Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Построить личные отношения с Богом

3 июня 2015 года

На вопросы студентов Саровского Физико-технического института отвечает иерей Сергий Скузоваткин.

– Как относиться к высказыванию «на все – воля Божья»?

– Некоторые понимают эту фразу так, что человек должен смиренно принимать все, что с ним делают, подчиняться происходящему, как неизбежному фатуму. Это неправильно. Когда православные говорят эти слова, они подразумевают, что Бог это – личность, а не  слепая бездушная сила. Кстати, и в других монотеистических религиях Бог – тоже личность. И мы совершаем большую ошибку, когда пытаемся не построить личные отношения с Богом, а ищем, какую бы нам прочитать молитву для того, чтобы исцелиться или достичь желаемого. Молитва – это только средство для связи с Богом, а не самоцель. Так же как и пост. Молитва, пост, доброделание – все это разные виды благочестия, которые могут приблизить к Богу.

Когда человек может от чистого сердца сказать: «Господи, да будет воля Твоя»? Когда он понимает, что эта воля ему во благо. Когда он точно знает: «Я Тебе, Господи, доверяю. Потому что Ты мне неоднократно показывал, что получается, когда я делаю по-своему – как хочется моей страстной душе. Ничего хорошего из этого не выходит. Я без Тебя, Господи, не могу». Это – теплое чувство доверия Богу рождает прошение: «Направь меня, Господи. Яви волю Твою».

Один мой знакомый был отъявленным хулиганом. И я бы никогда не подумал, что он может стать таким серьезным и степенным человеком. Он считает, что именно Бог его сохранил и вывел из самых опасных ситуаций, потому что его более умные, хитрые и талантливые дружки уже в могиле. А он до сих пор жив, создал семью. Знаете, в чем его  преимущество перед друзьями? Он увидел себя хуже их. Из этого рождается осторожность и настоящее смирение, основанное на доверии Богу, что и сохранило ему жизнь. Этот человек на своем опыте понял, что куда бы мы не стремились, Господь очень аккуратно и дипломатично, не нарушая нашу волю, подводит нас к правильному решению. Высказывание «на все – воля Божья» не просто фигура речи, к этому нужно прийти, пережить как личный жизненный опыт.

– Насколько строгим должен быть пост для студентов, ведь для продуктивной работы нужны микроэлементы, которые не всегда есть в постной пище?

– Совершенно с этим согласен. И нам, когда мы были студентами Московской духовной семинарии и академии, Святейший Патриарх благословлял рыбную пищу, что является серьезным послаблением поста. Поскольку пост является средством, то надо относиться к нему с рассуждением.

Например, в нашей семье, когда дети приходят в школу, они едят то, что там дают. Но ведь можно купить еще шоколадку или взять добавку сосиски – все то, что дети любят. А в пост нужно от этого отказаться. Ведь правильный пост – не что иное, как жертва. Не своему желудку или здоровью, а Богу.

Чем мы можем послужить Ему? Мы – как дети, которые рисуют открытку для ветерана. И Богу нужны наши посты, как открытка ветерану. Он относится к нам, как к детям, поэтому ценит наше искреннее к Нему отношение.

Допустим, взрослый человек постится, а сам увлечен компьютерными играми. Кому нужен такой пост, какая-то не съеденная котлета? Поскольку пост это – жертва, нужно ограничивать себя в том, что мы действительно любим, к чему привязаны. То, что нам трудно сделать, то и есть настоящий пост, даже если это и не из гастрономической сферы.

Cейчас этого не хватает и многим православным людям, которые относятся к посту чисто формально, например, изучая в магазине состав майонеза. А что такое майонез, как не усилитель вкуса? Постное мне кажется невкусным, но я добавлю майонез, и будет вкусно. Кого я при этом обманываю? Гортань, которая сфокусирована на вкусовых ощущениях. Но Бога-то не обманешь, да и себя тоже. Человек, искренне любящий Бога, не станет пускаться на такие ухищрения.

– Что влияет на решение человека стать священником или монахом?

– У всех бывает по-разному, но хотелось бы верить, что правильное слово, описывающее это явление – «призвание». Не просто захотел и пошел, а как будто услышал какой-то голос. Например, мой друг – православный священник, родом голландец, который раньше был меноннитским пастором, однажды попал на православное богослужение и почувствовал такое призвание, принял православие. А я с раннего детства хотел стать священником, но почему – не знаю. Помню, что я даже расстроился, когда взрослые сказали, что в Царстве Божием не будет икон. В меня органично вошло все церковное, может быть, в этом есть генетическая память?

А другой человек искал Бога, пройдя разные секты, которые встретились на его пути. Но когда он побывал у настоящего святого старца, просто посмотрел на него, тоф почувствовал, что в православии – истина. 

В хорошей православной семье, которая живет этим, и где стремятся, чтобы дети выросли нравственно лучше и духовно богаче – в такой среде вполне может появиться ребенок, который захочет стать священником.

Однажды я водил по саровским подземельям женщину, мать целой священнической династии. Она рассказала, что с детства молилась о том, чтобы ее сыновья были священниками, и они все стали священниками. Хотя она их не заставляла, и Бог никого не заставляет. Но соотношение человеческой и Божьей воли при определенном качестве сыновних чувств дало такой результат.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина, фото А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.