Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Нет худа без добра

2 октября 2010 года


Прочитав размышления Татьяны Лепиховой, мамы двоих детей, я первым делом порадовалась за нее. Наконец-то она нашла то, что искала. Действительно, Православная гимназия отличается от прочих школ города тем, что изначально декларирует воспитание детей в духе православных ценностей. А в обычной школе каждый учитель воспитывает на свой манер, даже если, возможно, не придает этому значения. Например, в одной и той же школе учитель-словесник считает, что «задача учителя – обогащать человека с детских лет благороднейшими и возвышенными мыслями, заложенными в русской литературе с ее общечеловеческой составляющей», а другой, не менее достойный учитель-математик учит ребят: «Запомните хорошенько, в жизни - каждый сам за себя»…

Учителя – разные, но я бы не стала идеализировать «мое советское детство». И тогда они были разными точно так же, как и сейчас. Были учителя от Бога, Учителя с большой буквы и учителя так себе. И в любой другой профессии дело обстоит точно так же. Если же сравнивать не учителей, а в целом нынешнюю систему образования с той, что была в нашем советском детстве, то, на мой взгляд, самое главное отличие – это коммунистическая идеология, которой тогда было пропитано все. Эта идеология стремилась свести роль семьи  в воспитательном процессе к нулю. К счастью, семья устояла…

Когда мой ребенок проходил по внеклассному чтению книжку «Четвертая высота», которую я очень любила в детстве, я перечитала ее «взрослыми глазами». И увидела, что главная мысль этой книжки в том, что Героя Советского Союза Гулю Королеву воспитало советское общество. Там описано, что девочка росла, по сути, без семьи. Папа – в одном городе, мама – в другом. И она их видела эпизодически. Например, даже живя рядом, родная мама узнала, что Гуля Королева занимается прыжками в воду с вышки только тогда, когда дочка выиграла крупные соревнования. В книге показано, какой Гуля была волевой и самостоятельной с малых лет. А что ей, бедной, оставалось делать?

Татьяна Лепихова считает, что беда современной российской системы образования в том, что она ни на что не нацелена, где все – сами по себе и никому ни до кого нет дела. Может и так, но меня устраивает то, что современная система образования не претендует на роль семьи в деле воспитания ребенка. Сегодня я могу воспитывать своих детей так, как я считаю нужным – в православном духе. А раньше за такое крепко били по рукам. Вообще, в моем советском детстве родители не имели возможности заниматься детьми. С года (а еще раньше – с двух месяцев) ребенка сдавали в ясли, мать выходила на работу. Ребенка с двухмесячного возраста воспитывало общество. Ясли – сад – школа – продленка - летние лагеря  по 2-3 месяца. В общем, «за детство счастливое наше спасибо, родная страна».

Татьяна Лепихова пишет о том,  что сейчас изменились учителя, которые не болеют душой за каждого ученика; изменились дети, которые не хотят учиться, предпочитая проводить время в праздности и развлечениях. А родители не очень-то разбираются в воспитании «привычно кивая на школу и убегая на очередную подработку, чтобы обеспечить любимому чаду материальное благополучие». Вот такая безрадостная картина получается – порождение новой идеологии потребления, в которой единственный просвет – Православная гимназия…

Но нет худа без добра. И добро я здесь вижу в том, что возросла роль семьи в воспитании детей. Мне кажется естественным, чтобы ребенок слышал первые молитвы в семье. Чтобы впитывал благочестие с молоком матери, а не на уроках с соответствующим названием. Я не вижу беды в том, чтобы ребенок из православной семьи ходил в школу, окруженный неверующими детьми и учителями. Надо же ему учиться жить в обществе, которое, по преимуществу, состоит из людей неверующих. Это сложно, но как иначе ему учиться быть христианином? В обычной школе такому ребенку нужно научиться «не прогибаться под изменчивый мир» и, в то же время, не выставлять своих принципов напоказ. Не вести себя демонстративно, противопоставляя всем прочим, научиться не осуждать, не смотреть свысока на неверующих одноклассников, а уметь поддерживать с ними добрые отношения. Стараться жить по заповедям самому, не требуя этого от окружающих. Одним словом, любить своих одноклассников, не разделяя при этом их заблуждений и вредных увлечений. В школе постоянно испытывается, чего стоит твоя вера, это – суровая школа жизни. Как сказал об этом мой сын спустя несколько лет после окончания школы: «Я получил хорошую закалку. Теперь мне в жизни ничего не страшно»...

Чтобы читающим эту статью тоже было не так страшно, скажу, что по моему опыту еще лет 10 тому назад отношение к верующим было более нетерпимым. Детей дразнили и обижали на этой почве. Теперь откровенных гонений нет, зато на первый план вышли более тонкие искушения: мода, круг интересов, навороченные сотовые телефоны, - то, что пользуется популярностью в подростковой среде. Когда дети в классе обсуждают очередной сериал, ребенок из православной семьи чувствует себя белой вороной. Но я не вижу в этом трагедии. Если у ребенка хорошие, доверительные отношения с родителями, если у него есть друзья вне класса и внешкольные увлечения (кружки, секции и т. д.), то он понимает, что школьная жизнь – это только часть жизни.

Если же ребенок из православной семьи имеет свойства лидера и хочет завоевать авторитет среди сверстников, ему это приходится делать другими способами, чем остальным. Например, неформально хорошей учебой. Это - когда одноклассницы, может быть, и не одобряют длину твоей юбки ниже колен, но звонят с просьбой объяснить задачку по математике или просто узнать, что задано. Это - когда одноклассники знают, что ты не смотришь ТВ, и поэтому говорить об этом с тобой бесполезно, но просят почитать книжку, о которой ты так интересно рассказал. Это – когда ты многое знаешь и умеешь, но не гордишься этим, а охотно делишься с другими. В обычной школе  испытывается живая вера ребенка, а не теоретические вероучительные знания. Хотя и эти знания необходимы, чтобы чувствовать себя уверенней, уметь ответить вопрошающим. Такие вопросы время от времени возникают, поэтому приходится быть к ним готовым. Может быть кто-то, прочитав эти строчки, скептически усмехнется. Дескать, слишком многого хотят от детей. Наверное, это так. Я много даю своим детям, и многого хочу от них…

А еще меня пугает, когда у юного всезнайки «Закон Божий» отскакивает от зубов, но он хамит, подличает, ябедничает, задается и т. п. Я опасаюсь, когда Божественные истины «замыливаются» от частого применения. Когда дети правильно говорят, но уже бесчувственны к этому. Сохрани Бог от этого наших детей. Как бы их не перекормить Православием, чтобы не вызвать рвотный рефлекс...

Мне нравятся детские рассказы В. Осеевой, притчи в христианском духе, где Бог не упоминается вообще. Не упоминается всуе. Они были написаны в советское атеистическое время, но автор сумел донести до маленького читателя христианское мироощущение. Какой разительный контраст творчества Осеевой и современных псевдоправославных слащавых произведений для детей, где благочестивые зверушки молятся, читают проповеди или помогают людям встретить Пасху. Я такие книжки своим детям не покупаю. Это – пустышки, форма без содержания. Как бы и наши дети не выросли такими пустышками, которые на словах хвалят Господа, а сердце их отстоит далече.

Я – сторонник религиозного воспитания в семье. На родителей Господь возложил воспитание детей, с них Он и спросит. Даже самое лучшее учебное заведение не снимает с родителей их ответственности. Если же сами родители не работают над собой, не стараются жить по–православному, наивно полагать, что в Православной гимназии ребенка научат этому и решат все проблемы его воспитания.

Но я ни в коем случае не хочу противопоставлять воспитание семейное и школьное. Ведь в идеале они должны идти рука об руку. Поэтому большое благо, что в Сарове появилась Православная гимназия. Для кого-то учеба ребенка в гимназии, может, станет первым шагом к воцерковлению. И вообще, для того, чтобы с православными в обществе считались, мы должны быть активными. Должны оттаптывать жизненное пространство для себя и своих детей. На Православную гимназию обращены взоры педагогического сообщества светских школ.  Многие учителя симпатизируют православному подходу к воспитанию, но, по инерции, может, пока не решаются что-то менять. Но уже задумываются об этом. Православная гимназия ломает привычные стереотипы, предлагает альтернативный вариант воспитания. И это – замечательно. Дай Бог, чтобы маленькие гимназисты выросли и оправдали возложенные на них надежды. Это будет лучшей рекламой православному учебному заведению. Это может реально изменить к лучшему обстановку и в других школах города.

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст - М.Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.