Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Становление отношений Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ и Русской православной церкви

Отчет о пресс-конференции председателя горсовета Валерия Николаевича Такоева по итогам визита Патриарха Алексия II в наш город

(Фрагменты)

Городской курьер. 1991. № 64 (16 августа).

В. Такоев. Почему стал желателен и возможен визит патриарха в наш город 31 июля и 1 августа? По трем причинам. Первая — из уважения к патриарху и представителям высшего духовенства русской православной церкви. Вторая — из уважения к жителям нашего города. И третья — из чувства ответственности за будущее нашего города.

Нелегко было преодолеть складывавшийся десятилетиями стереотип закрытости,отчужденности («Не пущать!»).

Руководители МАЭП — а в орбиту подготовки визита были включены Г. Цырков, А. Мохов, А. Пируев, В. Михайлов и сам министр В. Коновалов — проявили дальновидность и мудрость, и я очень признателен им за поддержку наших настойчивых предложений пригласить в город патриарха, членов Священного Синода и других высших иерархов Русской православной церкви.

Приятно отметить личное участие руководства и научно-технической общественности предприятий города, и прежде всего, ВНИИЭФ. Мы убедились, что в больших делах нас не покидает здравый смысл, чувство товарищества, взаимопонимание — это обнадеживает.

Несколько слов о трех вышеназванных причинах.

Проявить уважение к патриарху требовала простая человеческая воспитанность: не пригласить патриарха и его ближайшее окружение, когда они будут находиться в 15 верстах от одного из самых святых для них мест — Саровской обители — это, по меньшей мере, бестактность.

Об уважении к жителям города. Десятки тысяч горожан, встречавших патриарха и сопровождавших его на всем пути следования — лучшее подтверждение того, что пожелания и чувства своих сограждан ощущал правильно.

И, наконец, о чувстве ответственности за будущее города. Хотим мы или нет, российское правительство будет постепенно возвращать церкви по ее просьбе то, что ей принадлежало. В числе этих объектов есть и наша обитель. Необходимо было показать патриарху, что мы чтим историю, понимаем, что Саровский монастырь — святыня не только российская. Это всемирно известный культурно-исторический и религиозный центр. Но мы обязаны были убедить гостей, что сегодня здесь еще ядерный центр, сделавший важное для страны, для той эпохи, дело. Это дело еще нужно стране и сегодня. Поэтому нельзя ставить проблему так: ИЛИ-ИЛИ. Обе эти ценности бесспорны, каждая из них — большой почет для любого города. Если судьба нам дала две таких ценности, то грех не обеспечить их совместное «проживание». Не «ИЛИ-ИЛИ», а «И».

Я с глубочайшим уважением, и не без оснований, отношусь к руководству Русской православной церкви. Это в высшей степени культурные люди. Мы сочли необходимым, чтобы они своими глазами, а не глазами, скажем, Невзорова или случайных корреспондентов, поверхностно и по-своему трактующих увиденное, убедились, что здесь живут открытые доброжелательные люди, что состояние святых мест не вызывает удручения, что сохранившиеся монастырские постройки — под нашим вниманием, что историческая часть города объявлена заповедной зоной...

Мы не говорим: «Здесь только ведомство, работающее на оборону, которое должно спокойно работать». Мы не порываем и с далеким прошлым, уважаем его как культурные люди. Такой подход может принести городу процветание. Необходимо развивать контакты и с российским правительством, и с союзным ведомством, и с церковью.

Программа «Возрождение», которую мы готовим, потребует финансирования и ресурсов. Один из пунктов программы — решение вопроса по театру. Будет проектироваться и строиться новое здание, а храм преподобного Серафима Саровского будет освобожден.

Патриарх отметил, что небольшой часовни на кладбище городу недостаточно, нужен приходской храм. И мы договорились, что здание бывшего храма Иоанна Предтечи, где сейчас располагается отдел ВНИИЭФ (ОНОУ), после того, как его освободят, будет возвращено церкви, и она даст средства на его восстановление. Нет препятствий к регистрации православной общины в городе.

Духовность и культура жителей нашего города. Скажем откровенно, мы гордимся нашим высококультурным «городом будущего» скорее по инерции, по привычке. Наш замечательный город за последние 10-15 лет на глазах превратился в провинциальный запущенный городок... Сквернословие, людская черствость, озлобленность... Уже говорим о возрождении, о духовном очищении. Недостаточно очистить от грязи наши улицы — надо очистить от скверны и вражды наши души. Поэтому разговоры о храме — это не просто организационный вопрос решить. Это шаг к очищению души, а это сложнее, чем освободить здание и перестроить его. И храм, и памятник Серафиму напомнят даже неверующему человеку про заботу о ближнем и о дальнем, не только религиозному человеку, но всякому, у кого есть душа, может быть, притупленная бытом, может быть, очерствевшая... Самим нам будет приятнее жить — чище, добрее.

Эта встреча утвердила меня в том, что мы занимаемся праведным делом, восстанавливая старую историю и сращивая ее с современностью. Почувствовал я и высокую духовность наших гостей. Радостно было видеть просветленные лица своих сограждан. Счастлив, что удалось сделать в городе настоящий праздник.

Корр. «ГК». Предусматриваются ли работы по благоустройству вокруг памятника Серафима Саровского?

В. Такоев. Да, в самое ближайшее время. Главный архитектор прорабатывает план благоустройства, соответствующие службы — организацию движения, чтобы тропки были проложены именно там, где нужно людям, удобно и безопасно, чтобы были стоянки для транспорта.

Корр. «ГК». Реально ли экскурсионное обслуживание паломников?

В. Такоев. Автобусное обслуживание, не массового характера, в будущем вполне реально. Формировать группы можно в Дивееве, привозитьих в город на монастырскую площадь для организованного осмотра, потом на Ближнюю и на Дальнюю пустынки, на кладбище. И, предложив гостям приобрести сувениры, вывезти их назад в Дивеево. Все организационные вопросы разрешимы.

Корр. «ГК». Валерий Николаевич, Ваша оценка политики руководства церкви, их планов возрождения Сарова? He смотрят ли они на наш город, главным образом, как на будущую Мекку? Понимают ли интересы «коренного населения», то есть нас, горожан, иВНИИЭФ?

В. Такоев. Мне показалось, что они очень хорошо это почувствовали. Мы показали гостям масштабы предприятия, объехали город. Они увидели, какой он большой, с развитой инфраструктурой... Гости увидели самую большую ценность — людей. Людей доброжелательных, грамотных, преданных своему делу.

Корр. «ГК». Арзамас-16 (Саров) теперь прогремел на всю страну в связи с переносом мощей. Какие положительные и отрицательные последствия такой популярности Вы прогнозируете? Как отразится новая «слава» на уровне жизни и социальной защищенности простых горожан?

В. Такоев. Если бы мы жили в более цивилизованном, открытом мире, то такая «реклама» могла бы способствовать нашему ускоренному процветанию. К сожалению, сегодня это не так, поэтому быстрого роста благосостояния не будет. Отрицательных моментов я, честно говоря, не вижу; город сохраняет статус закрытого, и в любом случае он в «проходной двор» не превратится.

Зато новая «реклама» поможет легче объяснить, кто мы есть, тем непробиваемым людям, которые вовремя нас не обеспечивают необходимым — продуктами питания, ресурсами. Так что наша известность может дать только положительный результат.

Наш город не раскроют из-за обретенной известности. И не потому, что нам так хочется, а потому, что в силу технологических особенностей производства всех остальных надо «закрывать» от нас.

Корр. «ГК». В «Московских новостях» журналист Александр Нежный упомянул наш город в таком контексте: «Гримаса советского образа жизни превратила Саров с его дивным монастырем в секретный военный город Арзамас-16, где работают над созданием ядерного оружия... Однако же совсем недалеко отсюда, в Дивееве покоятся теперь мощи преподобного Серафима: источник добра, любви и света — рядом с источником смертельного зла, ненависти и тьмы». То есть мы с вами — источник ненависти и тьмы...

Конечно, это мышление символами (источник добра противопоставляется источнику зла), как и вообще мышление стереотипами, ущербно. Но давайте все же попробуем встать на другую точку зрения. Мир смотрит на наш город как на источник зла, ненависти и тьмы, а на нас с вами — кощунственно попирающих ногами святые могилы. Мы же в ответ: дайте нам денег, чтобы сохранить научный центр. Осознаем ли мы, на какой пороховой бочке (я имею в виду общественный настрой) сидим, правильно ли себя ведем? Не вредят ли нашему городу такие фильмы, как у Невзорова? Не создают ли они нам отрицательную славу?

В. Такоев. Лично мне тоже представляется, что пользы невзоровские «зарисовки» не принесли. Нет вины тех, кто создавал здесь науку, за то, что их разместили в святых местах. С тем, что дело, которое они делают, и сегодня еще (к сожалению!) стране нужно, необходимо считаться. В то же время, наряду с деятельностью предприятия, должно быть уважение к истории города.

Что касается публикации А. Нежного и других. Мы должны учиться на ошибках. Закрытость, таинственность порождали такие неприятные вещи, как закрытие Семипалатинского полигона. Если бы раньше повести политику умнее, то не дождались бы, когда общественные деятели, ничего не понимающие в нашей науке и технике, повернут население округи под свои популистские лозунги. Поэтому наша политика по отношению к «секретности» должна быть разумной. Технологические, военные секреты охраняются во всем мире. Но факт существования города давно не является тайной. Теперь и сами ведомства стали дальновиднее. Поэтому нам надо того же Александра Нежного и других «привозных» журналистов знакомить ближе с нашими вопросами, чтобы они могли судить непредвзято, чтобы увидели, что тут не только «рассадник зла». Вот приехали руководители церкви, увидели нормальных живых людей, радостно встречавших их, и стало понятно, что нет тут «противников», нет врага... Эта работа не на один год, но если этим не заниматься, то будет взаимное недоверие, будем пугаться теней.

Корр. «ГК». Конкретные договоренности в ходе визита были достигнуты?

В. Такоев. Да! Патриарх на встрече в Доме ученых заявил, что в ближайшее десятилетие церковь не будет предъявлять своих требований по возвращению монастыря. Уже говорилось, что планируется освободить храм Иоанна Предтечи для организации в нем богослужений. Патриарх с удовлетворением принял к сведению, что мы усиленно «пробиваем» строительство театра. В освобождающемся в результате храме преподобного Серафима Саровского будет организован музей нашего края — его исторического и религиозного прошлого. Восстановим келью Серафима Саровского. По большим церковным праздникам там могут проходить богослужения. Патриарх — «за» такое решение.

То же с хозяйственным магазином в здании церкви Всех Святых — там может быть совмещение музея «Саровская пустынь» и музея одной картины и проведение занятий воскресной школы для верующих.

Корр. «ГК». По чьей инициативе построена кладбищенская церковь? Кто автор проекта?

В. Такоев. Всю ответственность беру на себя. За инициативу и сжатые сроки. Исходил из того, что закончить строительство часовни надо непременно к приезду патриарха, чтобы в городе появился исторический памятник, освященный Патриархом Московским и Всея Руси! Это дорого стоит для будущей истории города. Проектировал часовню 3. Мусин. Быстро и с душой.

Пользуюсь случаем, выражаю благодарность руководству УС-909. Их усилиями был приведен в порядок Троицкий собор в Дивееве и построена часовня на кладбище. Установлен памятник. Так что самые добрые слова в адрес наших строителей. Без них праздник бы так хорошо не получился.

Корр. «ГК». Кем и когда может быть принято решение о возвращении городу исторического имени Саров? Каков механизм переименования?

В. Такоев. Механизм обычный: решение принимается ВС РСФР после проведения референдума. Год назад, когда эта тема возникала, я считал, что еще преждевременно, процесс не должен быть «революционным»; сегодня, когда в научных журналах, не говоря о массовой прессе, указывают «ядерный центр Саров», когда прошли вот эти праздники (перенос мощей Серафима Саровского), вопрос о переименовании уже может быть решен безболезненно, при общем согласии, и город уже не разделится по этому вопросу на два враждующих лагеря.

| Оглавление |