Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Святые преподобные Зосима, Савватий и Герман, молите Бога о нас!

25 сентября 2011 года

С хоругвями и молитвенными песнопениями, торжественным крестным ходом 25 сентября образ преподобных  Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, с частицами их святых мощей был торжественно перенесен из церкви Всех Святых, куда он прибыл накануне, в храм  прп. Серафима Саровского Свято-Успенского мужского монастыря - Саровская пустынь.

Если говорить о расстоянии, то икона этим туманным утром  проделала сравнительно небольшой путь – всего-то несколько сотен метров от одного храма до другого. Это заняло 10-15 минут. Но на самом деле путь ее был символическим. Отправная точка – церковь Всех Святых – колыбель начавшего 20 лет назад возрождаться православного прихода в Сарове, первое переданное Церкви храмовое здание.  Затем главные врата под монастырской колокольней.  Через них святые как бы вошли в монастырь (поскольку духом они пребывают со своим образом и мощами) и прибыли в храм батюшки Серафима. Здесь икона будет дожидаться момента, когда ее можно будет поместить в восстанавливаемый  сегодня храм Зосимы и Савватия, для которого она и предназначена. Сам факт, что такое событие стало возможным  сегодня (возрождение монастыря, воссоздание разрушенного храма, написание иконы, помещение в нее частиц святых мощей…), говорит о том, как много изменилось в нашей жизни за эти двадцать лет.

Икона прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких была написана прошлым летом в саровской иконописной мастерской, ее автор  - художник-иконописец Надежда Королева.  В начале сентября икона совершила  паломничество на Соловки,  в Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь. Там архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в нее были вложены частицы мощей. Некоторое  время после возвращения с Соловков икона находилась в Нижнем Новгороде, а затем прибыла в Саров.   

Икону установили в храме Преподобного перед алтарем рядом с образом батюшки Серафима и после этого началась Божественная литургия, которую совершил  наместник монастыря игумен Никон (Ивашков) в сослужении духовенства саровского благочиния. За богослужением молились многочисленные прихожане. Многие к этому дню подготовились ко Святому Причастию. Пока шла литургия, туман рассеялся и солнечные лучи пронизали атмосферу. Чудесная погода установилась до самого вечера.

Отныне святых заступников у саровской земли стало больше. Святые преподобные Зосима, Савватий и Герман, молите Бога о нас!

События и праздники
 
 

Цитаты дня

Перед Святым Причащением, обращаясь с проповедью к народу, иерей Сергий Скузоваткин рассказал о подвиге святых Зосимы, Савватия и Германа, о значении монашества для истории нашей страны.  Особо батюшка остановился на важности факта прибытия в Саров мощей этих святых  и обратил внимание на один важный аспект воспитания детей в православных семьях.  Он заговорил о том, что современные православные родители не воспитывают в своих детях устремление к монашеству. Они перестали стараться воспитать таких юношей и девушек, которые стремились бы к духовным подвигам, могли бы стать духовными светочами нашей земли. Воспитание в ребенке духовного начала, которое послужит ему ко спасению души, поможет создать семью,  родить и достойно воспитать своих  детей – уже нелегкая задача. Но еще более трудной задачей для родителей, по словам о.Сергия,  суметь понять другой путь, возрадоваться  духовному подвигу сына или дочери. Наша современная цивилизация этого не одобряет. Но если исчезнут из нашего народа те, кто ищет уединения и молитвенного подвига,  кто, преодолевая свои немощи и страсти, удаляется  в необжитые места (как это сделали Соловецкие чудотворцы),  исчезнет и вся наша цивилизация. Земля наша как бы лишится духовного удобрения, которым являются для нее святые монахи-подвижники.  О.Сергий выразил надежду, что принимаемые в Сарове мощи святых угодников Божиих, как семена, всеваемые в землю, дадут они духовный плод, взрастят в нас, возгорят  вновь  огонь правды Божией.  Появится вновь желание воспитывать среди своих детей стремящихся к монашеству. И появятся снова среди нас, наших детей, молитвенники. Нам сегодня нужно это новое зерно. И вот, в этот праздник, – сказал о.Сергий, – на саровской земле появились зернышки, выросшие на далекой Соловецкой земле – земле, трудно произрастающей зерна телесные, но хорошо произрастающей зерна духовные.  И Господь поможет нам молитвами и примером преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.

Наместник монастыря Игумен Никон (Ивашков), поздравяляя  собравшихся с праздничным воскресным днем и важным событием, отметил, что мощи святых прибыли на саровскую землю в особенный день  – в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы и накануне Воздвижения Креста Господня.  Он рассказал, что икона эта писана в саровской иконописной мастерской,  она совершила  паломничество на Соловецкую землю, где архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием в нее были вложены частицы мощей.  "Верую, - сказал игумен Никон, - что молитвами угодников Божиих Зосимы и Савватия, храм в честь которых восстанавливается, многие саровчане исправят свою жизнь, оставят греховный путь, сподобятся Царства Небесного. Надеюсь, что родственники всех собравшихся на праздник, осознают, для чего мы живем на земле, какая величайшая цель перед нами стоит, и покаянием будем стяжать благодать Духа Святаго,  как учил прп. Серафим.  А в покаянии обретем любовь ко Господу и обретя ее, вернемся домой. Ибо это и есть цель духовной жизни человека – вернуться Домой, вернуться в Царствие Небесное".  

Игумен Никон участвовал  вместе с архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием в паломничестве на Соловецкие острова, в Спасо-Преображенский мужской монастырь, с иконой преподобных Зосимы, Савватия и Германа для того, чтобы в нее были вложены частицы святых мощей этих подвижников.  Благословение на это дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, поскольку Соловецкая обитель является ставропигиальным  (прямого подчинения патриарху) монастырем.

Икона написана в саровской иконописной мастерской, ее автор  – художник-иконописец Надежда Королева.  Многие задаются вопросом: Икона посвящена трем чудотворцам, а храм - только двум. По словам игумена Никона, когда в Саровской пустыни создавался храм, Герман еще не был известным святым. Поэтому храм и был освящен в честь двух широко почитаемых - Зосимы и Савватия.  Но если будет воля Божия, возрожденный храм могут вновь освятить уже в память трех святых подвижников. Сегодня в Соловецкой обители они почитаются равно, и мощи их покоятся рядом.

На Соловках Нижегородская делегация приняла участие в молебне с акафистом преподобным угодникам Божиим. На следующей день служили литургию в храме на Секирной горе. Эта гора известна своим  единственным в России храмом-маяком. В лагерные годы  в нем находился штрафной изолятор. Секирная гора была местом пыток и расправ над заключенными. На месте массового погребения мучеников была отслужена лития.  Вечером во время всенощного бдения икона для Саровского монастыря была освящена, в нее были вложены мощи (ковчежцы для них были изготовлены заранее).  

Отец Никон поделился тем, что на Соловках он сподобился участвовать в перенесении мощей этих святых из летнего храма в зимний. Братия всегда переносит мощи в тот храм, где служит. На будущее Нижегородская делегация получила предложение  посетить Голгофо-Распятский скит на острове Анзер, природной и духовной жемчужине Соловков.

Некоторое  время после возвращения с  Соловков икона находилась в Нижнем Новгороде, а затем прибыла в Саров. По мнению игумена Никона, мощи Соловецких чудотворцев оказались в Сарове, конечно же, не случайно. И это не просто мощи угодников Божиих прибыли сюда, а они сами, духом своим прибыли в наш город и Сароскую обитель. Святые никогда нигде случайно не появляются. Монастырь таким образом получил молитвенное подкрепление. А если учесть, что нынешний наместник монастыря на Соловках, саровчанин, то становится понятна прямая связь нашей  земли и Соловков.  

– Саров – город особый. И монастырю здесь уготовано от Господа величайшее значение. И воскрешение Господом Серафима Саровского, если следовать логике батюшкиного рассказа,  должно произойти именно здесь, и обитель к тому моменту будет восстановлена полностью. «Воскресение мое будет как воскресение семи отроков Эфесских», - говорил батюшка Серафим. Воскресит Господь его там, где он упокоился. А это произошло здесь. После чего батюшка Серафим сам плотию перейдет в Дивеево и там упокоится.

Отвечая на вопрос, какое какое значение имеет для города прибытие святых мощей, отец Никон сказал:

– Значение этого события для Сарова во многом сокрыто, как многое бывает сокрыто в духовной жизни.  Так и изначально было. Кто принял подвиг и понял значение жертвы, принесенной Иисусом Христом? Даже ученики разбежались...  И не поверили женам мироносицам, что Он воскрес. И не поверили двум эммауским путникам. Для чего-то это было необходимо.  То же самое происходит и сейчас. Город пока не понимает, какое значение имеет для него прибытие сюда мощей Преподобных или восстановление монастыря. А монастырь – как центр иммунной системы, который занимается восстановлением духовных  искажений. Монастырь можно сравнить с  больницей, куда люди приходят восстановить отклонения в своей физической жизни. Врачи за людьми не бегают, больные сами к ним обращаются, когда понимают, что заболели.  А чтобы понимать это, надо себя  сравнивать с каким-то эталоном. В духовной жизни такой эталон – святые. Если сравнивать свою жизнь с жизнью угодников Божиих, то свои духовные недостатки сразу увидишь …  Если для города раскрывать смысл,  шаг за шагом, то можно сказать, что прибыли сюда дополнительные духовные профессионалы, чтобы помочь всем нам, чтобы врачевать нас. Когда мы молимся, мы обращаемся к ним за помощью. И они нам отвечают. Все, что происходит,  происходит в реальном времени. Правда, мы это часто не видим. Как человек, потерявший сознание, не видит, что с ним делают врачи. Но от этого не уменьшается помощь врача. А когда больной приходит в себя, он начинает видеть вокруг всех тех, кто ему помогал – врачей, медсестер. Так и пробудившийся от духовной спячки, как бы приходя в сознание, начинает «видеть» духовными очами - понимать, для чего он живет, что главное в жизни, Кто ему помогает. Для нас становится понятным, что все, что нам кажется важным на земле, на самом деле временно. Ибо рождающийся ничего не берет с собой из материнского чрева. И умирающий ничего с собой на тот свет не уносит. Все у нас во временном пользовании, кроме одного – бессмертной души.

Поэтому значимость события очень велика. Да, многое сокрыто, но в этом нет ничего страшного. Ведь маленькие дети тоже не понимают, что делают родители.   Но они верят родителям, когда те берут их за ручку и куда-то ведут. И у нас такая же картина. Главное правильно выбрать поводыря. А поводырь у нас один – Господь.…

 

Своими мыслями о значимости события мы попросили поделиться известных в городе людей, пришедших в этот день в храм прп. Серафима Саровского к иконе Соловецких чудотворцев.

 Советник директора РФЯЦ-ВНИИЭФ, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Дмитрий Владимирович Сладков:

– Сегодня для меня произошло  очень личное событие. Дело в том, что начиная с 2000 года,  сначала по благословению наместника Соловецкого монастыря архимандрита  Иосифа, а потом уже его преемников, мне пришлось ездить на Соловки, иногда не один раз в год, и помогать монахам отбиваться от коммерциализаторов – людей, которые хотели вести товарную упаковку Соловков, использовать жизнь монашеской братии как доходный экспонат. Поэтому сегодня Соловецкий монастырь – место для меня совсем не чужое.

Конечно, я знал, читал о том, что храм Зосимы и Савватия Соловецких – это самый любимый храм батюшки Серафима Саровского. Но когда я некоторое время назад узнал, что очередным наместником Соловков стал архимандрит Порфирий (Шутов), а он родом из Сарова, я испытал переживание острое, непростое и, безусловно, позитивное. Когда несколько лет назад начались разговоры, а потом и действия по восстановлению на нашей саровской земле храма Зосимы и Савватия Соловецкий, это был очередной связующий момент. Когда-то мы с соловецкими отцами обсуждали, как это будет, как соловецкие святыни привезут в Саров. А сейчас эти разговоры превращаются в действия. Владыка наш едет на Соловки и привозит икону с мощами соловецких преподобных. Некоторое время ей поклонялись в Нижнем Новгороде, а сегодня она прибыла сюда.

Я начал говорить о месте Соловков в своей собственной жизни, но скажу и о том, что сегодняшнее событие значит для города. Саровская пустынь, Соловецкий монастырь, Валаам, Оптина пустынь, множество других монастырей России… Понимаете, мы – не одни. Саров не просто входит в десятку городов Росатома. Он еще занимает свое место среди опорных столпов Святой Руси.  Мы здесь у себя дома и нам – 1000 лет. А в другом измерении – 2000 лет. И мы ничего не боимся. Все будет хорошо.

Начальник управления инновационного проектирования и развития компании НИАЭП (Нижегородатомэнергопроект) Валерий Васильевич Зоря, до сентября 2011 года заместитель главы администрации по вопросам экономики и развития:

– Я хорошо знаком с человеком, который жизнь положил на то, чтобы восстановить историю Соловецкого монастыря. Это мой друг Вячеслав Столяров, историк и культуролог, наверное, один из лучших в России специалистов по Соловкам. Он обратил мое внимание на то, что Соловецкий монастырь, как и Саров, всегда был одновременно святым местом и крепостью. Так получилось. Ту роль, которую Соловецкий монастырь играл, начиная с 16 века и до 20-го, очень похожа на роль Сарова в середине 20 века. И еще хочу сказать: это событие, то есть передача нам частиц святых мощей соловецких святых, для нашего города – большая честь и признание. А в плане восстановления духа народного (с этим, как мы знаем, большие проблемы – человек должен знать, для чего живет!)  сегодняшнее событие – еще один большой шаг в нужном направлении.

Депутат городской думы Игорь Альбертович Грузин:

Все мы вроде бы привыкли к тому, что у нас здесь Ядерный центр и Саровский монастырь находятся вместе. Но  если значение Ядерного центра мы понимаем ежедневно, ежечасно, то  понимание значения святынь для многих только приходит. А события, которые здесь происходят в нашей жизни, начиная с 2003-го , и даже с 1991 года,  дают богатый и сильный импульс для нашего развития. Намного больше народа стало ходить в храмы. На Пасху просто невозможно попасть в храм. Да и на обычную литургию в воскресенье храмы почти полностью заполнены.  Это очень хорошо. Мы должны приходить к нашим корням, должны восстанавливать святыни. И эту жемчужину, рядом с которой мы находимся, мы тоже должны восстанавливать, пусть даже не всегда в полной мере осознавая это.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото А.Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.