Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Православный? Сожги чучело!

17 февраля 2015 года

Наступила масленичная неделя. Впереди Великий пост, а пока... блины, катание с горок, песни, горящее чучело... Стоп! Какое еще чучело?! Это что за языческие пережитки! Долой! Однако, зрелищно, детям нравится, традиция...

Везде и всюду проповедь христианства встречалась с укоренившимися языческими (т. е. народными, по-старославянски «народ» — «язык») традициями. В книге Деяний святых апостолов мы видим, как апостол язычников — св. Павел, прогуливаясь по Афинам и видя множество идолов, «возмутился духом». Однако свою проповедь в ареопаге он начинает не гневной обличительной речью, но хвалит афинян за то, что они «как бы особо набожны», и что осматривая местные святыни, он обнаружил жертвенник «неведомому Богу», и вот, «Сего то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Во многих странах языческие праздники и традиции переосмысливались, а не искоренялись, использовались как повод для проповеди. Вы поклоняетесь солнцу — но это лишь прообраз истинного Солнца правды — Христа. Праздник урожая и плодородия замещался в сознании праздником Богородицы, родившей нам «истинный Хлеб живота», день Ярилы (Юрилы) — Юрьев день — днем святого Георгия. Так же храмы и монастыри нередко возводили в местах поклонения языческих культов. Как малая закваска, преобразующая огромную массу теста, проповедь Евангелия постепенно меняла жизнь и культуру людей. Постепенно и ненасильственно — как эволюция, а не революция.

Поэтому, я думаю, что вопросы о сохранившихся языческих традициях стоит решать так же — в русле православной традиции миссионерства, не запрещая, но преображая их. Однако для себя надо четко понять, что нет общения у света с тьмой. Отвечая как-то на вопрос о совместимости жизни христианина и масленичных языческих традиций, которые «на самом деле ничего не значат», диакон Андрей Кураев предложил представить такую ситуацию: вы приводите любимую девушку домой, а потом достаете из шкафа фотографии «своих бывших» и развешиваете на стены. А возлюбленной говорите, что это просто так, на самом деле они для вас ничего не значат, но пусть пока повисят.

Но вернемся к чучелу... Что стоит за этим древним обрядом? Жажда тепла, преображения, обновления, свободы от ветхого, ненужного, ложного, формального... Желание победить смерть, ведь образ зимы у древних славян (костяк или кощей, мороз, трескун и пр.) — образ смерти.

Но православные христиане почти уже две тысячи лет знают, как это все сделать по-настоящему! Важно правильно приготовить чучело. Для начала нужно взять бумагу и ручку, заглянуть в себя и обнаружить там кучу всякой ветоши и хлама. Старые грязные тряпки, никому не нужные побрякушки, мятые бумажные маски... В общем, много такого, от чего бы мы охотно избавились.

Почитаем Евангелие. И тогда станет понятно, что Образ, по которому создан человек, Образ, который есть в нас, мы превратили в чучело... Потом надо собрать в кучу все это отрепье и прийти с ним в храм на исповедь. Там батюшка поможет доделать чучело и насадить его на палку. А потом, жги это чучело без сожаления! Жги явно бумажку с грехами, а неявно — попали огнем невидимым в Таинстве Причастия. «Гори-гори ясно, чтобы не погасло!» Чтобы не угас в нас огонек Веры и Любви Христовой, проводниками которой мы все призваны быть! «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Время для изготовления чучела у нас еще есть, ведь впереди целых 49 дней строгого Поста. Всего лишь семь недель, что бы хоть что-то исправить.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Алексей Голубев, катехизатор, преподаватель воскресной школы

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.