Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Александр Котт: «Этот фильм не про ядерное оружие»

25 апреля 2015 года

Поделюсь впечатлениями после просмотра фильма «Испытание», который представлял режиссер А. Котт во время первого в Сарове фестиваля "Свет лучезарного ангела".

Каждый раз убеждаюсь в том, что самые трудные вопросы нам задают дети.

Мама, куда ты ходила?

На кинофестиваль «Свет лучезарного ангела».

Там показывали православное кино?

Пожалуй, нет.

Надо сказать, что на это название клюнули и наши бабушки-прихожанки в платочках. Видно, тоже решили, что будут показывать православное кино.

Тогда причем тут ангел?

Это — доброе кино.

А про что был фильм, который ты видела?

Я понимаю, что от меня ждут краткое содержание.

Жили-были люди. Они пережили войну, трудились, мечтали, любили, иногда огорчались. А потом взорвалась атомная бомба, и они умерли.

Мама, мне кажется, что этот фильм — недобрый.

Это, наверное, американцы взорвали бомбу? — приходит на помощь старшая сестра.

Что мне ответить на это? Что бомбу взорвали ученые Ядерного центра — того самого, где наш папа работает? Конечно, я так не скажу. Приходится прибегнуть к уловке.

Дети, это был показ для взрослых, 16+. Маленьким понять трудно....

А на самом деле, и не маленьким — тоже. Режиссер Александр Котт перед просмотром предупредил зрителей, что несмотря на то, что в фильме показан ядерный взрыв, первые испытания 1949 года, это кино — не об испытаниях, а о людях, которые там жили. Тогда еще плохо понимали о последствиях взрыва, и меры защиты были недостаточны. Надо сказать, что зрители тепло приняли фильм, благодарили режиссера за него и, отдельно, за фильм «Брестская крепость».

Режиссер в первую очередь ставил перед собой художественную задачу: показать историю, чтобы ее поняли без слов, сопереживая героям. Он рассказал, что фильм в отличие от обычного полнометражного кино снимался и монтировался не по эпизодам, а по отдельным кадрам. Ювелирная работа. Также он отметил, что кино не рассчитано на большой прокат.

Почему же художника взволновала эта тема? А. Котт: «Мы живем, чувствуем, переживаем, но все это ничто по сравнению с тем, что однажды перед нами может возникнуть не конкретно этот ядерный взрыв, но нечто, что мы сами создали, и оно нас уничтожит. Я попытался представить, что чувствует человек, когда перед ним вырастает это завораживающее зрелище — взрыв. Конечно, я очень рад, что сейчас запрещены испытания, и все это моделируется математическим образом».

Конечно, восприятие такого фильма в Сарове — особенное. Нам трудно согласиться с трактовкой режиссера, который показывает испытание РДС-1 на Семипалатинском полигоне, как техногенную катастрофу. Это для зрителей любого другого города — что испытание первой советской атомной бомбы, что хищническая добыча и разлив нефти в мировом океане, что авария на Фукусиме — все едино. А тут живут разработчики ядерного оружия, которое после Великой Победы обеспечило в нашей стране относительно мирную жизнь и, в отличие от американского ЯО, никогда не применялось против мирного населения. Причем сотрудники Ядерного центра еще не забыли, какому шельмованию подвергались они и созданное ими оружие в 1990-е годы.

А. Котту был задан вопрос о том, насколько правомерна демонизация ядерного оружия? Александр Константинович ответил, что преклоняется перед подвигом ученых и ничего такого не имел в виду. Решая художественные задачи, он об этом не подумал. Не подумал, что культура находится на передовой в навязанной нам идеологической и информационной войне. А. Котт: «Мне кажется, что человек не вправе менять устоявшийся порядок в природе. Поэтому в последних кадрах солнце взошло, посмотрело на нас и опять зашло. Можно обойтись без насилия над природой».

Режиссер — талантливый и располагающий к себе человек. Но что он думал в процессе создания картины, на самом деле, не так уж важно. Конечный продукт — фильм — отделяется от своего творца и начинает жить самостоятельной жизнью. С этой точки зрения можно выделить плюсы и минусы.

Итак, плюсы. Во-первых, это — потрясающе красивое кино. Его немота учит зрителя вглядываться в детали, считывать символы, видеть окружающий мир, внутреннюю красоту людей и отношений между ними. Это действует очищающе и отрезвляюще на тех, кто тонет в информационном шуме. Высокое кино для эстетов. В фильме показаны сильные, цельные люди, патриархальный уклад казахской семьи. Очень тронули кадры, где дочь моет ноги уставшему отцу, заботится о нем.

И минусы. Фильм искажает историческую канву, потому что не говорит всей правды. И не способствует дружбе народов. Тема Семипалатинского полигона и радиоактивного загрязнения является болезненной для становления отношений между Россией и Казахстаном, а это — наш основной партнер по Таможенному союзу. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Но надо стараться прогнозировать. Даже если в фильме нет ни одного слова.

Директор Художественной галереи Ольга Ватулина считает, что фильмы на вечерних показах могут быть неоднозначны, и это — нормально. Они рассчитаны на думающего зрителя, который может высказать разные точки зрения. Главное, что возник предмет для глубокого разговора, и это — ценно. А огромный интерес горожан, молодежь в зале и аншлаги каждый день говорят о том, что Сарову очень не хватает такой дискуссионной площадки. Даже детские мастер-классы вместо 45 минут шли по три часа. Фильмы для показа были отобраны в Москве.

О. Ватулиной понравилось, что «фестивальные работы ставят больше вопросов, чем дают ответов на них. Они заставляют остановиться и задуматься. Это не пропаганда, а кино о вечных ценностях. Поэтому у этого фестиваля в Сарове хорошее будущее».

 





Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.