Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Зачем христианину Ветхий Завет

3 декабря 2015 года

Поводом к написанию этой статьи стало явление, которое порой проскальзывает в православной среде. Оно заключается в пренебрежительном или негативном отношении к Ветхому Завету.

 «Я этого не понимаю», «нам это не нужно», «мы выше этого», — говорят порой люди. На это, конечно, есть справедливые возражения (Ветхий Завет является канонической частью Библии), но они носят формальный характер, и люди их к себе лично не применяют. Поэтому хотелось бы ответить по существу: зачем нужен Ветхий Завет нам, христианам, всем вместе и каждому по отдельности.

Спасаемся. От чего?

Первое, что волнует христианина — это спасение. Христос для нас — Спаситель. Вопрос в том, от чего Он пришел нас спасать, и куда Он нас выводит от погибели?

Мы ищем спасения от греха и смерти в царстве Отца Небесного. Но что такое грех, как человек стал смертным, и кто такой Отец Небесный? Это невозможно понять, если не знать о сотворении мира, грехопадении Адама, трагедии Каина и Авеля, истории Великого потопа, Ноя, Авраама и Израиля, праведного Иова и пророка Илии. А все это написано именно в книгах Ветхого Завета. Без опоры на Ветхий Завет Евангелие просто повисает в воздухе, становится абстрактным и непонятным. А без ответа на вопросы «от чего спасаемся» и «куда идем» становится невозможным и само Спасение.

Первая молитва христианина, данная нам Христом — это «Отче наш» (Матф. 6:9-13). О почитании Отца, как необходимом условии спасения Христос говорил прямо: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21). Так кто же этот Отец, которому призывает молиться и поклоняться Христос? Это Бог Авраама, Исаака и Иакова, Творец мира. Как же можно пренебрегать Ветхим Заветом, если сам Христос заповедал нам почитать Отца Небесного, о котором повествует нам именно Ветхий Завет?

Мы и праведность фарисеев

В Нагорной проповеди Христос говорит о недопустимости пренебрежения Ветхим Заветом: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф. 5:17-20).

Христос не отрицает «закон и пророков», но поднимает этот закон на новую высоту, усиливает его. Вот пример из Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Матф. 5:21-22). Евангелие задает нам более высокую планку. Но нельзя достичь новой высоты, пока не достиг предыдущей. Поэтому Евангелие никак не отменяет ветхозаветной праведности, до которой нам еще расти и расти.

Один из аргументов, который приводят люди, обосновывая свое неприятие Ветхого Завета, сводится к тому, что «мы его переросли». Дескать, это «детоводитель ко Христу», а мы уже не дети. По-моему, это глубокая ошибка. Во-первых, не надо забывать слова самого Христа «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф. 18:3), а потому «детоводитель» нужен нам всем, детям Божиим. Во-вторых, в словах «мы его переросли» слышится фарисейское высокомерие – но часто, увы, без фарисейских добродетелей. Неужели можно всерьез говорить о том, что мы, как народ, «превзошли в праведности книжников и фарисеев»? Разве можем мы сказать, что нет в нашем народе идолопоклонства (вторая из десяти заповедей Моисея)? Разве мы и наши ближние не поклоняемся идолам богатства, успеха, моды, науки, сомнительных авторитетов? Все мы знаем, что это есть среди нас. Иначе мы бы не слушали рекламу с призывами «брать от жизни все».

Но, может быть, мы соблюдаем седьмую заповедь – «Не прелюбодействуй»? Нет, у нас, по статистическим данным (www.demoscope.ru) распадается более половины браков, и около четверти детей рождается вне брака. А сколько повторных браков? Но ведь Христос сказал в Нагорной проповеди: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф. 5:32).

А все ли у нас хорошо с шестой заповедью – «Не убий»? Целые народы и цивилизации были уничтожены за то, что приносили человеческие жертвоприношения. Это – мерзость в глазах Господа, антипод любви, абсолютное зло. Именно за это были уничтожены народы ханаанские, и израильтяне были лишь орудием в руках Божиих. За это был уничтожен Карфаген (руками римлян), государства инков и ацтеков (кучкой испанских конкистадоров). А где же в этой системе нравственных ценностей находится сейчас русский народ-богоносец? Россия – мировой лидер по производству абортов (1 млн, по данным Росстата ). Не гордиться надо тем, что мы – православные, и у нас самая хорошая вера, а плакать оттого, что мы так оскотинились, и молить Бога, чтобы он не уничтожил Россию за наше непотребство. Наша правильная вера — не награда за мнимые заслуги, а спасительное средство, данное нам по милости Господа.

Можно ли спастись в одиночку

Кто-то возразит, а при чем тут мы? Все эти грехи совершают другие (неверующие) сограждане. Либеральная зараза – каждый сам по себе, и мы не несем вины за грехи своего народа – глубоко проникла в наше общество. Но, во-первых, это неправда. Своим молчаливым равнодушием к чужой беде мы как бы соглашаемся с творящимся злом. Во-вторых, в этом отчуждении от других есть какое-то эгоистическое злорадство — пусть все вокруг погибнут, а я один спасусь. Но разве этой равнодушной черствости учит нас христианство? Мы помним слова батюшки Серафима: «Стяжи дух мирен, и тысячи душ спасутся около тебя». Спасти свою душу и через это спасти свой народ — вот о чем говорил прп. Серафим. Он не был равнодушным наблюдателем чужих страданий, он служил Богу и людям — молитвой, примером, добрым словом и делом.

Равнодушие к ближнему (а народ — это и есть наши ближние) препятствует нашему личному спасению. Вспомните притчу об овцах и козлищах: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф. 25:34-40). Это значит, что милосердие и любовь к ближнему является непременным условием нашего личного спасения. Мы не можем высокомерно отделять себя от своего народа и надеяться на спасение. Вспомните слова Христа о наибольшей заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22:37-40).

Если не научимся любить ближнего — не спасемся и сами. И вот здесь Ветхий Завет дает нам много ярких примеров жертвенной любви и чувства ответственности за свой народ. Вспомните, как отчаянно молил Авраам Господа не губить город ради праведников: «И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:22-25). И Господь не осуждает Авраама, дерзновенно спорящего с Ним, но соглашается спасти город даже ради десяти праведников (которых, увы, в Содоме не нашлось). Такой же горячей любовью к своему народу проникнута буквально каждая история Ветхого Завета. Пророк Моисей выводит свой народ из египетского плена, праведная вдова Иудифь спасает народ от ассирийских завоевателей…

Отверг ли Бог свой народ

Неприятие Ветхого Завета часто сопровождается высокомерной неприязнью к евреям. Чувство это низкое и не душеполезное. «Они распяли Христа», – говорят иные люди, как будто мы сами не распинаем Его своими грехами снова и снова. Не о грехах народа Израиля нам надо думать, а о своих грехах и грехах нашего народа. А о судьбе евреев позаботится Господь. Апостол Павел говорил: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал» (Рим. 11:1-2).

У Господа о каждом народе есть свой замысел. А нам лучше подумать над другими словами апостола Павла: «Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим. 11:20). А также: «Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность» (Рим. 11:11). Значит, по словам святого апостола, временное отпадение евреев дано нам не для их осуждения, но для возбуждения в нас страха Божия и ревности к вере. В этом проявляется милость Господа к нам: «Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11:30-32).

Как относиться ко злу

Для некоторых «камнем преткновения» при чтении Ветхого Завета становятся жестокости и беззакония, которые там творят порочные люди. Да, Ветхий Завет поразительно честен и суров, там нет и следа слащавой елейности. И в этом нам тоже урок. Чего мы хотим: жить и бороться со злом в реальном мире, где людей сжигают заживо и бомбят города и села, или по-страусиному зарыть голову в песок и жить в «башне из слоновой кости» в то время как зло творится вокруг? Древний мир был жесток как и современный нам мир. Но Ветхий Завет дает много примеров того, как люди сохраняли праведность и верность Господу в самых тяжелых условиях. Еврейский народ отчаянно боролся за жизнь в условиях внешнего давления враждебного языческого окружения. Он был силен, когда хранил праведность и верность Богу, и бедствовал, когда развращался примером язычников. Разве это не урок нам, ныне живущим? Надо только вдумчиво и внимательно читать текст повествования, а не вырывать отдельные эпизоды из контекста. Ветхий Завет учит нас предельной честности перед своей совестью и стойкости в сопротивлении злу и соблазну.

Семейные ценности

Чему еще может научить нас Ветхий Завет? Например, правильному отношению к браку и семье. Христос благословляет брак чудом в Кане галилейской (Ин. 2:1), словами Нагорной проповеди (Матф. 5:31-32) и диалогом с фарисеями о разводе (Матф. 19:3-9), где Он прямо ссылается на Ветхий Завет: «…не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19:4-6). Однако брак и семейная жизнь все же не являются центральной темой Евангелия, посвященного совсем другой теме. Поэтому, по примеру самого Христа, нам стоит поискать ответы на вопросы, возникающие в нашей обычной семейной жизни, в примерах ветхозаветных праведников. Ветхий Завет полон поразительных историй, которые воспевают супружескую любовь и верность. Как трогательна история любви Авраама к своей жене Сарре (Быт. 12-23). Как поэтична история Иакова, 14 лет работавшего даром ради любви к Рахили (Быт. 29-31). И как удивительна история любви Сарры и Товии, описанная в книге Товит.

Ветхозаветное повествование учит нас и правильному отношению к деторождению. При сотворении человека Господь дал ему заповедь: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). Ни Христос, ни апостолы, ни святые отцы Церкви никогда не отрицали этой заповеди. Апостол Павел говорил о женах: «впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:15).

Откуда же берутся у нас «духовные» статьи, в которых пишут о том, что «мы же не кролики, чтобы размножаться», выказывая пренебрежение к браку и чадородию? В современной России с ее печальной демографической ситуацией пример ветхозаветных праведников, почитающих заповедь продолжения жизни, более чем актуален.

Благодаря Ветхому Завету мы имеем также достойные примеры отношений родителей и детей. Ветхозаветные дети растут в духе почтения к отцу и матери, а родители являютcя добрыми пастырями по отношению к своим детям. В наши дни детей часто воспитывает школа и улица. А вот пример ветхозаветного родительского благословения умирающего отца: «Сын мой! когда я умру, похорони меня и не покидай матери своей; почитай ее во все дни жизни твоей, делай угодное ей и не причиняй ей огорчения. Помни, сын мой, что она много имела скорбей из-за тебя еще во время чревоношения. Когда она умрет, похорони ее подле меня в одном гробе. Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего и не желай грешить и преступать заповеди Его. Во все дни жизни твоей делай правду и не ходи путями беззакония, ибо, если ты будешь поступать по истине, в делах твоих будет успех, как у всех поступающих по правде. Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие» (Тов. 4:3-7). Каждый ли из нас, родителей, может найти такие пронзительные слова для своих детей? Да, нам есть чему поучиться у ветхозаветных праведников.

Бунт против Творца

И, наконец, последнее замечание в пользу изучения Ветхого Завета. Из истории Церкви хорошо известен прецедент, когда впервые Ветхий Завет был противопоставлен Новому. Это гностические ереси (Симон Волхв, Маркион, Василид и другие, II век н. э.). Они были самой опасной болезнью, худшей, чем внешние гонения, так как разъедали Церковь изнутри. С ними упорно боролись святые отцы Церкви (Ириней Лионский, Иустин Философ, Епифаний Кипрский и другие). Именно для борьбы с гностическими ересями собирались первые Вселенские Соборы. Гностические ересиархи (например, Маркион) отрицали Ветхий Завет, ненавидели Творение и хулили ветхозаветного Бога-Творца, противопоставляя его Христу. Характерно, что гностики также отрицали святость брака, выступали против чадородия и других ветхозаветных добродетелей. Высказывая пренебрежение к Ветхому Завету, в какой компании мы рискуем оказаться? Задумайтесь об этом.

Ветхий Завет является неотъемлемой и драгоценной частью Священного Писания, без которого нам трудно будет не только достойно прожить нашу земную жизнь, но и спасти душу. Давайте же читать Священное Писание вдумчиво и с любовью, не отвергая кажущихся нам лишними частей, в которых сокрыты драгоценные крупицы мудрости и истины.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Алексей Курякин, прихожанин храма Иоанна Предтечи

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.