Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Мы можем многое, когда с нами Бог…

27 ноября 2012 года

С 5 по 13 ноября в Нижнем Новгороде прошла VII областная епархиальная педагогическая конференция «Возрождение и сохранение традиционных ценностей Отечества». В ней участвовали священники и миряне, работающие в системе образования. Среди делегатов конференции было довольно много саровчан. Некоторые из них поделились своими впечатлениями от увиденного.

При поддержке прихода

Настоятель храмов Всех Святых и вмч. Пантелеимона протоиерей Михаил Мельничук побывал на пленарном заседании конференции в Свято-Никольском православном просветительском центре и сделал следующие выводы:

– Я убедился в том, что сегодня просвещение педагогов – это жизненно необходимая потребность, и это приносит свои плоды. Действительно, как можно что-то говорить детям, если ты сам не имеешь духовного наполнения? Мне понравился пример, который привел в своем выступлении владыка Георгий – до чего может дойти общество, из которого изгнаны духовные ценности. Он говорил о широко  распространенных в Европе однополых браках и их последствиях. Усыновленные такими «семьями» дети не знают материнской любви, традиционных семейных ценностей. И это навязывают обществу как норму. Для чего нужно изучать свои культурные традиции? Чтобы не зайти в такой же страшный тупик, что и западное общество. Поэтому у нас в городе православный приход поддерживает и будет поддерживать все начинания, связанные с духовным  просвещением педагогов.

Возможности для воцерковления семьи

На секции педагогов и директоров воскресных школ обсуждали тему «Семья и воскресная школа». C одним из докладов выступала Алена Пителяк, куратор дошкольной группы воскресной школы при храме Всех Святых г. Сарова. Она в своем докладе отразила личную точку зрения вчерашнего выпускника и нынешнего педагога воскресной школы. А.Пителяк: «Наша воскресная школа – одна из лучших в епархии. Я уже не в первый раз сталкиваюсь с этим. Когда представители других школ говорят о каких-то новшествах, то понимаю, что это у нас уже давно есть». Конечно, всегда есть к чему стремиться. Самой Алене понравилось выступление Л. Шургалиной из г. Павлово с презентацией «Кукольный театр воскресной школы как единое пространство творчества родителей и детей». Был показан отрывок из кукольного спектакля. У нас обычно выступления готовят педагоги с детьми, а там задействуют родителей, они сами сочинили сценарий пьесы.

Хороший опыт у воскресной школы при нижегородском храме Смоленской иконы Божией Матери, школа открыта не только в воскресенье, но всю неделю. Старшеклассники имеют возможность бесплатно заниматься с репетиторами из числа прихожан, для более младших детей работают кружки. А. Пителяк: «Я давно вынашиваю такую мысль. Детям это нужно. Сейчас ко мне обратилась девочка с просьбой помочь подготовится к экзамену по сольфеджио в музыкальной школе. У старшеклассников много времени отнимает учеба. Это сложно совместить с воскресной школой. Но если ребята смогут решать свои учебные проблемы в воскресной школе, им не придется уходить из нее. Разнообразные кружки и секции для детей на приходе могут снизить риск их ухода из Церкви».     

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------        

Мария Мужиченкова, ведущий специалист по приходской просветительской работе с детьми отдела образования и катехизации Нижегородской епархии: «Воскресные школы сейчас призваны быть теми очагами, где возрождается христианская педагогика. Хорошо, если учеба в воскресной школе затронет всю семью. Не все родители сразу понимают важность своего активного включения в жизнь школы. Самое распространенное заблуждение: воскресной школы достаточно для воцерковления ребенка. Но если семья не живет жизнью Церкви, если ребенок не видит в родителях стремления ко Христу, его путь к воцерковлению будет очень тяжелым».

Не упустить время

Сергей Анатольевич Крюков, преподаватель курсов для взрослых при храме Всех Святых, поработал в секции приходских катехизаторов, где собралось более 130 человек.

По словам С. Крюкова, участники конференции решили, что назрела необходимость обмениваться опытом и создавать методики, которых вообще нет. Было решено учредить Союз катехизаторов – методический центр, который будет координировать миссионерскую работу в епархии. Предполагается создание своего сайта и форума, чтобы организовать общение в Сети. Следующее рабочее собрание назначено на 15 декабря.

Сергей Анатольевич понял, что во многих приходах нет такой серьезной работы, которая ведется в Сарове на трехгодичных курсах, где слушатели получают систематические знания, регулярно встречаются со священником. В основном, под катехизацией понимают практику огласительных бесед перед крещением, а это – обычно три занятия. Не везде понимают, зачем это надо. Одна выступающая рассказала, как она пришла к вере через свою знакомую и дала обет стать катехизатором. Однако это не встретило понимания со стороны настоятеля храма.

Примерно две трети участников секции были миряне. Во многих выступлениях звучала боль за тех людей, которые не найдя в православных храмах ответа на свои вопросы, внимания и поддержки, уходят в секты. Причина этого – в нашей собственной расхлябанности и неактивности.

По воспоминанию С. Крюкова, самая успешная катехизаторская акция в Сарове произошла в начале 1998 года, когда в город приехали последователи Порфирия Иванова и развернули широко разрекламированную выставку о своей оздоровительной системе «Детка» в кинотеатре «Россия». Тогда православные активисты с участием о. Германа за один вечер дома на ксероксе изготовили несколько сот листовок. Деньги на это без лишних вопросов вынул из кармана тогдашний настоятель – игумен Иоанн (Урсол). Листовки раздали горожанам при входе в кинотеатр. Через какое-то время оттуда как ошпаренные выскочили ивановцы и чуть ли не с кулаками набросились на нескольких человек, сорвавших их триумф в Сарове. Этот пример показывает, что даже малое усилие способно изменить ситуацию. Мы можем многое, когда с нами Бог…

С.Крюков: «Россия – страна загадок. Раньше к нам на курсы ежегодно приходили максимум 35 человек, а в этом году порядка 50. Если придет больше, уже и не знаю, где их сажать, так как в классах по 20 посадочных мест. В основном, среди слушателей я вижу новые лица, не из числа прихожан наших храмов. Хотя судя по вопросам, это – православные люди, знакомые с основой вероучения, которые хотят углубить и систематизировать свои знания. Они стабильно посещают занятия. А раньше – трудно было сказать, зачем люди пришли, так как за несколько лекций отсеивалась половина из них.

За последние два года качественно изменился состав слушателей.  Если прежде половина из них были пенсионного или предпенсионного возраста, то сейчас треть – это молодежь, всерьез интересующаяся православием, а остальные – зрелые люди 35-40 лет. Честно говоря, я этим удивлен. В обществе произошли какие-то изменения, и нам надо все силы бросить на работу с людьми. Если мы упустим время, и люди не найдут в Церкви отклика на свои духовные искания, то они уйдут. Мы просто обязаны поддержать эту волну. Пока не поздно»

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Протоиерей Евгений Худин, руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии: «В идеале катехизатор – это человек, который воспринимает тех, кто принял решение креститься, готовит их ко крещению и после крещения помогает войти этим людям в церковную жизнь, церковную общину. Ведь катехизация хоть и проводится человеком, но под непосредственным водительством Божиим, то есть в первую очередь Господом. И катехизаторы вдохновляются – а вдохновение в этом деле самое главное – Божией благодатью, а значит, Самим Богом»…

Не запрещено преподавать ОРКСЭ и после четвертого класса

О работе секции для педагогов образовательных учреждений рассказал Олег Константинович Ерин – учитель гимназии № 2, методист МДОП «Методический центр департамента образования», куратор по взаимодействию Саровского благочиния с образовательными учреждениями.

– На нашу секцию были  приглашены преподаватели Основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ), а также методисты или представители департаментов образования, которые занимаются внедрением этого курса на местах. Собралось около 200 человек со всей области.

Проблемы и перспективы нового курса затронула в своем докладе проректор Нижегородского института развития образования (НИРО) Светлана Валентиновна Максимова. Она рассказала о последних новшествах в этой сфере, посетовала на то, что созданный на сайте НИРО форум для выявления проблем введения курса, не пользуется популярностью педагогов. Они почему-то слабо задают вопросы и, таким образом, упускают возможность обсудить их с коллегами.

Ей был задан вопрос, как оценивать знания учеников по этому предмету. Она ответила, что на основании методического письма из Минобразования, преподавание безотметочное. Нельзя путать «безоценочное» и «безотметочное». Потому что оценивать каким-то образом мы должны (словесно либо записью в дневнике), но при этом не ставить отметок. Сейчас является инновационным все, что педагог ОРКСЭ делает на каждом уроке. К детям требуется индивидуальный подход. Рекомендуется обязательно давать задания, которые бы ребенок выполнял с привлечением родителей.

Первичный мониторинг по области показал, что обеспеченность учебниками во всех школах области – 100%, сначала тьюторские команды, а затем остальные учителя прошли курсовую подготовку. Однако в ходе преподавания выясняется, что не всегда учителя могут объяснить детям материал из учебника. По словам С. Максимовой, педагог не должен бояться того, что чего-то не знает, это нормально. Докладчик привела негативный пример, как в одной школе учительница вспылила на ученика, который поставил ее в тупик своим вопросом, на который она не смогла ответить. Говорилось о том, что надо внимательно прислушиваться к детям, и если они задают какие-то вопросы, даже не публично, их нельзя игнорировать, а надо найти возможность завязать беседу, вместе порассуждать о том, что их интересует.

Светлана Валентиновна сказала уникальную вещь. В настоящее время ОРКСЭ преподается только в четвертом классе, но никто не запрещает учителю продолжить эту работу в качестве факультатива. Для этого он должен разработать свою программу. Сейчас по новым стандартам предусмотрено духовно-нравственное воспитание, под которое вполне подходят подобные занятия раз в неделю, к ним можно добавить классные часы раз в четверть. Это уже в компетенции администрации школ… 

Возвращение к народной педагогике

О работе секции дошкольных образовательных учреждений рассказала Ирина Михайловна Герасимова, главный специалист департамента дошкольного образования администрации г. Сарова:

– В работе нашей секции участвовало около 100 педагогов, из Сарова – 6 человек. Кроме меня были заведующие детских садов №№ 18, 5, 45 и 14: Галина Викторовна Анохина, Галина Михайловна Каплеева, Елена Степановна Тучина, Антонина Фоминична Семизорова; а также воспитатель детского сада № 6  Марина Александровна Кудашова. Была предложена тема «Отечественные традиции в воспитании дошкольников: опыт, проблемы и перспективы». 

Воспитанники детского сада г. Бора показали театрализованную постановку «Богатыри земли русской». Мы увидели детей, которые прониклись подвигом богатырей, идеей служения Отечеству, оценили прекрасные декорации, их костюмы в народном стиле, музыкальное сопровождение.

Зав. кафедрой управления дошкольным образованием НИРО Римма Юрьевна Белоусова выступила с докладом «О роли народной педагогики в формировании личности дошкольника». Она отметила, что в последних нормативных документах ставится задача духовно-нравственного воспитания дошкольников, но конкретных путей и механизмов никто не называет. Она говорила о необходимости выработки единой терминологии, подходов, целей и задач с точки зрения РПЦ и педагогов дошкольных учреждений. Выделила такие направления работы, как: историческое, культурологическое, краеведческое и трудовое. Сформулировала принципы народной педагогики – воспитание в ребенке: патриотизма, доброты, любви, трудолюбия.

Ольга Сергеевна Абрамова, специалист учебного центра «Истоки» из Вологды, рассказала о формировании системы духовно-нравственных ценностей у дошкольников в ходе реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Она выделила 4 группы ценностей: ценности родной культуры, внутреннего мира человека, нравственные ценности, ценности внешнего мира.

Сотрудники нижегородского детского сада М. М. Кобалина и Е. З. Гольдблат провели мастер-класс «Воспитание духовных качеств у дошкольников через народные игры». Показанные ими игры «Уж я улком шла», «Ткачиха», «Дударь» и «Эх, да, ну, тпру, стой» вызвали большой интерес в зале. Понравилось все: народные костюмы ведущих, их пение, преданность своему делу, а также – эффективность педагогического воздействия этих игр на детей.

Заведующие детских садов из Бора и Нижнего Новгорода познакомили с реализацией своих авторских программ, созданием ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию, музейной педагогикой, системой календарно-обрядовых праздников и др. Воспитатель детского сада из Дзержинска О. А. Белорус провела мастер-класс «Занятие для детей старшего дошкольного возраста, посвященное Дню народного единства».

Мы почерпнули много практического материала и поняли, что сами движемся в нужном направлении. Была возможность пообщаться со специалистом учебного центра «Истоки» О. С. Абрамовой, она подтвердила свою готовность провести у нас в декабре семинар по программе «Истоки». Программа очень популярна, сейчас Ольга Сергеевна обучает людей в Нижнем Новгороде. Все участники секции получили диски с электронными презентациями представленных программ. Последнее очень важно, т.к. педагоги не имеют материала, позволяющего работать в этом направлении в современных условиях. Раньше хоть и говорили про духовно-нравственное воспитание, но в это вкладывали совсем другое содержание…

Ведущий специалист отдела образования и катехизации Нижегородской епархии Ксения Евгеньевна Серухина изначально предложила нам алгоритм действий, и мы по нему идем: заключили договор с благочинием, тесно взаимодействуем с о. Александром Брюховцом.  Мы почувствовали, как были правы, остановившись на программе «Истоки», она – самая подходящая на сегодняшний день. Саровские педагоги (так же, как и их коллеги) используют праздники, патриотические занятия и народную педагогику как средства духовно-нравственного воспитания. Примерно треть воспитателей детских садов, работающих по программе «Истоки», окончили курсы повышения квалификации при СарФТИ, еще часть – поступили на них. Этой работой занимаются только те, кто в этом заинтересован. Случайные люди отсеиваются, так как мы никого не неволим.




Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина, фото с сайта Нижегородской митрополии

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.