Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Лилии полевые и проповедь христианства

9 августа 2011 года

 

9 августа – день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, престольный праздник храма на Маслихе. Его особенностью является прекрасный цветник, по дорожкам которого в вечерние часы, когда особенно сильно пахнут цветы, любят гулять пациенты городской больницы. Медперсонал тоже посещает этот прекрасный уголок. И вообще, многие люди, спешащие в больничные корпуса, стремятся пройти мимо храма. Красота притягивает. Конечно, за всем этим стоит большой труд…

Господь все управит

Полдень. Жара. Несмотря на будний день на участке возле храма трудятся прихожане. Двое молодых парней на тачках переносят на клумбы землю, предварительно просеивая ее. Алтарник Владимир Романов босиком в шлеме ловко орудует газонокосилкой. Ему помогает сын. Другой алтарник, Виктор Биткин, укрепляет стойку для вьющихся растений. Обычная картина. Работами руководит псаломщица храма Татьяна Настина.

До выхода на пенсию Татьяна трудилась чертежником-конструктором и о цветоводстве даже не помышляла. Правда, более двух десятков лет собирала коллекцию кактусов, которую потом раздарила. А чтобы из малого семечка вырастить цветущий кактус, нужно огромное терпение. Это качество Татьяне очень пригодилось в ее новом увлечении.

Когда был построен храм святого Пантелеимона, возле него комбинат благоустройства разбил три небольшие клумбы. Но Татьяне захотелось, чтобы здесь возник красивый цветник, и она начала организовывать прихожан. Сначала корчевали пни. Привлекали сильных мужчин, находили пилы и другой инструмент. Потом вынимали грунт, под которым оказались цементные плиты и другой строительный мусор. Его никуда не вывезли, поскольку это дорого, а присыпали землей. Ведь тогда никто не предполагал, что приходская жизнь будет так развиваться. Оттуда, где сейчас ухоженная земля, вывезли много машин камней. Но если бы их оставили, то цветы, присыпанные небольшим слоем земли, не прижились бы, вымерзли зимой.

С самого начала и до сих пор активными помощниками были прихожане Нина и Геннадий Фроловы, которые восстанавливали и облагораживали эту землю, привозили на своем автоприцепе навоз. По мере возможностей помогают Нина Горбунова и Валентина Кулькова (она ухаживает за парализованной мамой, но не может оставить помощь храму).

Татьяна: «У Нины Фроловой мать тоже три года была парализована. Она, бывало, у нее спросит: «Мама, благослови в храме поработать». Та головой мотнет, разрешит, и Нина бежит сюда, оставит ее одну. Когда мама отошла ко Господу, отец Владимир сказал, что такую мирную кончину видел всего 2-3 раза в жизни. Так оно и бывает. Господь все управляет для людей, которые искренне хотят помочь храму». Насколько я поняла, «Господь управит» – любимое выражение Татьяны Настиной.

Когда не было служб, прихожане работали с 8 утра и до 11 часов вечера при свете фонарей. Насыпали дорожки и засадили их по краю цветами. Со временем созрел план благоустройства территории. Были разбиты клумбы в форме языков, обнесенные камнями, подобранными один к одному, насыпаны горки. Каждый год привозили землю, практически всю ее поменяли. Сергей Кумин, который держит лошадей, завез сюда столько навозу, что эта земля не нуждается в удобрении, ее копать легко, словно пух.

Когда люди заговорили, что возле храма красиво, а на Маслихе – нет, медики тоже начали разбивать клумбы рядом с отделениями больницы. Согласились убрать безобразный лесок из обрубленных тополей возле храма. Сложность заключалась в том, что под ним проходят коммуникации. Теперь с разрешения руководства медсанчасти в строго определенных местах высадили голубые елочки. Они были пожертвованы храму благодетелями, и сначала за неимением места росли в кадках. Елочки подрастут, можно будет их наряжать на Рождество.

Татьяна: «Нас часто спрашивают, что же будет дальше. А мы еще сами не знаем. Нужно поддерживать то, что есть, приводить в порядок, поливать, подрезать, чистить газоны, заросшие сорной травой, косить их каждую неделю. Раньше у нас не было такой возможности, а теперь появилась газонокосилка. Растениям нужен какой-то уход каждый день.

Большинство многолетников мы убрали, оставили самые неприхотливые: туи, елки. Недавно нам подарили черную сосну. Люди часто приносят и оставляют возле храма хвойные деревца. Пока они маленькие, высаживаем их возле храма, а в перспективе – пересадим подальше. Но в основном у нас однолетники: флоксы, петунии, алиссум с душистым медовым ароматом, который разносится далеко. Мне очень нравится хоста и сальвия – декоративный  шалфей высотой до метра. А вот это – неприхотливые рогатые фиалки, самосад, который разносит ветром. Они переопыляются и каждый год бывают разных цветов. Я стараюсь, чтобы было как можно больше разнообразных однолетников. Ищу в магазинах, чем бы еще пополнить наши клумбы. Часто люди удивляются: «Что у вас за цветы, мы таких не видели». Приходится каждый раз показывать, что где у нас цветет».

Территория, принадлежащая храму, ограничена двумя дорожками. За их пределами – федеральная земля и, чтобы что-то построить на ней, нужна масса разрешений. Поэтому было принято решение соорудить туалет и подсобное помещение для хранения садового инвентаря на небольшом пятачке возле храма. Конечно, планируется, чтобы это выглядело по возможности красиво и не портило внешний вид.

Прихожане

Общее дело сплачивает приход. Люди, желающие помочь, приходят в разное время в течение дня. Их нужно встретить, дать задание и инвентарь. Для этого, конечно же, нужен человек, который бы всегда находился при храме. Таким человеком стала Татьяна Настина. А в последний год к ней присоединилась сменщица – Валентина Царапкина.

Татьяна: «Однажды пришли в храм двадцать молодых спортсменов-хоккеистов. Спросили, чем могут помочь. Хорошо, что у меня были металлические щетки, которыми чистят полы в храме. Я их раздала, и ребята почистили яблони… Многие прихожане помогают разово или когда попросишь. Некоторые работают целый день. На просьбы люди откликаются, а объявление о помощи, которое висит у нас постоянно, почему-то не замечают. В основном, я обращаюсь к тем, кто умеет работать с землей, чтобы ыс сорняками не выдернули цветы. Однако и это случалось не раз. Меня спрашивают: «Что ты все время сажаешь»? «Да вот, – говорю, – цветы  опять куда-то делись».

При желании всему можно научиться. Конечно, приходится успевать читать литературу по цветоводству. Например, зачем на клумбе стеклянная банка? Оказывается, по ней видно, насколько вода при поливе проникла в почву. Если воды в банке два с половиной сантиметра, значит земля пролилась на десять сантиметров.

Прихожане храма святого Пантелеимона сами украшают храм и киоты икон своими цветами, не прибегая к услугам профессиональных флористов. Они как-то раз  поучаствовали в городском конкурсе на лучшее состояние территории в течение всего сезона и заняли первое место. А этим летом уже среди больничных отделений проводился конкурс на лучшее благоустройство территории, чему в храме очень рады и всегда готовы поделиться посадочным материалом. Когда они прореживают посадки, излишки складывают под деревьями, их охотно разбирают все желающие.

В первое время существования цветника Татьяна Настина и Нина Фролова со своих огородов перевезли все, что могли, чтобы посадить хоть что-нибудь. Потом стали разборчивей. Одно время посадочный материал жертвовали городские теплицы, а когда они перестали выращивать рассаду, этим занялась Татьяна у себя дома на балконе. Много растений было передано от храма преподобного Серафима, а в прошлом году члены городского общества цветоводов-любителей подарили храму святого Пантелеимона сортовые цветы и кустарники. Прихожане их рассадили, очень довольны и благодарны за помощь. Меня порадовало, что сообщество цветоводов – такое солидарное. Они делятся друг с другом цветами, не пытаясь делать на этом бизнес.

Люди, работающие в цветнике, могут рассказать много занятных историй. Как пару лет назад был бич: суеверные похитители выдергивали самые красивые растения, считая, что вместе с ними берут от храма частицу благодати и переносят ее на свой огород. Как собаки, которые подкармливаются в больничном городке, несут сюда кости и зарывают на клумбах, а потом сторожат, никого не подпуская к ним. Расскажут о том, как пациенты больницы просятся поработать на земле. Татьяна: «Я спрашиваю, разрешает ли врач физические нагрузки. Один говорит: «Да, мне укрепили аппарат мониторинга сердца, велели по лестницам ходить вверх-вниз. Так я лучше у вас что-нибудь поделаю». «Хорошо, – отвечаю, – тогда убирайте траву». А от другого услышишь: «Вчера у меня была высокая температура, а сегодня я хочу поработать». Таких приходится отправлять за разрешением к врачу».

Наверное, у прихожан храма святого Пантелеимона все получается оттого, что рядом находится больница, здесь людям просто необходим какой-то мирный домашний уголок.  Татьяна: «Если бы в храме и возле него был беспорядок, то те, кто из любопытства заходит сюда, огляделись бы с порога и больше не приходили. А у нас все красивое: интерьер, иконы, цветы. Даже ничего не зная о православии, но видя с какой любовью здесь все сделано, люди ощущают намоленность и благодать. Они чувствуют интерес, начинают приглядываться, наведываться почаще»… Действительно справедливо высказывание: «Мало храм построить и освятить, надо его еще намолить».

(Опубликовано в газете «Православный Саров» № 8, август 2011 года)


 

Приходские храмы

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст М.Курякиной, фото автора и А.Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.