Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

От Серафимовских чтений к Серафимовским дням

5 декабря 2011 года

В середине ноября стартовала подготовка ко вторым детским Серафимовским чтениям. А на днях редакция сайта получила письмо от бабушки десятилетнего мальчика, которая ознакомилась с положением о чтениях высказала свои замечания и предложения.

"По школам для 1-5 классов раздали «Положение о Серафимовских детских чтениях», цель которого – пробуждение живого интереса детей к традициям, истории, святыням. Мероприятие мыслится духовным, дающим детям радость и благодать на сердце.

Будет ли участие в чтениях интересным и радостным, скажем, десятилетнему мальчишке? Итак, ему 14 января, в среду, надо идти на окраину города, почти в лес. Там в чужой школе сидеть в классе с чужими ребятами, слушать детский лепет и читать свой рассказ, написанный под диктовку бабушки. При этом жюри будет оценивать, как написано в Положении,  логичность, эмоциональность, образность изложения (для эссе и для зашиты проекта), глубину раскрытия темы, использование разнообразных источников и т.д. и т.п. Короче, все по-взрослому для деток 1-5 классов. Помнится, некоторые рассказы с прошлых чтений печатала местная газета. Увы, там столько неточностей, додумок - от них нашему школьнику никакой пользы, только путаница.  Ему же на следующий день опять надо быть на этом мероприятии, где сидеть уже в большом зале и просто слушать информацию о святынях, традициях в примитивном, большинстве своем, исполнении. Через год нашего школьника не заманишь на такие чтения никакими коврижками, а в дальнейшей жизни он станет шарахаться от всего духовного – от храмов, святынь, книг.    

Организаторы чтений могут изменить ситуацию к лучшему. Хорошую  подсказку дает простая и умная книга А.Кураева. Урок 17 курса «Основы Православной культуры»: "Зачетное занятие давайте проведем в виде праздничного проекта. Задания вы можете готовить в составе группы или индивидуально.  Проведите класс-концерт, включив в него стихотворения. Создайте инсценировку! Пригласите любезных вам зрителей".

В книге каждому уроку посвящен стих. Как известно, поэзия  – самый короткий путь к сердцам людей. Есть замечательные духовные стихи! Вот их пусть и послушают детки на Серафимовских чтениях. При этом как бы подтвердится само название мероприятия – чтения, а не писания на бумаге.

Давайте представим, как в зимние каникулы  ежегодные Серафимовские детские художественные! чтения проходят в центре города, в красивом зале Молодежного центра. На сцене идет настоящее театральное представление. В новое Положение о чтениях можно внести возможность выступать группами более 3-х человек, в костюмах и с фото-презентациями. Например, представим себе, что один класс читает стихи о Сарове, а на экране показывают виды города, другой - о колокольне, и на экране – детские рисунки. Несколько школьников, переодевшись паломниками, стихами передают свои эмоции от встречи с  батюшкой Серафимом, а на экране – житийные картинки старца. Ребята из класса нашего школьника показывают сценки по эпизодам поэмы М.Волошина «Святой Серафим». Сам десятилетка, изображая мужичка, ведает о чуде - как ему помог монах найти украденную лошадь. Все гениальное просто. А главное, наш герой поймет, что в любой беде за помощью можно обратиться к батюшке Серафиму, и он обязательно даст хороший совет. (Это когда в голове как бы сами рождаются светлые мысли, идеи. То, что эта помощь идет именно от Бога, десятилетка узнает в конце 4-го классе, когда будет изучать «Основы Православной культуры». В книге курса дана простая информация о духовном, невидимом мире. Эти знания никому в жизни еще не помешали, даже наоборот).

Еще Положение можно дополнить новым мероприятием - провести в школах 15 января на уроках литературы Серафимовский час. Пусть школьники пишут сочинения по темам нынешнего Положения. Ребятам будет над чем поразмыслить, если они на зимних  каникулах специально сходят на экскурсию по монастырской площади, в ядерный музей. Жаль, что в этом музее проводят экскурсии только старшеклассникам, мол, они знают физику . Но есть еще история, традиции, патриотизм  - об этом можно и нужно говорить детям любого возраста. Так делают в подобном музее г. Трехгорный - необходимо приводить и детсадовцев, и школьников. Они должны видеть, над чем трудились и трудятся их деды, отцы, и с малых лет гордиться своим градообразующим предприятием.  (Атомпресса №907)

А пока в этом году участие нашего школьника в Серафимовских чтениях зависит от бабушки и образности ее изложения (для эссе и для зашиты проекта)".

Л.Литвинова

 

Прокомментировать  это письмо мы попросили директора Саровской православной гимназии Наталию Владиславовну Суздальцеву:

- Автор письма, по-видимому, не был на прошлых чтениях. А не поварившись в творческой атмосфере чтений, трудно составить о них себе представление. Что касается формы защиты, в Положении указано, что одна из номинаций – направление "Православная этика" – предполагает именно поэтическое и художественное восприятие православной традиции. Да и по двум другим направлениям – "Святыни Земли Нижегородской" и «Духовные страницы русской истории» – возможны не только доклады (хотя в положении эта форма выступления названа "эссе", то есть сделан акцент не на научность, а на субъективное размышление на выбранную тему), но и литературные композиции. В Положении подчеркивается, что работа может быть представлена как одним человеком, так и группой. Каждый выбирает то, что хочет, по своим возможностям.

Если бабушка и внук будут работать вместе и напишут свой доклад, это может стать началом их дальнейшего соработничества, ведь чтения будут проходить каждый год. Тут уже многое зависит от бабушки - удастся ли ей «зажечь» внука этой тематикой.

На чтениях звучат не только доклады, но дети защищают (то есть просто рассказывают о замысле проекта) свои рисунки, поделки, макеты храмов, – иными словами они демонстрируют свое творчество. Но у кого-то и логический склад ума, и речь хорошая, поэтому такой ребенок вполне может представить доклад или даже маленькое исследование. В критериях оценки написано, что жюри оценивает "логичность (для защиты проекта) или эмоциональность, образность изложения (для эссе и для защиты проекта)". То есть «или-или». А самое главное – это личностное отношение ребенка к предмету рассказа, связь с его собственной жизнью.

Думаю, что предложенный автором письма классный час о Серафиме Саровском – очень хорошая идея, а воплотить ее в жизнь может департамент образования. Поскольку это не в компетенции ни гимназии, ни православного прихода. Например, организатором Серафимовских чтений выступает именно приход, а департамент допускает (разрешает) их провести. Так что, уважаемые родители, а также бабушки и дедушки наших младших школьников,  читайте внимательно «Положение о Серафимовских чтениях» и участвуйте в них! Ждем всех! А свои идеи по развитию Серафимовских дней направляйте в департамент образования, чтобы там понимали, что такая потребность у семей нашего города есть.


Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.