


 

Современная иконопись в Сарове

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М.Курякина, фото автора и Н.Королевой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.