Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Становление отношений Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ и Русской православной церкви

Обсуждение итогового документа слушаний

(Фрагменты)

 

Жидов Игорь Георгиевич

Мне кажется, в итоговом документе должен быть абзац, который поясняет, что национальная оборонная доктрина или национальная идея не может быть создана по приказу Президента. Она не может быть создана за деньги. Для ее разработки не достаточно власти, знаний, денег. Нужна еще такая вещь, как совесть, после чего ясно, что без участия Русской православной церкви в разработке национальной доктрины такая доктрина будет нежизнеспособна.

И второй момент. Мне представляется важным донести до аудитории такую мысль, что доктрина не может, как здесь было неоднократно сказано, сводиться к перечислению врагов. Российская доктрина должна исходить из перечисления того, ЧТО мы защищаем. Тогда появятся и союзники, и настоящие непримиримые враги, и даже арсенал средств защиты.

Мурашкин Борис Михайлович

В документе недостаточно четко отражено, ради чего мы здесь собрались. Ведь наш ядерный оружейный комплекс находится в кризисном состоянии. Мы все прекрасно знаем, каково сегодняшнее состояние нашей армии. Только наличие у нее ядерного оружия может способствовать тому, что попытки попробовать прочность нашей обороны потерпят неудачу. А попытки разрушить наш ядерный оружейный комплекс постоянно предпринимаются. Я это чувствую на своей шкуре, шкуре теоретика, который ни на минуту не прекращал заниматься ядерным оружием с 1958-го года. Сегодня у нас остается все меньше людей, которые досконально знают, что такое ядерное оружие. И в этой ситуации я повесил на грудь все свои ордена и медали и отправился пикетировать Минфин. Но это не моя задача, это не задача теоретика, который разрабатывает ядерный заряд. А здесь, в этом документе, все-таки довольно гладко все изложено. Так уж давайте привлечем еще большее внимание Правительства и Президента. Правильно сказал П. В. Боярский: «Давайте власть предержащим говорить правду».

Иерей Константин Татаринцев

Мне представляется, что в документе слишком большая преамбула, где говорится о перспективах, о возможностях. И в конце документа сказано: «Мы обращаемся к ученым, мы обращаемся к президенту, правительству, мы обращаемся к СМИ»... Слово «обращаемся» ни к чему не обязывает. Ну и обращайтесь, пожалуйста. Вместо такой большой преамбулы можно было бы сказать, что озабоченные положением дел ученые, специалисты, священнослужители выявили такие-то и такие-то моменты, которые здесь были обозначены: кадровые вопросы, отсутствие специалистов, отсутствие определенных приоритетов в финансировании. Нет поддержки государства тем, кто занимается ядерным оружием. И в результате этой озабоченности реальным положением дел мы не «обращаемся», наверное, а требуем ответственно рассмотреть и обсудить эти вопросы.

Илькаев Радий Иванович

Отец Константин, ни в коем случае не надо выбрасывать вводную часть, потому что очень многие люди до сих пор считают, что у нас нет проблем и нет врагов. Мы объясняем, что есть проблемы, и враги тоже есть, и положение России сейчас и в отдаленной перспективе будет очень тяжелым. Понимаете, ведь есть пацифистски настроенная часть общества, которая считает, что Россия теперь самая защищенная страна, поскольку у нее нет врагов, и ничто ей не угрожает. И мы обязаны объяснить хотя бы в двух абзацах, что это не так. А с тем, что сформулировать нашу точку зрения на эти проблемы следует более жестко, в согласии с тем, что говорили Б. М. Мурашкин, В. Н. Мохов, Б. В. Литвинов, я совершенно согласен и думаю, что это необходимо.

Гончаров А. М.

С точки зрения констатации фактов здесь все хорошо, но мы бы хотели, чтобы Президент и правительство этот документ не положили куда-то, а чтобы появилось конкретное поручение Президента правительству ответить конкретно на поставленные вопросы. В связи с этим я предлагаю, не меняя концептуальную часть, получить от всех конструктивные предложения для проекта решения, то есть не общие какие-то фразы, а конкретные существенные предложения, которые бы редакционная комиссия переработала и разослала всем заинтересованным организациям для второго чтения, и затем на основании этого сделала бы конкретный убедительный документ, который бы воплотился в соответствующие решения как на уровне администрации Президента, так и на уровне Правительства.

И несколько замечаний. Вместо «внешних угроз» надо написать: «внешних и внутренних угроз». Потому что то, что произошло с Советским Союзом, может в любое время произойти и с Россией. Сейчас эти тенденции уже развиваются и проявляются. Это отражается и на комплексе ядерного оружия, потому что он оказался разорван. Если он будет разрываться и дальше, если он останется без всякой помощи, то он прекратит свое существование.

Илькаев Радий Иванович

Мне кажется, что нужно написать абсолютно ясные вещи. Ну не финансируют то, что уже по закону положено, что вы в Думе приняли, понимаете?! Даже это не делается. Надо об этом написать, чтобы решения были приняты незамедлительно. Я считаю, что должны быть написаны программы, и сейчас эти программы уже готовятся. И надо добиться жесткой реализации этих программ, как уже принятых программ, так и тех программ по ядерному оружию, которые принимаются сейчас. Я думаю, что если даже мы напишем только об этом, то это уже будет четкое и ясное поручение самым высшим эшелонам нашей власти, в первую очередь, исполнительной власти.

В документе написано: «По прогнозам специалистов XXI век будет веком борьбы не столько идеологических систем, сколько культур и цивилизаций». Я не думаю, что это правильный тезис. По существу, XXI век будет веком

не борьбы цивилизаций, а борьбы группировок определенных стран. Цивилизация не может существовать вне определенной системы политических субъектов. Поэтому борьба цивилизаций это абстрактное понятие, заимствованное из американской политологии.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Я не являюсь сторонником никакой американской политологии и стараюсь мыслить самостоятельно, на основании своего собственного понимания истории и культуры. Так вот, я глубоко убежден, что уже сейчас мы с вами вступаем в полосу этих цивилизационных конфликтов. Вы можете как угодно называть: группа стран, одна страна, но перед нами исламский фактор со своей собственной системой солидарности и своими собственными геостратегическими интересами в будущем. Как хотите называйте Китай, но это целый мир. И когда Бжезинский заявляет, что после падения коммунизма главным противником США является православный мир, он прямо бьет во что-то очень близкое к тому, что мы сейчас говорим. Речь идет о нашем русском мире, нашей русской Ойкумене, созданной усилиями всех славянских народов, но под одной культурной крышей. Как мы можем это игнорировать? Это легко доказать на примере Сербии, на примере того, что Болгарию и Румынию ни в какую не приглашают в НАТО. А Эстонию приглашают.

И вот если мы не будем чувствительны к этой перспективе, мы очень многое потеряем. Я не хочу сказать, что XXI век непременно будет веком борьбы цивилизаций, дай Бог, чтобы он таким не был. И мы должны все сделать для того, чтобы этого не было. Но игнорировать тот фактор, что наши враги могут работать на стыке различных культур, разжигая межцивилизационные конфликты, это совершенно недопустимо. То же самое относится и к религиозному фактору. Мы не можем этого игнорировать. Сейчас в США тратятся огромные средства на то, чтобы исследовать проблемы взаимоотношений религии и политики, в первую очередь, на территории бывшего Советского Союза. А мы по какому-то привычному бесчувствию к этим вопросам считаем: да что там, какой там религиозный фактор... А на самом деле, это часть серьезных культурно-цивилизационных конфликтов. Если мы упустим это из нашего поля зрения, из нашего анализа, мы очень обедним картину.

С каждым годом все более обостряется глобальная борьба за ресурсы. Поэтому XXI век - это век борьбы наций за самосохранение. По-моему, мы пришли к выводу, что сохранение ЯО - это необходимое условие сохранения Российского государства, русской нации и православной веры. В этой связи

я пока не увидел в документе концепции, порождающей мощное движение, которое бы всех нас пробудило, примирило и, может быть, объединило перед угрозой исчезновения. Сейчас нам нужна наступательность, а не защита. Быть может, вам, владыки, следует подумать об угрозе отлучения от церкви тех, кто не понимает такой роли ядерного оружия.

Я думаю, что крайне важно инициировать массовое, мощное общественное движение во имя сохранения ядерного щита России. Дело в том, что, когда мы призываем различных политиков, общественных и государственных деятелей, ученых и других людей прислушаться к нашим доводам, когда мы просим СМИ объективно освещать нашу работу, это далеко не всегда приносит какие-то результаты. Быть может, надо поставить вопрос или провести новые слушания, с тем, чтобы создать комитет по формированию широкого общественного движения по аналогии с движением борцов за мир. Нужно создать народное движение за спасение и сохранение российского ядерного оружия. Я не утверждаю, что эта формула окончательная, но идея такова.

Илькаев Радий Иванович

Ну, очень крепкое, конечно, предложение. Давайте мы попробуем пока поработать в стиле наших сегодняшних слушаний, а если у нас ничего не получится в ближайшие несколько месяцев, тогда, наверное, надо будет еще раз собираться и принимать то решение, о котором вы говорите создавать общество по спасению.

Я думаю, однако, что пока такие предложения слишком радикальны. Дело в том, что мы с вами и не ставили такой масштабной задачи, а ставили пока что весьма ограниченную цель. Ядерный комплекс, щит России в опасности. И мы собрались для того, чтобы открыто и гласно сказать об этом народу, правительству, Президенту. Более серьезных задач для этой встречи мы не ставили, потому что если их ставить, то нужно подготовить более серьезные доклады, выслушать всех, и не за один день. Я думаю, что это нужно будет сделать, и мы обязательно это сделаем, но в другое время, позже, если сегодняшние наши усилия не принесут результатов.

Иерей Константин Татаринцев

Среди нас много специалистов, которые являются участниками Собора. У меня предложение, чтобы все, кто разделяет идеи итогового документа, могли бы его подписать с указанием своих должностей и званий.

Илькаев Радий Иванович

Отец Константин, мы думали на эту тему. Мы тоже хотели сначала, чтобы были подписи, в том числе владыки Кирилла, но потом мы поняли, что лучше это будет именно соборный документ, который аккумулировал по существу опыт и мнение огромного количества людей, заведомо больше на порядки, чем находится сейчас в этом зале. Например, у нас в ядерном центре работает 20 тысяч народу. Сотни тысяч людей трудятся в Челябинске-70, других ядерных центрах, у военных и так далее. Я думаю, что подавляющее большинство из них будет с нами согласно. Иначе мы этот дух соборности можем потерять.

| Оглавление |