Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Аборты в Сарове

7 февраля 2012 года

Мой собеседник – Елена Николаевна Кислая, заведующая Центром женского здоровья КБ-50, сразу предупредила, что количество абортов назвать не может.

Будем считать, что в Сарове ситуация такая же, как в среднем по стране, где на сто родов приходится около 60 абортов, сделанных в государственных клиниках...

– Может быть, у нас ситуация благополучнее, чем на «большой земле», т.к. общество более консервативно, что накладывает отпечаток на воспитание детей и на нравственный климат в школах. Последнее десятилетие в Сарове число подростковых беременностей снижается, а абортов среди подростков вообще практически нет. Хотя не исключаю, что мамы, опасаясь огласки, могут вывозить девочек на операцию в платные клиники за пределы Сарова. Но в основном женщины  прерывают беременность в городе.

Среди взрослых женщин тоже снизилось количество абортов?

Да. В 2011 году в Сарове количество всех видов абортов снизилось на 30 % по сравнению с 2009 годом. Отрадно, что изменилась структура беременностей. Раньше, когда женщина рожала второго ребенка, у нее перед этим было 3-4 аборта. А сейчас большинство семейных женщин не идут на аборты. Но их делают нерожавшие, что нас тревожит больше всего. По-моему, абортов стало меньше не потому, что больше рожают, но предохраняются, используют гормональные контрацептивы, которые стали доступны.

– Но ведь они вредят женскому здоровью…

Если молодые семьи поставлены в такие условия, что им приходится выбирать между абортом и контрацепцией, то я – за контрацепцию. В 1980-е годы еще рожали «по залету», боясь делать аборт, а сейчас – не боятся. Теперь молодые женщины стремятся даже не к созданию семьи или к карьере, но желают самоутвердиться и иметь высокий уровень материального благополучия. Они приходят нарядные, с дорогими телефонами и не хотят рожать. В чем причина? Говорят: «Живу с родителями, нет отдельного жилья» или: «Не имею мужа, мы с отцом ребенка не расписаны».

Не боятся, потому что не считают аборт чем-то опасным?

Да, если раньше женщины боялись после аборта остаться бесплодными, то сейчас считают, что уровень медицины – достаточно высок. Ей объясняешь: «У тебя может больше не быть детей из-за отрицательного резус-фактора». – «Ну и что? Живут и без детей». Или говоришь про высокий риск бесплодия, а в ответ: «Тогда сделаю ЭКО (прим. – экстракорпоральное оплодотворение). Сейчас есть бесплатная федеральная программа».

– Что делается для профилактики абортов?

Мы проводим лекции для беременных о контрацепции и планировании дальнейших беременностей. Как правило, первого ребенка рожают, а вторую-третью беременности прерывают, планируя роды не ранее, чем через 5-6 лет. Когда женщина приходит к врачу после родов, с ней также обсуждается этот вопрос. В Центре женского здоровья подростковый гинеколог читает лекции для девочек, которых направляет после медосмотра в школах. 10-12-летним девочкам  рассказывают об изменениях в организме и гигиене, а более старшим, 15-16-летним, – о планировании семьи и контрацепции.

– Такие беседы проводятся по желанию родителей или в обязательном порядке?

По желанию родителей. В нашем городе на прием к гинекологу и на лекции подростки, как правило, приходят с мамами. В основном, лекции посещают те, кто уже живет половой жизнью, а это – большинство 15-16-летних. Медосмотр выявляет, кто превалирует в данном классе: девушки или женщины, имевшие уже нескольких половых партнеров. Подростки, в силу возрастных особенностей, говорят об этом, не стесняясь.

– Что изменится с введением нового закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где впервые женщине перед абортом дается время от 2 до 7 дней (на разных сроках беременности), чтобы она могла  передумать?

– В Сарове у женщины есть время подумать, ведь она не меньше недели должна сдавать анализы, проходить обследования и консультации. И в каждом кабинете врач пытается ее убедить сохранить беременность. Иногда наталкиваемся на непробиваемую стену и даже агрессию, а иногда женщина передумывает. Кстати, многие прерывают беременность по настоянию супруга. Некоторые мужья, которые намного старше жен, считают, что им поздно становиться отцами незадолго до пенсии. А часть пациенток не хочет рожать третьего ребенка из-за материальных трудностей. Я им предлагаю сходить в Управление соцзащиты, ведь не все знают, что если семья имеет статус многодетной, она получает материальную поддержку. Также, я знаю, нуждающимся помогают в церкви.

Сейчас создаются центры кризисной беременности, где поддерживают женщин в трудной ситуации. Возможна ли такая работа в нашем городе?

– Наверное, центры помощи нужны. Хотя, мне кажется, верующие люди и так беременность сохранят. И если надо выбирать между материальным достатком и ребенком, то выберут ребенка. А по-моему, ребенка надо сохранить в любой ситуации…

Недавно к нам пришла лечиться пожилая женщина, которая много лет назад привела на аборт свою 16-летнюю дочь. Тогда мне удалось ее отговорить от этого шага. Ее единственная дочь больше не имела детей. И теперь для них внучка – это свет в окне. Вспоминаю другой случай. Тогда на аборт пришла девочка 16 лет из неблагополучной семьи с уже большим сроком беременности. Ее бросил парень, она жила с пьющим отцом, без мамы, работы у нее не было. Мы ее уговаривали всей женской консультацией… Потом я часто думала, как сложилась ее жизнь? А она через пять лет пришла на прием и рассказала, что выучилась на парикмахера и зарабатывает достаточно, чтобы растить сына без мужа и даже вывозить его на отдых за границу. Как в кино…

– Прокомментируйте такой случай. Женщина становится на учет по беременности, а врач ей предлагает сделать аборт. Она должна подписать бумагу об отказе с перечнем всевозможных страшных последствий.

– Иногда беременность несет риск для здоровья и жизни матери. Существует утвержденный перечень медицинских показаний для прерывания беременности. Обычно на женщину не оказывают давления, а предлагают ознакомиться с возможными рисками. Если у нее тяжелое заболевание, то решение о прерывании беременности принимается комиссионно, врачами-специалистами после обследования в стационаре. Так мы пытаемся юридически защититься, потому что прогнозировать влияние беременности на здоровье женщинысложно. Бывают пациентки с тяжелым сахарным диабетом, с целым «букетом» заболеваний. Наша задача – проинформировать, а решение принимает сама женщина.

Но ведь существуют не только риски беременности, осложненной заболеваниями, но и риски аборта. От него тоже умирают…

– Считается, что материнская смертность от абортов – на третьем месте в структуре смертности беременных женщин. Очень много случаев, когда прерывание беременности заканчивается кровотечением или развитием тяжелой инфекции, либо потерей детородного органа – матки. Мы обо всем этом женщинам говорим, сейчас они подписывают информированное согласие, чего не было раньше.

– Планируется ли в отделении оперативной гинекологии стационара отделять пациенток, которые пришли на аборт, от тех, кто лежит на сохранении? 

– Насколько я знаю, там пытаются формировать профильные палаты для находящихся на сохранении, но иногда отделение бывает переполнено. Мы не можем полностью изолировать разные категории пациентов. Такое возможно только в частных клиниках.

– Могут ли врачи отказываться от проведения аборта?

– В наших профессиональных должностных инструкциях написано, что мы делаем операции по прерыванию нежелательной беременности. Хотя и должны разъяснять все способы предохранения и контрацепции... Врачей, которые делают аборты, не причащают в церкви. Когда я спросила у монахини: «Как быть, если перед тобой дилемма – делать аборты или уходить с работы?», она безапелляционно ответила: «Меняйте профессию». Для многих это нереально. Хотя аборт – психологический стресс для врача, независимо от его стажа. Эта операция проходит вслепую, поэтому велика возможность осложнений…

Аборт доступен, проводится под хорошим обезболиванием и бесплатно, поэтому некоторые женщины не хотят тратить средства на контрацепцию. Проблема абортов не сводится только к медицинскому аспекту. Если все врачи откажутся их делать, пустую нишу заполнит криминал. Сейчас, по крайней мере, женщина под медицинским наблюдением, ей оказывается квалифицированная помощь…

Роль Церкви я вижу в том, чтобы работать с подрастающим поколением, пытаться повлиять на ценностные установки молодежи.

Справка. «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно…

Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака… Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести…

В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь…

Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза... Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».

«Основы социальной концепции РПЦ», гл. XII «Проблемы биоэтики»

Cправка. Святейший Патриарх Кирилл в 2011 году направил руководству России предложения по поддержке семьи, материнства и детства. Он призвал сделать приоритетной задачу по сохранению беременности: сформировать сеть приютов для одиноких матерей, вывести операции по прерыванию беременности из государственной системы медицинского страхования, исключив совершение абортов на средства налогоплательщиков, создать при каждом роддоме центр кризисной беременности, в штате которого был бы профессиональный психолог.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Беседовала М.Курякина, фото автора

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.