Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Хочется, хочется в город Вифлеем…»

5 января 2012 года

В наши дни Святая земля стала ближе и доступнее. Каждый год жители Сарова совершают туда паломничества. А в настоящее время священник Александр Брюховец сопровождает группу в поездке по Святой земле, организованной Паломническим центром Нижегородской епархии. Так же и мы уже почти два года назад посетили Вифлеем, где родился Спаситель...  

Вифлеем стал первым пунктом путешествия, где мы воочию увидели места, описанные в Святом Евангелии. Поэтому он поразил и запомнился на всю жизнь.

Вифлеем находится в 8 км от Иерусалима – города из белого камня, который отлично виден на возвышенности. Но прямого сообщения между ними нет. Вифлеем огорожен восьмиметровой бетонной стеной, отделяющей государство Израиль от территорий, принадлежащих Палестинской автономии. Когда мы проезжали через КПП, убедились в хорошем отношении к русским паломникам. У солдата при слове «русские» на лице расплылась улыбка, и он пропустил наш автобус, не досматривая документы.

Главная святыня Вифлеема – Базилика Рождества Христова, построенная над местом самого Рождества, которое отмечено серебряной звездой с латинской надписью, означающей  «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». И если подлинность некоторых почитаемых святых мест вызывает споры, то здесь их нет. Все уверены, что именно тут произошло чудо Боговоплощения. Базилику построила в IV веке св. равноапостольная царица Елена. С тех пор прошло 17 веков, как Божественная Литургия продолжает совершаться на этом месте.  В VI веке храм перестроил император Юстиниан. Согласно одному описанию, он украсил фасад здания цветной мозаикой, на которой были выложены сцены Рождества Христова и поклонения персидских волхвов в национальных одеждах. Это изображение спасло базилику от разрушения во время нашествия персов в 614 году. Увидев на мозаике своих соотечественников, в знак уважения к ним персы сохранили храм. Это – единственный в Палестине храм времен Константина Великого (IV век), который не был разрушен. Конечно, за столько лет его вид претерпел большие изменения. Снаружи он напоминает неприступную крепость, что спасало его от нашествия бедуинов. А внутри сохранились мозаичные украшения стен и росписи на колоннах, сделанные в XII веке во времена крестоносцев. В некоторых местах специально убраны плиты, покрывающие пол, и под ними видна мозаика VI века.

Чтобы зайти в базилику Рождества Христова, нужно пригнуться. «Врата смирения» - единственный сохранившийся вход, два остальных – замурованы. Да и этот вход, по преданию, был заложен камнем после того, как конный всадник попытался въехать в церковь во времена мусульманского владычества в этих краях. Тогда было явлено чудо. Экскурсоводы показывают колонну с крестообразно расположенными отверстиями. Рассказывают, что из них вылетел рой пчел и искусал нечестивца. По другой версии, конь сбросил наездника, и у того во время падения пальцы крестообразно вошли в колонну, вдруг ставшую мягкой, как воск. Как бы то ни было, скругленные отверстия производят впечатление естественных образований.

Впервые в этом храме мы столкнулись с тем, что потом на Святой земле стало восприниматься, как обычное явление. Там снаружи храмы кажутся меньше, чем изнутри. Это объясняется тем, что они настолько древние, что углубляются под землю. А в первый раз, зайдя в приземистую базилику Рождества, мы растерялись, увидев внутри огромную величественную колоннаду. Она оканчивается иконостасом центрального греческого храма. А под его солеей расположился подземный храм в самом вертепе, т.е. пещере, где родился Спаситель, размером 4 на 12 м. В вертеп ведут два входа, нужно спуститься по ступеням. Место Рождества указывает звезда на мраморном полу. Над звездой повешены  лампады. Тут православными служится Божественная литургия. А тремя ступенями ниже находится небольшая мраморная ниша – ясли Христовы. Это – католический престол Поклонения волхвов. Все святыни открыты поклонению, прикладывайся на здоровье. Единственно, на яслях Христовых установлена металлическая сеточка. Как я поняла, для того, чтобы паломники по неведению не ставили туда свои сумки. Простота убранства этой величайшей святыни тронула до глубины души. Святая простота.

Такое же незабываемое впечатление оставило впервые увиденное греческое богослужение. Строгая простота в соединении с большим чувством. Мы не понимали ни слова, но многие из нас плакали. Служил один священник, ему помогала пожилая женщина – чтец. Она была в свободных брюках и блузе навыпуск, с непокрытой головой, но местных это не смущало. За литургией молилось несколько монашествующих и мирян. Когда подошла наша группа, она заполнила собою весь вертеп. Литургия над звездой была полностью доступна взорам молящихся. Не передать впечатления от пресуществления святых Даров, которое совершается в двух шагах от тебя. Такую же теплоту в сердце и умиление вызвала Вифлеемская икона Божией Матери – единственная икона, где Пресвятая Богородица явно улыбается, радуясь о родившемся Сыне…

В 12 км от Вифлеема находится Поле пастушков – пастбище, где ангел возвестил пастухам о рождении Богомладенца, известное с IV века место христианского паломничества. Как же пастухи нашли младенца? Ведь в Вифлееме и его окрестностях было много пещер, служивших для укрытия в непогоду? По одной версии, как нам рассказал экскурсовод, пастухи не заглядывали во все пещеры, а просто пришли в ту, куда они обычно загоняли своих овец. Там и нашли Святое Семейство. На Поле пастушков была базилика и монастырь, просуществовавший до XI века. Там же показывают пещеру волхвов. Сейчас на Поле пастушков можно увидеть раскопки базилики VI века и пещерную церковь, сохранившуюся со времен царицы Елены, это – приходской храм. Место, над которым ангел явился пастухам, отмечено в церкви небольшим крестом из белого мрамора. Также там есть большая новая церковь, построенная в 1972 году. Местных жителей многочисленные святыни не удивляют, они уже привыкли. А в ошарашенных приезжих паломниках видят потенциальных покупателей сувениров…

Протоиерею Льву Юшкову посчастливилось несколько раз служить Божественную литургию внутри пещеры, где родился Спаситель. О.Лев: «Русских паломников там очень много. В Вифлееме наши священники лишь сослужат, но подают возгласы на русском языке. Многие из нас по-гречески не понимают, можно запутаться. Но священник этого храма, православный палестинец, настолько хорошо изучил богослужение на русском языке, что даже подсказывал нам, где нужен какой возглас. Я попытался с ним однажды побеседовать после службы, но оказалось, что он совсем не говорит по-русски.

Конечно, очень благодатно и молитвенно послужить в этом маленьком храме, который действительно похож на пещеру, вспоминая все связанные с ним события и, особенно, причаститься Святых Христовых Таин. Пещера, в которой родился Богомладенец Христос, – это самая древняя христианская святыня. Она сохранилась с того времени, когда Господь на земле воплотился, как Мессия. Поэтому и храм, который внутри этой пещеры, и который над ней – древнейшие памятники православия. Российским святыням бывает несколько сотен лет, а тут – две тысячи…»

Протоиерей Александр Cухоткин тоже служил литургию над Рождественской звездой, в 2009 году. О.Александр: «Там действительно ощущаешь, что служишь в пещере. В нашем понимании там даже храма нет. Мы привыкли, что в храме должно быть много пространства, иконостас, отделяющий алтарную часть. А там – древний хлев и выдолбленные каменные ясли… Мне всегда хотелось увидеть Вифлеемский храм,  который снаружи очень сильно перестроен, в его первоначальном виде IV века, ведь это – первая христианская базилика. Католики попытались воссоздать его внешний облик, построили такой храм. Наших паломников иногда привозят туда. Я сначала побывал там, и когда попал в Вифлеем, уже понимал, как величественно выглядел этот храм".

Батюшка Серафим видел святые места перед своим мысленным взором. У него на Дальней пустынке была своя Голгофа и свой Афон. Мы так не умеем, и потому стремимся лично прикоснуться к святыням. Проходит время, и все увиденное не исчезает, оно – драгоценный багаж нашей памяти. По мнению протоиерея Льва Юшкова, который уже трижды ездил на Святую землю: «У всякого человека после этого многое меняется в жизни. В первую очередь меняется отношение к вере и к Богу… Поэтому каждому человеку нужно стремиться там побывать для укрепления своей веры и молитвы».

М.Курякина, фото А.Суворова

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.