Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Цифровизация образования: взгляд родителей через призму законодательства

12 апреля 2021 года

Газета «Православный Саров» в № 2(207) от 5.02.2021 опубликовала интервью с первым заместителем директора городского Департамента образования В. Г. Мухиным под названием: «Цифровая образовательная среда: как это понимают в Сарове». В ответ активисты группы «Родительская общественность г. Сарова» https://vk.com/public201068758 поделились своей точкой зрения, которая сформировалась на основании изучения федеральных документов.

Внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) в школах идет полным ходом не первый год. Но события 2020 года сподвигли ускорить экспериментальные процессы. В частности, эпидемиологическая обстановка позволила перевести школьников на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий.

Результаты такого обучения не могли не сказаться на успеваемости школьников, на их здоровье и желании учиться. Качество образования снизилось, физическое и психическое здоровье детей пошатнулось (что подтверждено научными исследованиями доктора медицинских наук, профессора, член-корреспондента РАН и РАМН В. Р. Кучмы) и родители забили тревогу.

Это дало толчок тому, что родительская общественность по всей стране стала создавать сообщества, где неравнодушные родители делятся мнениями и результатами изучения и анализа законов, нормативных документов в части образования, пишут запросы в министерства и ведомства, высказывают протесты против принятия поправок в Закон «Об образовании», которые бы позволили узаконить дистанционку.

Чиновники от образования утверждают, что цифровая образовательная среда это — «оснащение образовательных организаций современной техникой и технологиями». Об этом же говорит в интервью и В. Г. Мухин. По его словам, «действующий федеральный проект ЦОС подразумевает насыщение среды общеобразовательных организаций техникой, которая позволяет создать т. н. цифровизацию школы». И далее он перечисляет сколько, какой техники и для кого она была закуплена. Но неужели чтобы насыщать школы оргтехникой, нужно городить целую среду и проводить эксперимент над детьми? В своем интервью Владислав Геннадьевич также затронул такие вопросы, как дистанционное обучение, сбор персональных данных, новые СанПиНы, нехватку учителей и др.

Мы относимся к тем родителям, которые стараются внимательно читать федеральные документы и законы, несмотря на канцелярский язык. Думается, что писать так, чтобы никто ничего не понял это – целое искусство и задача. Не удивимся, если для этого работают целые институты. Мы, например, изучили Постановление Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 и Приказ Министерства просвещения РФ № 649 от 02.12.2019, которые в этой статье будем цитировать.

Владислав Геннадьевич предлагает развести такие важные документы, как проект Приказа Минпросвещения и Минцифры РФ «Об утверждении стандарта «Цифровая школа» и федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Но как можно развести их, если один федеральный документ вытекает из другого? Для нас, родителей, очевидно, что это звенья одной цепи.

Так, в Приказе № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» черным по белому написано о том, что оснащение техникой школ это — одно из средств достижения цели ЦОС. А целью ЦОС, в соответствии с пунктом 2.1 является «обеспечение предоставления равного доступа к информационным системам и ресурсам (ИСиР) платформы ЦОС участникам отношений в сфере образования, поставщикам цифрового образовательного контента и потребителям цифрового образовательного контента». Также, пункт 1.4 говорит о том, что «внедрение Целевой модели ЦОС осуществляется в рамках проведения эксперимента по внедрению федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС (далее — платформа ЦОС) на основании порядка и условий проведения эксперимента…»

Таким образом, можно сделать вывод, что оснащение школ современными технологиями имеет свою конечную цель – создание единой платформы цифровой образовательной среды. При этом надо понимать, что «среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистические, что позволяет среде более динамично развиваться».

Что же такое ЦОС? Это: «совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания».

Даже из этого «бесконечного» сложноподчиненного предложения видно, что ЦОС – это не просто насыщение школы техникой, благодаря которой удастся создать «цифровизацию школы». Именно благодаря этой технике будут созданы условия для электронной формы обучения и дистанционки. В Приказе № 649 (п. 1.3.) нам объясняют, что будут использованы системы и ресурсы, предназначенные для хранения, поиска, обработки и предоставления информации и данных… То есть это не просто замена устаревших компьютеров, а целый набор разной по функционалу техники для сбора больших данных (BIG DATA). Вопрос в том, каких данных, для чего и для кого? Кто их будет собирать, кто будет оценивать наших детей?

В вышеназванных федеральных документах в принципе есть ответы на все эти вопросы. Считаем, что думающий родитель сам в состоянии докопаться до сути. Заявленную в Приказе № 649 цель внедрения ЦОС мы уже упоминали выше, а теперь давайте посмотрим, как прописаны задачи ЦОС. Среди них: обеспечение образовательных организаций высокоскоростным интернетом; развитие технологий и решений за счет автоматизации процессов; развитие технологий анализа больших данных с возможностью представлять отчеты в режиме реального времени и корреляцией событий участников ЦОС.

Надо ли при этом говорить о вреде СВЧ-излучения, которому будут подвергаться наши дети после установки в школах множества точек Wi-Fi?

Далее в п. 3.2. разъясняют, что в отчетах будет содержаться «информация о физическом или юридическом лице в электронной форме, представленная в рамках его участия в образовательном процессе, включающая биометрические данные, видео- и аудиозаписи, хронологию взаимодействия с другими участниками отношений в сфере образования и информацию о таком взаимодействии, в т. ч. о результатах обучения, полученных квалификациях, о трудоустройстве и профессиональной деятельности…»

Справедливости ради отметим, что нам обещают все эти данные использовать в соответствии с законодательством о защите персональных данных. Однако дальше перечислены поставщики этих данных, это: федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, подведомственные им федеральные, региональные и муниципальные организации и это далеко не полный список. Все они, находящиеся в информационной системе ЦОС, а также системах и ресурсах, созданных за счет средств бюджета РФ, обеспечивают доступ к данным участников ЦОС (п. 3.3.). Возникают сомнения, что наши персональные данные достаточно защищены.

Отдельного внимания заслуживают Постановление Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 и Положение к Постановлению о проведении на территории отдельных субъектов РФ эксперимента по внедрению ЦОС. Эти документы мы тоже предлагаем изучить родителям. Скажем лишь несколько слов.

Согласно словарю, эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) это — процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории. Иными словами, Правительство решило поставить опыт над детьми, и нижегородским детям посчастливилось попасть в число «избранных»? Такой мелочью, как статья 21 Конституции РФ пп.1 и 2 можно пренебречь?

«Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (ст. 21, п. 1). «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам» (ст. 21, п. 2). Вопрос: как с этим быть? На каком основании из наших детей собираются сделать «подопытных кроликов»? Заметьте, согласно Постановлению эксперимент уже идет с 10.12.2020 до 31.12.2022.

В рамках проекта Приказа «Об утверждении стандарта «Цифровая школа», предполагается оснащение школ современной техникой и технологиями, в т. ч. и системой видеоаналитики, которая позволяла бы в круглосуточном режиме осуществлять мониторинг образовательного процесса, а также осуществлять распознавание лиц, фиксировать количество вошедших и вышедших, контролировать оставленные предметы, скопление людей, дым и огонь. А одним из требований к техническим характеристикам камер (стр. 16), является наличие дополнительного типа идентификаций по эмоциям (радостный, нейтральный, сердитый, грустный). При создании системы видеоаналитики могут быть реализованы интеграции с федеральной информационной системой биометрических учетов МВД России для поиска преступников и подозреваемых, системами 112 и «Безопасный город» (стр. 11 проекта Приказа).

Таким образом, изучив и проанализировав официальные нормативные документы и проекты документов, можно сделать вывод, что ЦОС нацелена на то, чтобы все данные наших детей (персональные, биометрические и т. н. «цифровая биография») были сведены в одну ЕДИНУЮ БАЗУ данных.

Встает вопрос, на каких платформах (российских или иностранных) предполагается хранить все данные о российских детях? Кто будет отвечать за сохранность этих данных? Кто будет нести ответственность за наполнение и качество образовательного контента? Где гарантии, что «цифровую биографию» нельзя испортить, улучшить, либо вообще удалить в чьих-то целях и интересах?

Теперь вы понимаете, почему множество родителей в большинстве регионов нашей страны возмущены и бьют тревогу? Во-первых, потому, что дети без нашего на то согласия и в нарушение конституционных прав, невольно стали или могут стать участниками эксперимента, последствия которого не изучены. Во–вторых, мы, родители, не согласны с тем, чтобы все данные о наших детях, т. н. «цифровая биография» была сконцентрирована в единой базе.

Разобрать все пункты и аспекты федеральных документов в рамках одной публикации очень сложно. Поэтому сегодня мы рассказали о ЦОС. Рекомендуем всем родителям ознакомиться с вышеупомянутыми документами и проанализировать их.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Коллективное письмо группы родителей г. Сарова

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.