Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Хоровое искусство объединяет

6 декабря 2013 года

Мы попросили разных людей поделиться своими впечатлениями от хорового фестиваля духовной музыки.

Елена Рогожникова, руководитель департамента культуры администрации г. Сарова:

В России узнали о нашем фестивале, стремятся приехать. К сожалению, мы не смогли всех принять, были вынуждены отказать двум коллективам. Они попросили обязательно их включить в следующий фестиваль. Радостно, что мы увидели много студенческих хоров. Тот факт, что студенты с увлечением поют духовную музыку, по-моему, говорит о некотором духовном возрождении.

Фестиваль был задуман в начале 1990-х годов. Нам хотелось сделать то, чего тогда не было в России. Мы поняли, что это – духовные песнопения. И кому как не нам, Сарову, заявить об этом? Эта музыка сложная, не известная в то время широкой публике и исполнителям. Она находилась где-то глубоко, ее пели в церкви, но не со сцены. Мне кажется, что она стала появляться и благодаря нашему фестивалю, через который прошло множество людей. Сколько разных духовных песнопений включено в программу хоров! Причем коллективы привезли новый репертуар. Во много раз выросло качество исполнения, глубина проникновения в произведения. Я была потрясена успехами хора Нижегородского педучилища им. Ушинского.

Почему мы проводим не конкурс, а именно фестиваль? Потому что любим творческие лаборатории, чтобы люди учились друг у друга. Оценить выступления бывает сложно: заболел, не в голосе. Как можно сравнивать ветеранов и молодежь? Не надо сравнивать, потому что это разъединяет, а хоровое искусство – объединяет. И название фестиваля «От сердца к сердцу» говорит о том, что поющие стремятся передать то лучшее, что у них заложено глубоко в душе. Мы рады, что фестиваль достиг высокого уровня, в этом есть и наша заслуга.  

Лилия Золотовская, регент, педагог:

– Фестиваль проходит редко, и это – долгожданное событие для любителей хоровой музыки. Раньше во всех школах и ДК были детские хоры, сейчас их количество катастрофически сократилось. А без песни человек не может жить, это – начало всех начал. Обязательно нужно петь инструменталистам, чтобы чувствовать произведение: умеешь передать его голосом, то сможешь сыграть. Не говоря уже о духовных песнопениях, которые долго были под спудом и совсем не звучали. Слава Богу, что теперь мы можем показывать людям их красоту.

Очень жаль, что в эмблему фестиваля не вошло слово «духовной». Думаю, что это бы способствовало лучшему пониманию и отбору произведений хоровыми коллективами. Но, даже если духовные песнопения составляют небольшую часть их репертуара, это уже замечательно. Для меня же эта тема очень важна, потому что я пою только в православном хоре, который участвует в богослужениях. И я рада, что самые красивые голоса звучат в наших храмах…

Что касается программы фестиваля, то, на мой взгляд, не все канонические песнопения уместны в концертном исполнении, например, «Тебе поем» или «Вкусите и видите». И как можно после этого аплодировать? К сожалению, часто исполнители подходят к этому со светской, чисто музыкальной, точки зрения, глубоко не понимая сути церковного песнопения – когда оно поется, что в этот момент происходит в церкви. Думаю, что надо стремиться глубже разобраться в этом и брать благословение священника на исполнение таких песнопений. Очень важен контекст. Если богослужебные песнопения поются вперемешку с озорными народными песнями, то мне с этим трудно внутренне согласиться… Порадовало тонкое музыкальное прочтение произведений, богатая динамическая палитра. Чувствовалось, что люди на сцене, увлечены тем, что они делают. И это, конечно, передавалось зрителям. Причем, огромный труд делается выступающими совершенно бескорыстно.

Алла Шадрина, второй регент и певчая храма Иоанна Предтечи

В целом, фестиваль оставил хорошее впечатление. Особенно порадовали признанные корифеи – хор ННГУ им. Н. Лобачевского и мужской хор МИФИ. Лично для меня открытием стал хор МФТИ, который полностью вписался в концепцию фестиваля и бережно отнесся к духовным песнопениям – именно как к молитве, а не просто красивому музыкальному произведению. Это о том, что понравилось.

Теперь о том, что не понравилось. На открытии сразу возникло противоречие. В приветственном слове глава администрации В. Димитров назвал это событие фестивалем духовной музыки, а на сцене висел банер, гласивший, что мы присутствуем на фестивале хоровой музыки. Если поверить главе администрации, то непонятен выбор репертуара некоторых хоров. Например, лично у меня недоумение и протест вызвали фривольная песенка о рогоносце (хор ДК ГАЗ, Н.Новгород); ритуальная африканская песня под аккомпанемент тамтама и маракасов, сопровождающаяся характерными движениями, смотревшимися крайне нелепо у девушек в длинных сценических платьях и мужчинах в костюмах; городской романс, заявленный как русская народная песня («Шумел камыш», вспомните, о чем там идет речь) в исполнении хора «Голоса Сарова» и т. д.

Если это был просто хоровой фестиваль, тогда такие произведения уместны. Но при этом непонятно и даже неуместно посвящение фестиваля 110-летию прославления Серафима Саровского и, тем более, приурочивание его к началу Рождественского поста.

На мой взгляд, организаторам фестиваля надо определиться с его концепцией и тщательнее отбирать исполняемые произведения.

Елена Лямина (певица, регент, педагог) считает, что на фестивале уместны разноплановые произведения: «Народная и патриотическая песня тоже входят в понятие духовности. Католические или протестантские песнопения тоже поются во время богослужения. Тексты – те же, что и у нас, если перевести, все мы – христиане. Почему бы не услышать наши молитвы на другом языке? Мы же не на службу пришли».

Константин Бахов, певчий:

– Это было действительно уникальное мероприятие, сплотившее людей в стремлении показать свои умения и отношение к выраженному в песнопении слову. Порадовали прекрасные образцы хоровой классики, чистые молодые голоса, стройное слаженное звучание, выразительное исполнение. Коллективы поражали мощью и техникой пения. Какой у них мягко льющийся полный звук, какое согласие в ансамбле, какое цепное дыхание! Я слушал как завороженный. Но при этом огорчало электронное эхо, неравномерность настройки микрофонов или их неправильное расположение. Из-за этого некоторые хоры были вынуждены перемещаться по сцене – и не всегда при этом достигался желаемый результат.

Лично у меня от увиденного остались противоречивые чувства, связанные с неоднозначностью понятия «духовная музыка». Что это такое? Всякое ли исполняемое хором духовное песнопение – таково по сути? Дело не в языке песнопения. Так, например, звучавшие «Vere lanquores nostros» (в переводе с латыни: «Со святыми упокой») или «Ave verum» Моцарта сами по себе являются духовным песнопениями. Но если поющим со сцены не удается донести до зрительного зала свое молитвенное отношение к спетому слову, то, наверное, такое исполнение не может быть признано духовным. Те зрители, которые ожидали именно молитвенного исполнения духовных песнопений, подчас оказывались разочарованными. Кроме того, непонятно, почему со сцены фестиваля, посвященного памяти прп. Серафима Саровского (тем более в дни Рождественского поста), звучали зажигательные танцевальные песни с бубнами и барабанами, хлопками и притопываниями, уместные в другое время и в другом месте. Думается, что при исполнении духовных песнопений со сцены обязательно должны даваться какие-то пояснения, а не просто анонсирование… Следующий фестиваль будет организован через три года. Есть время, чтобы все осмыслить и сделать выводы.

Алексей Криницкий, регент и певчий:

– Больше всего поражает атмосфера дружественности, приязни. Как сказала в заключение Надежда Малявина: «Публика умеет похвалить, снисходительно отнестись к каким-то ошибкам, дает стимул», а публикой были в основном сами участники фестиваля. Реклама мероприятия была явно недостаточна,  слушателей могло быть и больше. Высочайший уровень – у коллектива «Контраст», хора ННГУ и, конечно, хора МИФИ. Мне показались самыми интересными выступления хора ННГУ, а из наших – хора  старших классов ДМШ. Удивило наличие духовных произведений у таких композиторов, как: Флярковский, Крылатов, Свиридов. Были хороши русские народные песни в разных обработках, и замбийские тоже.

В субботу, в день памяти прп. Никона Радонежского и тезоименитства наместника Саровской пустыни игумена Никона на службу пришли хор МИФИ и ансамбль «Элегия», спели многолетия. А в воскресенье у иконы батюшки Серафима в храме Преподобного пели хористы МФТИ. Конечно, это радует.

Не обошлось без трудностей. Акустические условия выступления были не лучшие, что требовало дополнительных усилий. Огорчала ведущая, путавшая ударения в церковнославянских названиях произведений. Зато порадовала организация мероприятия, даже разнесение хоров по времени, чтобы накормить в кафе «Театральное». Спасибо администрации, департаменту культуры и лично Марии Васильевне Тараевой. Хотелось бы, чтобы по ходу концертов шла запись, чтобы повторно прослушать некоторые произведения.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина, фото А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.