Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Трудности воспитания

20 марта 2015 года

– Некоторые школьные учителя пугают старшеклассников и их родителей: будешь плохо учиться, пойдешь в армию. Армия ими воспринимается как крах жизненного пути, сломанная судьба… Что на это можно возразить?

Отвечает протоиерей Павел Павликов – клирик Дивеевского монастыря, помощник благочинного Саровского округа по работе с молодежью. В 2009 году создал и возглавил дивеевский православный ВПК «Град», сейчас там 35 кадетов. Юношей воспитывают в русских боевых и исторических традициях, готовят к службе в вооруженных силах.

– Обычно люди, которые сами служили в армии, так не говорят. Наоборот, благодарят армию за то, что она закаляет человека, приучает к самостоятельности. И те, кто дома воспитывались на маминых пирожках, которые подавали в постель, начинают понимать, что есть и другая жизнь. В первые полгода службы армия ломает маменькиных сынков, не привыкших к трудностям. Зато многие из них возвращались из армии настоящими мужчинами, способными не бояться трудностей и преодолевать их. Это проблема тепличного воспитания. Есть такое понятие – мужское начало. Сейчас огромное количество мальчиков воспитывается мамами и бабушками. А большинство даже положительных отцов устраняется от воспитания мальчиков, считая, что это – дело матери. И мама воспитывает из него девочку. Сколько таких мальчиков приходили к нам в ВПК «Град»! В основном они ушли, оказавшись не готовыми даже к тем трудностям, которые им предлагает военно-патриотический клуб. А что они будут делать в армии? Естественно, что такие дети в армию идти не хотят.

– В обычной жизни родители понуждают ребенка учиться, выполнять домашние обязанности. А как быть с духовной жизнью? Если ребенок не хочет вставать утром на службу, от чего-то воздерживаться, обременять себя, какие у родителей возможности повлиять на него?

Отвечает иерей Сергий Скузоваткин:

– У родителей есть только одна возможность — создать в семье среду, которая была бы для ребенка, как путеводный маяк в жизни. Если такой среды нет, и вы пытаетесь завести ребенка в церковь, как корову в стойло, толку не будет. Если в доме нет молитвы, как ребенок научится этому? В этом случае у него не будет не только такого желания, но даже потребности. Почему я говорю о сознательной вере? Потому что все внешнее (крестик, пояс «Живый в помощи...» и т. д.) может не касаться сердца человека.

Надо заставлять ребенка убирать за собой или мыть посуду, а как заставишь молиться, если сам не показываешь пример? Ведь духовная жизнь — это труд, а не развлечение, это — не мультик посмотреть. Если ребенок еще только приучается стоять на службе, договоритесь с ним заранее, сколько он пробудет в храме, и уходите только тогда, не раньше. Пусть он приучается нести ответственность за свои слова.

Все зависит от родителей. Будете духовно работать, и дети будут к вам подцепляться, как вагоны к паровозу. Ваше состояние по цепочке передается им. Конечно, бывает и так, что ребенок не интересуется тем, чем занимаются его родители. Но когда-нибудь потом, спустя годы, он к этому приходит. Я в этом убеждался много раз.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.