Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Воскресение Христово

26 мая 2020 года

Воскресение Христово – Светлое Христово Воскресение – назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Это событие важнее любого праздника и значимее любого события мировой истории. В этот день все человечество, а значит каждый из нас, получил надежду на спасение, потому что Христос воскрес!

Этот день называется ПАСХОЙ, что значит «переход», и отмечается как самый главный праздник Православной Церкви! В Пасхе вся суть христианства, весь смысл нашей веры!

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф. 28:1). Эти слова очень символичны: «по прошествии субботы, на рассвете первого дня недели». Ветхозаветная суббота как будто уходит в прошлое, и в первый день недели (в нашем христианском понимании это воскресный день, а в библейском тексте это день, когда Бог создал небо и землю) мир как бы творится заново воскресением Господа нашего Иисуса Христа.

И мы видим, ко гробу Христа пришли Мария Магдалина и другая Мария. Они хотели посмотреть могилу, потому что погребение Христа было поспешным. Спаситель умирает на кресте в пятницу. Приближалась богослужебная суббота, которая начиналась в пятницу с заходом солнца. Поэтому без омовения и без натирания миром и другими благовониями, тело Иисуса положили во гроб, обвив плащаницей. И теперь жены-мироносицы спешат ко гробу. Они идут с благоухающим миром, как жены-мироносицы, чтобы помазать Христа. Хотя, конечно, все свидетельствовало против этого действия. Кто отвалит им камень от гроба? Как они смогут уговорить охрану? А может быть они не знали об охране? Как могут они нарушить печать, которая поставлена на входе во гроб? Никто не имеет права отваливать камень. Однако женщины не задаются этими вопросами, в отличие от слишком рассудочных мужчин, апостолов, которые в это время «страха ради иудейского» заперлись в Сионской горнице. Жен-мироносиц сердце влечет к тому месту, где во гробе, как они думали, лежит Христос, Господь наш.

Но Он уже воскрес. «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; (Мф. 28:2)». Пречистого тела Господа нашего во гробе уже не было. Он воскрес еще «запечатану гробу», исшел из гроба еще в то время, когда и камень был на своем месте, и печати были целы, тихо и непримечательно для людей, исшел так же чудесно, как потом чудесно предстал апостолам, когда «и дверем затворенным» (Ин. 20:19). «Подобно тому, как Он родился, сохранив невредимыми ключи девства, так и воскрес, сохранив невредимыми печати гроба» (Е.Зигабен). Никто из земнородных не удостоился – ибо никто не был способен видеть Его преславное востание (воскресение) из гроба; око смертного не могло бы вынести неприступного света, в котором Воскресший оставил ложе смерти.

Небесный вестник отвалил камень от гроба только для того, чтобы все могли видеть, что гроб уже пуст... «Святые отцы и учители единогласно говорят, что временем воскресения Иисуса Христа было в первое пение петухов, которое предвещало уже свет воскресного дня. Он воскрес в третий день, как предсказал, воскрес в самом начале третьего дня, как бы поспешая возвестить победу над смертью. «Мог бы Он, – говорит святитель Афанасий Александрийский, – и в самую минуту смерти воздвигнуть тело и показать Себя снова живым, но прекрасно и предусмотрительно не соделал этого, потому что сказали бы, что тело вовсе не умирало».

Можно ли себе представить тот ужас, который объял всех стражей, бодрствовавших в эту минуту у дверей гроба Христова? Уже один вид пресветлого Ангела Божия во мраке глубокой ночи ослепил их:  «Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; (Мф. 28:3) оцепенев от ужаса... Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» (Мф. 28:4). Римские стражники, охранявшие гроб, в котором лежало тело Иисуса, побросали свои копья и разбежались. Здесь мы видим их в состоянии некоего оцепенения. Все воинство римское обратилась в ничто от одного присутствия существа высшего и как только пришли в себя войны, тут же обратились в бегство. Тем самым, женам-мироносицам ничто теперь не угрожало.

«Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого» (Мф. 28:5). Здесь мы видим жен-мироносиц уже рядом с местом Воскресения Христова. И Ангел Божий сначала освобождает их от страха, а потом разговаривает о воскресении, – замечает святитель Златоуст. – Не вам, говорит, надлежит страшиться, а распявшим Его. А потом возвещает о воскрешении Христа. «Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, (Мф. 28:6) И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Мф. 28:7). Ангел поручает женам-мироносицам очень ответственную миссию. Они должны будут засвидетельствовать самим ученикам Спасителя о чуде Его Воскресения. «И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Мф. 28:8). То есть для самих учеников, которые «страха ради иудейского» заперлись в Сионской горнице, жены-мироносицы становятся апостолами, чтобы принести им весть о воскресшем Христе.

Какое значение имело Воскресение Христово с точки зрения православного библейского учения о спасении? В Новом Завете неоднократно говорится, что Воскресение Христово есть источник нашего оправдания, что мы оправдываемся Воскресением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В чем заключается смысл этих слов? Когда Христос умер на кресте, с этого момента его враги и друзья стали ожидать, примет ли Бог Отец эту жертву или нет. И когда на третий день Бог-Отец воскресил своего Сына, сам Сын силой ипостасного Божества восстал из гроба благодатью Духа Святаго — это было свидетельство того, что жертва за наши грехи и преступления принята Богом. Вот почему мы оправдываемся Христовым Воскресением. Он умер и воскрес «нас ради человек и нашего ради спасения». Апостол Павел говорил со всей категоричностью, что если Христос не воскрес, то вера наша тщетна, и мы еще во грехах своих. Но Он воскрес. Это значит, что дело нашего искупления совершено, и мы оправдываемся Воскресением Иисуса Христа. И жены-мироносицы становятся первыми свидетелями чуда Воскресения, и они несут эту весть о воскресшем Спасителе самим ученикам Иисуса Христа, становясь для них апостолами. Слово «апостол» означает «посланник», и здесь Ангел прямо посылает этих женщин, чтобы они шли и засвидетельствовали ученикам Иисуса Христа чудо его Воскресения.

Но далее мы видим, что уже и Христос поручает им нести это свидетельство апостолам. «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. (Мф. 28:9) Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28:10). С какой любовью заботится воскресший Господь, чтобы скорее успокоить и обрадовать Своих возлюбленных учеников! Он видел, в каком жалком положении находились они после того, как осиротели.

Как повествует нам Евангелие от Луки, и Евангелие от Иоанна, ученики Перт и Иоанн прибежали ко гробу, после вести от Марии Магдалины, но войдя в пещеру, во гроб, не увидели сами Воскресшего, не увидели даже Ангелов. Без сомнения потому, что для них не пришел еще час полной радости, и по состоянию их душ им полезнее было вначале услышать о Воскресении от других, чем тотчас увидеть Воскресшего самим». Достойно внимания и то, «кому суждено принять и распространить первую весть о Воскресении, – не Иоанну, не Петру, не Иакову, верховным апостолам, а слабым, но усердным женам, шедшим с ароматами».

Христос призывает к радости и говорит «не бойтесь» – это и есть торжество, победа жизни над смертью, когда Христос «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». И главный враг всего рода человеческого – смерть, умерщвлена смертью Христовой.

«Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем» (Мф. 28:11). После того, как эти воины пришли в себя после некого оцепенения, они поспешили в Иерусалим. «И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, (Мф. 28:12). Эта весть как громом поразила врагов Иисусовых. Как ни хотелось бы им не верить великому и страшному для них чуду воскресения, свидетели были налицо, и притом не простые, случайные свидетели, а ими же самими приставленные воины, которые два дня назад, может быть, сами издевались над осужденным Иисусом, – эти суровые, закаленные в боях римские солдаты теперь с ужасом рассказывали им о землетрясении, о явлении светоносного Ангела, о внезапном отпадении камня от устья погребальной пещеры... Вместо того, что изучить такое необычайное явление и наконец-то покаяться, они прибегли к известному им средству – клевете и обману -средство не новое: «они купили кровь Его, когда Он был жив, а по Его распятии и Воскресении деньгами же стараются подорвать истину Воскресения». И сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; (Мф. 28:13) И, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим» (Мф. 28:14). Здесь налицо явное лжесвидетельство. Как стражники могли свидетельствовать о том, чего не видели? Они должны были сказать, что спали. Однако, в их словах есть твердая убежденность, в том, что тело Иисуса Христа выкрали Его ученики. Как человек вообще может с уверенностью заявить о том, что происходило, когда он спал? И молва об этом лжесвидетельстве распространялась среди иудеев вплоть до настоящего времени. Мы читаем об этом далее: «Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня. (Мф. 28:15)

"Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус» (Мф. 28:16). Этот текст читается во время Таинства Святого Крещения. «И, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. (Мф. 28:17) И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. (Мф. 28:18) Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, (Мф. 28:19) Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20).

Чудо Христова Воскресения изменило историю этого мира. Мы знаем, что есть Гроб Господень в Иерусалиме, который пуст. Своей пустотою он свидетельствует о том, что смерть не могла удержать в своих цепких объятиях того, Кто сам является источником жизни. О Нем, о Христе, Боге нашем, сказано в Священном Писании: «Мы им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Действительно, каждый человек – это существо, бытие которого обусловлено внешними условиями. Убери кислород, воду, и существование человека прекратится. Бог же есть сущий. Что значит «сущий»? Самодостаточный. Он сам есть причина любого иного бытия по отношению к Нему. И Бог, который является источником жизни, Жизнодавец, есть тот, кто воскрес из мертвых, и нам через Свое Воскресение дарует оправдание от власти греха, дьявола и от власти страха смерти, делая нас свободными. Как позже напишет апостол Павел: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживают» (1Кор. 15:22).

Нет чуда, более засвидетельствованного, нет истины, более радостной для сердца человеческого, как Его преславное из мертвых воскресение!

И отголоском этой святой радости в наших сердцах служит наше сладостное пасхальное приветствие: «Христос воскресе – воистину воскресе!».

Доказательства Воскресения Христова

  1. Пророчество о себе. Перед смертью Иисус сказал своим ученикам, что будет предан, арестован и распят, и что воскреснет через три дня после смерти. Странный план! Что стояло за этим планом? Христос не собирался развлекать по требованию; наоборот, он обещал, что своей смертью и воскресением докажет людям (если их умы и сердца открыты), что он действительно был Мессией.

Иными словами, поскольку Христос однозначно заявил своим ученикам, что Он воскреснет, невыполнение этого обещания сразу раскрыло бы Его обман.

  1. Историческая достоверность. Повествующие о воскресении появились очень рано, в то время, когда еще были живы очевидцы тех событий, настроенные враждебно, сводит к минимуму возможность фальсификации, так как это было бы весьма опасно. Существует согласие по основным фактам, и в то же время отрывки содержат отличающиеся детали.

  1. Пустая гробница ― исторический факт. Либо тело Иисуса забрали его враги, либо это сделали его друзья, либо Иисус воскрес из мертвых. Первый вариант крайне маловероятен, поскольку враги непременно продемонстрировали бы Его тело в дальнейшем, чтобы унизить учеников, которые верили в возможность Его воскресения. Кроме того, они пошли бы на это, чтобы остановить распространение нового религиозного течения, представлявшего угрозу для Моисеевых традиций. Равно маловероятно и то, что друзья Иисуса забрали Его тело, ведь после Его распятия они были совершенно подавлены и разочарованы именно потому, что не верили в Его воскресение. Нелепо предполагать, что люди в таком состоянии могли пойти на хитрость, выкрасть тело и распространять историю, в которую они сами не верили. Гробница была действительно пуста. Но учеников Христа, должно быть, сплотило не просто отсутствие тела (как они могли поверить, если бы сами выкрали его). Чтобы ученики Христа перестали скорбеть, перестали скрываться и начали бесстрашно проповедовать, что они видели живого Христа, должно было произойти что-то необыкновенное.

  1. Жизнь и служение апостола Павла свидетельствуют в пользу воскресения. Тот факт, что он так безоговорочно поверил в воскресение Христа и полностью посвятил свою жизнь своему воскресшему Господину, является убедительным доказательством истинности воскресения. В тот момент, когда Павел встретил воскресшего Христа, он был ярым противником христианской веры. Это был высокообразованный человек, которого трудно было убедить в истинности учения, которое хоть в чем-либо противоречило Моисеевой традиции или не согласовывалось с ней.

  1. Ученики были ревностными иудеями. Ученики Иисуса были иудеями, и все они очень серьезно относились к своим привилегиям и обязанностям. Немыслимо, чтобы они решились на создание новой религии только ради личной выгоды. Для еврея, жившего в первом веке, клевета на Бога и искажение Его откровения означали риск потерять спасение и будущее участие в Мессианском царстве.

  1. Свидетельство женщин. Почему «заговорщикам» надо было сделать женщин центральными фигурами своего «заговора». В первом веке женщины не имели практически никаких прав и никакого социального статуса. Если «заговорщики» рассчитывали на успех своего заговора, то должны были бы сделать мужчин ключевыми лицами, первыми увидевшими живого Христа. И тем не менее, в писаниях говорится, что именно женщины первыми, прикоснулись к Нему, говорили с Ним и первыми обнаружили, что гробница опустела. Если бы история о воскресении была выдумана впоследствии с целью подтвердить подлинность христианства, зачем вообще было упоминать о том, что именно женщины первыми увидели Его и сообщили о пустой гробнице? Причиной может быть лишь то, что именно так все и обстояло в действительности. История о том, как женщины принесли весть о воскресении, а ученики-мужчины им не поверили, бросает тень на людей, которые были первыми руководителями христианской Церкви. Если бы Церковь выдумала эту историю по прошествии какого-то времени, безусловно, она изобразила бы своих первых руководителей в более выгодном свете.

  2. Библейские описания явления Иисуса после воскресения образуют объединенное свидетельство. Четыре Евангелия и апостол Павел приводят объединенное свидетельство о десяти явлениях Иисуса после воскресения.

Десять случаев явления Иисуса приводятся в предположительном хронологическом порядке:

  • Марии Магдалине (Иоан. 20:11-18; Мар. 16:9)

  • Другим женщинам (Мат. 28:8-10)

  • Петру (Лук. 24:34; 1 Кор. 15:5)

  • Двум ученикам по дороге в Еммаус (Лук. 24:13-35; Мар. 16:12)

  • Одиннадцати ученикам (за исключением Фомы ― Лук. 24:36-43; Иоан. 20:19-23)

  • Двенадцати ученикам восемью днями позже (1 Кор. 15:5; Иоан. 20:24-29)

  • Семи ученикам возле Тивериадского моря (Иоан. 21:1-23)

  • Пятистам последователям (1 Кор. 15:6)

  • Иакову (1 Кор. 15:6)

  • Двенадцати ученикам в момент вознесения (Деян. 1:3-12)

Позже, по свидетельствам очевидцев, все ученики Христа видели Его при разных обстоятельствах более десяти раз. Они писали, что Он показал им свои руки и ноги и просил прикоснуться к ним. Кроме того, Он трапезничал с ними и затем однажды предстал живым перед группой более 500 последователей.

Этот факт развенчивает теорию, что явления Иисуса были просто галлюцинациями. Среди свидетелей воскресения Христа были и мужчины, и женщины – причем, многие из них были скептично настроены к идее воскресения, пока им самим не явился Иисус в воскресшем теле. Фома, например, сказал: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20:25). Когда же Иисус в ответ на скептицизм Фомы явился ему лично и показал Свои пронзенные руки и бок, Фома уверовал и поклонился воскресшему Господу со словами “Господь мой и Бог мой!”

Да, Иисус воистину воскрес!

  1. Иисус мог покинуть гробницу только в случае воскресения. Сторонники «теории обморока» утверждают, что Иисус на самом деле не был мертв, когда Его хоронили, и что позже Он пришёл в себя. Однако в этом случае слабый, истощенный, обвитый тяжелыми погребальными пеленами Иисус едва ли мог отодвинуть тяжелый камень, закрывавший вход в гробницу, и выйти наружу. Более того, римские власти приказали запечатать дверь, поэтому если бы Он и сумел отодвинуть камень, охранники схватили бы Его и подвергли бы Его дальнейшим издевательствам. Поскольку нет никаких упоминаний о подобном инциденте, его просто не было. В противном случае враги Иисуса непременно подняли бы шумиху вокруг такого удивительного события.

  2. Пятое Евангелие – Туринская Плащаница. Природа изображения – не является результатом внесения в ткань каких-либо красителей. Изменение цвета вызвано химическими изменениями молекул целлюлозы, из которой сделана ткань; Химические и физические исследования подтвердили, что пятна на Плащанице кровяные. Было доказано, что пятна крови появились на Плащанице до возникновения на ней образа.

  3. Радикальное изменение жизни учеников после Воскресения Христа. Мученики за веру. После воскресения Иисуса произошла метаморфоза – страх сменился твердой верой; сомнения сменились глубоким посвящением. Все ученики (кроме Иуды) оставались верными Христу до самой смерти. Десять из апостолов (т.е. не считая Иоанна) в конечном итоге умерли мученической смертью…

Верующие первого века проповедовали и действовали, будучи убеждены в истинности воскресения Иисуса. Многие из них даже умерли за веру. Если бы друзья Иисуса выкрали тело, чтобы представить дело так, будто он воскрес, тогда они бы точно знали, что это ложь. Люди не становятся мучениками во имя идеи, которую они считают обманом.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Любовь Дякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.