Православный Саров

Крестный ход на колесах

22 августа 2022 года

С 14 по 20 августа по территории Нижегородской и Владимирской областей прошел XI Межъепархиальный велопробег православной молодежи «Дорога к храму», посвященный 350-летию основания Нижегородской епархии. Среди 50-ти участников велопробега были и саровские прихожане: Вера Липова с сыном Егором.

Вера сразу поставила перед собой цель — все подробно описать ВКонтакте, чтобы люди лучше узнали об этом мероприятии и на следующий год тоже захотели в нем поучаствовать. Каждый день, проехав десятки километров, она вместо отдыха набирала на гаджете очередной пост. Их с удовольствием читали, поскольку у Веры светлый и позитивный взгляд на жизнь. Несколько сократив ее заметки, мы представляем их вниманию читателей.

Отбросив сомнения

Велопробег «Дорога к храму» организован для молодежи в возрасте от 18 до 35 лет. Подавая заявку, я не надеялась, что нас возьмут, особенно меня. Хотя ехать хотелось именно мне. Ведь в велопробеге соединяется все, что я люблю — поход, новые знакомства, спортивная нагрузка и богослужения. Это такой крестный ход, только на колесах.

Заполнили мы с Егором анкеты, и через неделю нам пришел положительный ответ! Я сначала обрадовалась, а потом испугалась — ведь придется ехать 350 км. Да и муж начал критиковать нашу затею... Конечно, какие мы с Егором велогонщики? Но ведь c нами едет священник, единомышленники, автобус, полиция, скорая помощь...

Затем я вспомнила, что велопробег проходит на первой неделе Успенского поста и, значит, меню будет скорей всего рыбное, а Егор категорически не ест рыбу... Потом решила, что поеду одна, или вовсе не поедем, но организатор пробега Александр Вихарев обещал устроить индивидуальное меню для Егора. «Не много ли чести нам?» — подумала я, и предлогов не ехать больше не нашлось.

Супруг подготовил наши велосипеды и довез на машине до Нижнего Новгорода в разобранном виде, а мы сами добрались автобусом. Перед нами встал вопрос — где заночевать? Добрый организатор договорился с игуменией Крестовоздвиженского монастыря, и мы с Егором переночевали в паломнической гостинице обители. В трапезной заботливые сестры напоили нас чаем. Воздух в монастыре был наполнен ароматом цветущих лилий, это был островок тишины среди шумного большого города. И благодарность Богу переполняла мое сердце.

День первый

14 августа велопробег стартовал у освященного в этот день храма в честь свт. Спиридона Тримифунтского. Велосипедистов благословил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, у которого в этот день был День рождения.

Люди собрались самые разные: и совсем молодые, и в возрасте. Двигались в колонне по два человека, что оказалось непросто. Все время надо быть начеку — как бы кто впереди резко не затормозил, или самому не отстать. Впереди самые сильные задавали темп. Периодически колонна останавливалась, чтобы подождать отстающих. Проезжая большие перекрестки, скорая помощь или полиция включали мигалку, и нас пропускали.

Через 36 км, которые мы проехали в два приема, остановились в с. Кожевенное Богородского района. На территории Александро-Невского храма нас торжественно встретили русскими народными песнями и накрытыми столами, а потом была экскурсия по храму.

Из-за того, что мы стартовали сильно позже, часть пути ехали на автобусе и сели на велосипеды только у въезда в г. Павлово. На них мы проехали 8 км с остановками в Вознесенском кафедральном соборе, где у нас были молебен и экскурсия, и во Всехскорбященском храме. Здесь состоялись вечернее молитвенное правило, ужин, и тут мы оставили на ночь велосипеды. К месту ночевкив спортзал ФОКа «Звезда» — добирались на автобусе уже в темноте. Всем раздали спальники и пенки, мы помылись и расползлись по углам, а самые стойкие ребята еще поиграли в большой теннис.

За первый день мы намотали 44 км, наша средняя скорость была 18 км/ч. Для меня быстрее уже не надо, а Егор едет где-то впереди и ему нормально.

День второй

Подъем назначили на 6.45. Кто хотел, сделал утреннюю зарядку, потом все вместе помолились с духовником велопробега иереем Дионисием Духновским.

Завтрак и обед проходили в трапезной храма Всех Скорбящих Радость. Мы посетили Павловский краеведческий музей. Удивлялись мастерству местных мастеров, познакомились с широким ассортиментом металлических изделий, производимых в Павлово. Зашли в ресторан «Династия» посмотреть на самый большой замок в мире, прогулялись до памятников «Павловский лимон» и «Гусиные бои», а потом съездили в парк «Дальняя круча» полюбоваться видом на Оку.

После обеда стартовали в сторону Мурома. Проехали на велосипедах 7,5 км до д. Молявино, а дальше на автобусе – до границы Нижегородской и Владимирской областей. Киот с иконой Николая Чудотворца укрыл нас от палящего солнца, пока мы ждали полицейскую машину, она должна сопровождала колонну через Муромский мост. Скорость в этот день была ниже, и поменяли строение колонны — вперед собрали тех, кто едет не очень быстро. Правда, мужская часть коллектива была недовольна, для них было слишком медленно.

В Муроме остановились в паломнической гостинице Спасо-Преображенского мужского монастыря и поехали на экскурсию в Свято-Троицкий женский и Благовещенский мужской монастыри. Для нас специально открыли святые мощи блгв. князей Петра и Февронии Муромских, мы к ним приложились.

Ужинали в трапезной женского монастыря. Потом было свободное время на прогулку по Муром, но я уснула, пока ждала очередь в душ. Ну и ладно, в самых главных местах я уже побывала! За день проехали всего 24,3 км со средней скоростью 16 км/ч, но по большой жаре и этого достаточно.

День третий

Служба в храме, где находится частица мощей прп. Илии Муромского, пролетела незаметно, некоторые из нас причастились в этом святом месте.

После Литургии мы гуляли по монастырю, звонили в колокола, посетили костницу, а потом пошли в трапезную монастыря. Завтрак был на самом деле сытным обедом. А еще нас угостили знаменитой выпечкой: муромским калачом и монастырским праздничным агнцем.

После экскурсии по Спасо-Преображенскому монастырю мы попрощались с Муромом и на автобусе доехали до с. Гремячево Выксунской епархии. Здесь рядом находятся сразу два старинных храма: Никольский и Казанский. В них до сих пор в паникадилах зажигают свечи. Это происходит на вечерней службе, во время чтения кафизм, с высокой лестницы. После экскурсии состоялось чаепитие, и священник благословил нас на дальнейший путь.

Пересев на велосипеды, мы через 25,5 км прибыли Знаменский собор р/п Ардатов, там нас встретили колокольным звоном. Местные бабушки приготовили компот, щи из печки и две вкуснейшие каши в чугунках. Протоиерей Михаил Резин рассказал о храме и его святынях, окропил нас святой водой, а вечером, когда мы уже были в Дивеево, специально приехал, чтобы подарить свою книгу «Пожелай мне Царство Небесное»!

Поскольку мы опаздывали в Дивеево к назначенному времени, то часть пути проехали на автобусе, и только оставшиеся 10 км на велосипедах. В Дивееве нас торжественно встретили представители администрации. После ужина в монастырской трапезной мы ходили прикладываться к открытым мощам прп. Серафима Саровского, а затем заселились в гостиницу при монастыре. Вечером желающие готовились к причастию.

За этот день мы проехали 34,5 км со средней скоростью 18,5 км/ч.

День четвертый

К 7 часам утра мы пришли на акафист батюшке Серафиму, а некоторые ходили на раннюю Литургию к 5.30 и уже встретили нас там.

Как здорово путешествовать по святым местам организованной группой! Везде нам зеленый свет! Приложились к иконе Божией Матери «Умиление», к открытым мощам прп. Серафима, прошли по Святой Канавке — не всем так везет! Во время экскурсии по монастырю мы ходили в Благовещенский храм и любовались мозаикой даже в алтаре, пока храм не освящен. Даже не верится, что человек способен сотворить такую красоту!

Из Дивеево мы на велосипедах отправились в с. Глухово. Дорога шикарная, но уж больно холмистая. В Глухове нас угощали вкусными пирогами, рассказали о храме и разрешили подняться позвонить на колокольню. Какие виды открываются сверху!

Следующая остановка была в с. Ореховец. Большая часть участников добирались на автобусе, но несколько крепких мужчин поехали на велосипедах. Приехали почти одновременно и сразу – обедать, потом нам показали храм. Оттуда на велосипедах мы отправились в Арзамас. Дорога от Ореховца была гладкая, мы даже успели приехать к запланированному времени. Наверное, в первый раз.

На площади патриарха Сергия (Страгородского) нас торжественно встретило духовенство. Отслужили молебен и поехали заселяться в спортзал Арзамасской православной гимназии. И нас опять накормили вкусным обедом... Те, кто собирался скинуть пару килограммов в этом велопробеге, не смогли осуществить свою мечту. Нас три раза в день кормили полноценным обедом, а в промежутках еще случались чаепития. Каждый город или деревня, где мы останавливались, старались оставить о себе самые лучшие впечатления.

Итак, за день мы проехали 45 км (а кто-то успел 61 км отмахать). Удивительно, каждый день мы посещаем столько храмов, а пресыщения не наступает! Каждое место с богатой историей, и как же интересно ее узнавать от людей, любящих свою малую Родину!

День пятый

Утро началось с зарядки, благо ночевали мы в спортзале. После завтрака отправились на экскурсии в краеведческий музей и музей Русского Патриаршества.

В краеведческом музее нас познакомили с археологическими находками, а в музее Русского Патриаршества мы узнали о жизни шести последних патриархов, увидели их личные вещи. Побывали в Свято-Николаевском женском монастыре, где нам показали две чудотворные иконы Божией Матери: «Избавление от бед всех страждующих» и «Достойно есть», изрубленную топором. Многие люди молятся перед ними и получают исцеления, вот такие чудеса бывают рядом с нами!

После обеда в гостеприимной православной гимназии мы отправились на автобусе до д. Морозовка, там пересели на велосипеды и поехали в Вад. В начале пути дорога была разбита, но потом стала ровной. Сильный ветер не давал разогнаться даже на максимальной скорости. Но мы победили ветер и через 23 км приехали в Вад.

После молебна о путешествующих пообедали, снова закинули велики в фургон и на автобусе поехали на ключ «Двенадцать апостолов». С молитвой окунулись, освежились и поехали дальше, в Лысково. Ребята взяли с собой колонку и всю дорогу включали любимые песни групп «Ария» и «Кино», которые пели всем автобусом. Не доезжая до Лысково 11 км, снова пересели на велосипеды. Ветер стих, дорога под горку — долетели быстро.

Величественный Вознесенский храм встретил нас колокольным звоном. Отслужили молебен, соперничая с шумом моторов с Лысковского мясокомбината, который по соседству с храмом. Храму почти 200 лет и он находится на затянувшейся реставрации. После богато украшенных церквей было грустно видеть этот храм без иконостаса. Заходили мы и в другой храм, главный придел которого освящен в честь вмч. Георгия Победоносца.

А потом мы поехали в бассейн в ФОК «Олимп»! Бросили вещи в спортзале и помчались наслаждаться голубой водичкой! Плескались почти час, пока там не выключили свет. Потом ребята играли в волейбол, а желающие причаститься на праздник Преображения Господня в Макарьевском монастыре читали Последование ко Святому Причащению. Спать легли поздно и сразу уснули.

День шестой

С утра на автобусе поспешили на паром через Волгу. Макарьевский монастырь встретил нас красивым пейзажем — белые стены, волны и голубое небо! Сразу пошли на Литургию, и многие из нас причастились Святых Христовых Таин.

После обеда расселились по гостиницам. Мужчинам дали послушание собирать яблоки, а женщинам — помогать на кухне и убирать комнаты гостиницы. С удовольствием поработали во славу Божию и пошли отдыхать. Мы угощались копченой рыбой, которую купили на берегу, и гуляли по монастырю вместе с монахиней Любовью. Каждое ее слово проникало в сердце, и я радовалась, что именно она проводит экскурсию! С монастырской колокольни мы любовались прекрасными видами.

Участницы велопробега помогли приготовить ужин, а после трапезы убраться и перемыть посуду. В Макарьевском монастыре живут всего 12 сестер, большинство пожилых. У них очень много работы по хозяйству, в огороде, поэтому они всегда рады любой помощи.

День седьмой

Утром стартовали на велосипедах в сторону Бора. Дорога ровная, и мы не замечали, как пробегали километры. Проезжая по Ивановскому мосту над р. Керженец, остановились искупаться и рванули дальше.

Через 21 км от Макарьевского монастыря въехали в с. Ивановское. Там песок, по которому ехать невозможно. Остановились около храма Иоанна Предтечи, где подкрепились лимонадом с пирогами. Этот каменный храм был построен после победы над Наполеоном, о нем заботятся жители села своими силами. Недалеко от храма есть озеро глубиной 15 м с чистейшей водой.

Следующие 25 км до с. Ямново ехали по старой залатаной дороге, и нас порядочно растрясло. В Ямново мы остановились у церкви вмч. Параскевы Пятницы. Это старинная деревянная церковь, которая была заново отстроена в 2000-х. Внутри очень уютно и пахнет медом!

Уже 25 лет служит здесь удивительный священник Иоанн Гурылёв. Как только он заговорил, я вспомнила свою бабушку Галину! Его окающая речь была в точности такой, как у нее! Память вернула меня в детство и юность, будто бабушка рядом. Простые искренние слова отца Иоанна были как живая вода. Он рассказывал, как пришел к вере, как встретил свою супругу, как служил со старцем Григорием Долбуновым, как до сих пор ощущает его помощь и поддержку. Простой сельский батюшка щедро делился с нами своей глубокой верой. Бабушки накормили нас обедом: грибные щи, картошечка с огорода... Какое все было вкусное!

И снова зеркально гладкая дорога, 17 км, и мы у Казанского храма с. Рожново. Я никогда не была в подобном храме! В нем все иконы (в т. ч. в иконостасе) в старинных металлических окладах. Лики икон почти не видны из-за потемневшей олифы. Храм построен в XVII веке и никогда не разорялся. В нем так же как в Гремячеве – свечные паникадила. Мы помолились часовне на территории храма и позвонили на колокольне. Жаль, что никто из нас не умел красиво звонить. Решила, что к следующему году научусь.

Подкрепились чаем и поехали дальше. Следующая остановка была через 15 км в лесо-парковой зоне «Моховые горы» на территории г. Бор. Здесь мы просто гуляли с экскурсоводом из Борского краеведческого музея. В начале XX века здесь был дачный поселок. На вершине паркового комплекса стоит памятник М. Горькому и Ф. Шаляпину.

Еще 7 км и наше путешествие закончилось в Сергиевской слободе г. Бор. Нас встретили колокольным звоном, отслужили благодарственный молебен и пригласили на ужин. Уже в сумерках прошла последняя экскурсия по этому духовно-просветительскому центру, построенному на Бору к 700-летию со дня рождения прп. Сергия Радонежского.

Торжественный момент награждения участников велопробега проходил в Знаменском храме. Всем нам вручили грамоты и подарки от партнера велопробега «Нижний 800».

Как же быстро промчалась неделя! Только запомнила, кого как зовут, и уже надо прощаться! Пока ехали в автобусе к месту выгрузки велосипедов, пели хором песни. Почти все смогли в этот день уехать домой, а нас с Егором снова приютили в Крестовоздвиженском монастыре.

Последний день велопробега «Дорога к храму» был самым протяженным по километражу - 85 км. Но из-за того что дорога была без подъемов и спусков, не сильно устали.

Все чувствовали радость

Мы почти смогли одолеть заявленные 350 км, но так ли уж это важно? Наверное, нет. Если бы мы все были спортсмены, то нас не сопровождал бы автобус и два грузовых фургона. Мы бы летели с ветерком, и велопробег стал бы чисто спортивным мероприятием. А у нас все-таки была паломническая поездка для совершенно разных людей. Сильные подстраивалась под слабых участников, им приходилось смиряться, когда хотелось ехать быстрее. А если человек чувствовал, что не сможет одолеть следующую гору, то садился в автобус, чтобы не мешать другим прокатиться с ветерком. Сказано: «Любите друг-друга», и мы старались.

Многое было непросто: жить с незнакомыми людьми в одной комнате по 10-12 человек; пользоваться одним санузлом и душем, который мог быть и в другом здании; все делать четко и вовремя; спать в спальнике на пенках или матах; есть то, что дают…

А как непросто было ребятам, которые постоянно грузили почти полсотни велосипедов в фургон по нескольку раз в день; и водителям автобуса и грузовиков, которые ради нас всю неделю провели за рулем! А самоотверженный видеооператор Дмитрий Дергачёв, который снимал нас и с колокольни, и из машины, и на ходу, и из воды! Он еще и монтировал видео по ночам, когда мы уже спали!

Но мы все были в хорошем настроении! Вместе молились, трудились, смеялись, пели. Все чувствовали радость и делились ею; помогали тем, кому было трудно. Иерей Дионисий Духновский был с нами на одной волне: шутил, смеялся, помогал, ругал, мирил, утешал, крутил педали, плавал, молился за нас и вместе с нами. Думаю, многие молодые люди теперь по-другому посмотрят на выбор священнического пути, а кто-то уже сделал шаг навстречу Богу благодаря отцу Дионисию.

Мы побывали в глубинке нашего края, познакомились с интересными людьми, увидели множество храмов, поклонились святыням, ощутили глубокую живую веру тех, с кем мы соприкоснулись. Многие из нас неоднократно причастились Святых Христовых Таин, кто-то впервые исповедовался. Не подарок ли это от Бога?

Огромная благодарность руководителю велопробега Александру Вихареву, который должен был все предусмотреть, со всеми договориться и ничего не забыть. Пусть порой бывали накладки, но это все мелочи, которые быстро забудутся.

Друзья, присоединяйтесь в следующем году к велопробегу «Дорога к храму»! Поедем вместе!

Вера Липова, фото из архива автора и Кирилла Баркова, видео Дмитрия Дергачёва

День седьмой https://www.youtube.com/watch?v=L4IxN39wlvk

В Дивееве https://www.youtube.com/watch?v=dXxbhJM27po&t=3s

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Вера Липова, фото из архива автора и Кирилла Баркова, видео Дмитрия Дергачёва

Write a comment

• Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.