Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Все делаем с благочестием

12 июня 2013 года

На вопросы прихожан отвечает священник Сергий Скузоваткин, помощник благочинного Саровского округа по городу Сарову.

– Можно ли после Причастия прикладываться к иконам, класть земные поклоны?

– Прикладываться к иконам можно, потому что мы Святые Дары запили теплотой, при этом хорошенько сполоснув рот, и заели просфорой. Но нужно весь день помнить о Том, Кто в тебе пребывает: не плеваться и не грызть семечки. Зубы можно почистить только вечером. Что же касается земных поклонов, действительно, есть установление, что после причащения нельзя кланяться до вечерней службы этого дня. Даже если все вокруг кладут земные поклоны, вы ради величия Причастия ограничьтесь поясными.

– Какие ограничения накладываются на женщину в «критические дни»? Одни говорят, что нельзя причащаться, другие – что даже заходить в храм, третьи – что и дома нельзя употреблять святую воду и просфору.

– Причащаться нельзя, потому что это – наша самая главная святыня. Войти в храм в нечистоте женщина может по особому благословению, если ее присутствие там необходимо. Например, если она – церковный работник или поет на клиросе. Но при этом она не прикасается к святыням. В других же случаях женщине лучше воздержаться не только от Причастия, но и от прикосновения к святыне (сюда относятся святая вода и просфора), и не входить в храм. Но можно стоять в притворе.

– Сколько времени роженица пребывает в нечистоте? Когда ей можно употреблять святую воду и просфору?

– Здесь речь идет о более высокой степени «нечистоты». Православная Церковь давно установила срок, в течение которого женщина очищается от всяких «стужений и истечений», как сказано в Требнике. Это – 40 дней. В этот период она добровольно и смиренно исполняет такое вынужденное отлучение от храма, исповеди и Причастия, от прикосновения к святыне. Она приступает к этому только после 40 дней, когда над ней священник совершит молитву об очищении.

– У нас в деревне говорили, что некрещеного ребенка не целуют. Как к этому относиться?

– Как к предрассудку. Новорожденный ребенок – хоть еще и не христианин, но тоже человек, имеющий образ Божий. Он – дитя своих родителей, и должен пользоваться всеми благами и преимуществами своего положения. Поэтому его можно целовать, дать ему имя и молиться за него в пределах дома. И, конечно, любить.

– Для чего на дорогах и трассах устанавливают поклонные кресты?

– Для того, чтобы мы, глядя на Крест – символ нашего спасения, вспоминали о Боге. В древности на дорогах ставили часовни в виде закрытого креста под двускатной крышей. Сейчас эта традиция возрождается, можно увидеть придорожные киоты в виде часовни с мозаичными иконами батюшки Серафима, свт. Николая Чудотворца. Кстати, и на могилах мы видим разновидности того же поклонного креста или часовни.

Внешние знаки крестного изображения на пересечениях дорог и при въезде в населенные пункты нужны, чтобы путешествующий человек сопровождал молитвой этапы своего пути. Если люди будут помнить о Боге, то они будут внимательней на дорогах, станет меньше аварий и человеческих жертв.

– Что делать, если заплесневел артос?

– Если нет возможности его употребить, то надо сжечь в благочестном месте: в печке, бане и т. п., но делать это не одновременно с поджогом дров для шашлыка, а отдельно и благоговейно, без мысли об извлечении какой-то практической пользы. Золу можно выгрести и положить под дерево.

– Почему священники «тыкают»? Меня коробит от этого. Хотя я – пожилой человек и гожусь многим из них в матери, никакая я им не «мать» и не «бабушка». За многие годы работы в школе я привыкла к обращению по имени-отчеству. Неужели свое человеческое достоинство нужно оставить за порогом церкви?

– Я считаю, что человеческое достоинство и культурный багаж не мешают быть в Церкви. Сам я не «тыкаю», поэтому мне сложно ответить на этот вопрос. Бывает, правда, когда с человеком надо говорить попроще или он плохо слышит, и я на исповеди, например, кричу: «Сама писала?» Допускаю, что кого-то это может обидеть. Кому-то интонация голоса священника может показаться грубоватой, священники ведь тоже разные. Поэтому одним нравится батюшка подобрей, а другим – построже. Мне кажется, что надо стараться (так же, как и в семье) быть снисходительными друг к другу.

– Некоторые прихожанки со мной здоровались, а потом перестали после того, как встречали меня в городе в брюках. Я говорю: «Здравствуйте». А они отворачиваются.

– Плохо делают. Человек должен всегда здороваться, это есть выражение его духовного здоровья. Брюки – это не повод отвернуться от сестры. Но, может быть, вы ошибаетесь? Женщины подчас думают, что все на них смотрят. Правда, и мне лично тоже не нравится, когда женщины, особенно пожилые, носят брюки. Была бабушка, а стала – кем-то несерьезным.

– Я занимаюсь спортом и раньше ходила только в брюках. С приходом в Церковь, перешла на юбки для того, чтобы иметь возможность зайти в храм по дороге с работы. Однажды у меня заболел ребенок. Я на велосипеде поехала в детскую поликлинику вызвать врача. Была одета в спортивный костюм. Зашла в храм подать записку о здравии. Там мне сказали, что если женщина носит брюки, то будет болеть по-женски онкозаболеванием. Получается, я должна отказаться от брюк не из любви к Богу, а из-за боязни заболеть раком?

– Это предупреждение сделано неуместно и, видимо, было рассчитано на человека, совсем не имеющего страха Божия. Думаю, что это сказали из чувства благоговения, но без должной рассудительности. Все мы не умеем это правильно делать. Как же быть? Из благоговения не заходить в храм в брюках? Или ради того, чтобы подать записку, войти?

Если у человека случилось что-то серьезное, и ему нужно помолиться, то в храм зайти надо, но с чувством смирения и осознания того, что ты вошел в неподобающей одежде. Нужно быть готовым к замечаниям и реагировать на них так, чтобы не продолжать конфликт. Может быть, извиниться, объяснить ситуацию. Мой опыт показывает, что, как правило, обижаются люди, которые входят в храм не с должным расположением. Как написал один человек в своем блоге: «Почему когда я захожу в храм, ко мне не относятся как в Макдональдсе?» С другой стороны, подумайте, в церковь мы приходим к Богу, а Он может действовать и через людей, которые сделали нам замечание.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.