Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Жизнь — это песня благодарения

2 октября 2015 года

Валентина Борисовна Мелькова, одна из старейших педагогов Сарова, в этом году отметила 80-летний юбилей. Начиная с 1955 года, она учила пению несколько поколений саровчан.

Я спросила, когда Валентина Борисовна впервые поняла, что хочет связать свою жизнь с музыкой? Оказывается, еще в первом классе она придумала и рассказала детям, что у нее дома есть фортепиано. И сама поверила в это. Когда же одноклассники пришли к гости и не увидели инструмента, она призналась, что соврала. Это было не просто вранье, но детская мечта — играть на фортепиано. А вокруг вроде бы ничто не располагало к музыке. Шел 1942-43 блокадный год...

Осенью 1941 года при первых фашистских авианалетах на Дубровку, шестилетняя Валя с мамой выскочили из дома в чем были и пешком ушли в г. Всеволожск. Поселок Невская Дубровка вошел в историю Великой Отечественной войны как переправа к плацдарму «Невский пятачок», это — самое кровопролитное место боев на Ленинградском фронте, по оценкам – 10 погибших на 1 кв. м, сотни тысяч солдат и офицеров. Дубровка и оставшиеся в ней жители были стерты с лица земли. До сих пор в этих местах — толстый слой человеческих костей, и если нужно вскопать огород, то сначала приходится выбирать кости. Когда Валентина Борисовна совершенно будничным голосом сообщает это, у меня, ее собеседницы, бегут мурашки по коже. Они живыми вышли из пекла. Так Господь впервые вмешался в судьбу девочки. Взял ее за руку и повел по жизни. Оглядываясь на прожитые годы, Валентина Борисовна убеждена, что Господь сохранял ее на всех путях, и сердце женщины переполняется благодарностью.

Во Всеволожске Валя попала в детский сад с круглосуточным пребыванием. Ее мама работала на рытье окопов на подступах к Ленинграду, там она и погибла. Отца убили на фронте. Девочка осталась круглой сиротой. Но в ее жизнь вошла Нина Багратовна Мчедлидзе, сотрудник ЛГПИ им. Герцена, кандидат пед. наук, которая в годы войны заведовала детским садом. Это была молодая женщина ослепительной красоты, незаурядного ума и личных качеств. Она себя держала с царственной простотой и строгостью, не скрывая дворянского воспитания. Да его и невозможно было скрыть. Многое привилось и Валентине Борисовне, которая боготворила свою приемную маму. Например, все дети слушали Нину Багратовну, как завороженные, и у Валентины Борисовны тоже никогда не было проблем с дисциплиной учеников, даже когда она только начала работать в Сарове, будучи 20-летней девчонкой с косичками.

Валя была ярким, жизнерадостным ребенком, и когда она осиротела, несколько людей желали взять ее в семью. Она же сказала, что пойдет к тому, у кого больше платьев. Нина Багратовна принесла ей перевязанную стопку одинаковых казенных платьев, и девочка сделала выбор в ее пользу. Нина Багратовна была не замужем, и она взяла троих сирот, так что у Вали было два приемных брата: Ленька и Юрка.

Под началом честнейшей Нины Багратовны воспитанники этого детского сада получали хорошую пайку. В то время как в других подобных учреждениях из-за краж продуктов дети голодали и даже умирали. Заведующая умудрялась подкармливать детей и из других детских садов. Иногда раздавала ребятам по большой шоколадке и напоминала, чтобы они не забыли поделиться с родителями, подумали о других. Эта женщина спасла много жизней.

Когда она вместе с детьми переехала в Ленинград, ее приемные дети так же не почувствовали, что такое голод. Благодаря ученой степени Нина Багратовна получала продукты по «литерной карточке», и у них все было. Следуя примеру своей приемной матери, Валя тоже подкармливала окружающих. Приносила в школу хлеб и «забывала» его в парте. Кто его находил, тот и съедал. Валентина Борисовна помнит много ярких эпизодов из своего блокадного детства. Как Нина Багратовна, ютившаяся с детьми в одной комнатке, написала письмо Сталину на грузинском языке, и им выделили прекрасную квартиру в центре города. Как за братом Ленькой, который был широк в кости и поэтому казался упитанным, погнался обезумевший от голода человек, чтобы его съесть. Всякое было.

Другим человеком (кроме приемной матери) которому Валентина Борисовна благодарна всю свою жизнь, был Оскар Соломонович Виглин. Он держал швейную мастерскую и доход откладывал на осуществление своей идеи — собрать воедино из детских домов всех одаренных детей, чтобы развить их таланты. И ему это удалось в годы послевоенной разрухи! Под школу для одаренных детей выделили особняк с широкой лестницей, из окон которого, через Фонтанку, был виден Летний сад и Петровский домик. Были закуплены музыкальные инструменты, приглашены педагоги. В то время Нине Багратовне понадобилось уехать в Тбилиси, и она временно определила своих ребят в Гатчинский детдом. Там Оскар Соломонович и приметил Валю.

Сбылась ее фантазия о фортепиано. Теперь она за ним проводила все свое время. Правда, к общеобразовательным предметам относилась спустя рукава, но Оскар Соломонович ее покрывал. Он не был похож на директора школы, а, скорее, на любящего отца. Бывало, говорил: «Если подберешь эту песню, получишь деньги на мороженое». И удивлялся, как Валя, еще не знавшая нот, подбирала мелодию обеими руками. Нина Багратовна понимала, что не сможет дать дочери такое образование, и ей пришлось отказаться от нее, хотя они продолжали общаться. Валя вместе с группой воспитанников давали концерт в Москве, чтобы показать, что их школа не зря получает дотацию от государства. Девочка играла на всех инструментах и произвела фурор. Дальше жизнь пошла по накатанному пути: музыкальное училище, консерватория (правда, в ней пришлось учиться заочно). А дело было так.

В музыкальное училище приехали кадровики из нашего, закрытого города, чтобы набрать лучших выпускников. Валентина сказала, что ей нужно жить в большом городе, потому что она планирует продолжить учебу в консерватории. — «А у нас как раз Москва, Центр-300». Так Валентина Борисовна вместо Москвы и попала в глушь мордовских лесов. Но нисколько не пожалела об этом. По ее словам, это был чудный город, просто мечта. Здесь жила молодежь, увлеченная наукой и искусством. Молодые люди могли собираться и общаться всю ночь напролет (при этом пили только чай!). Отношение к девушкам было чистым и почтительным.

Первым местом работы 20-летней учительницы музыки стала школа № 11 по ул. Павлика Морозова. На работу спешила, как на праздник. Дети тянулись к ней, и сама музыка вызывала у них почтительный восторг. Затем работала в музыкальной школе. Там был такой прекрасный педагогический состав, что ее чуть было не сделали музыкальным училищем.

Одно из самых ярких воспоминаний — праздник песни к 9 мая 1965 года. Тогда Валентина Борисовна работала в отделе культуры, и этот день (впервые после 1948 года) был объявлен государственным праздником. Для нее память о войне и о подвиге советского народа это — святое. Захотелось выразить свои чувства не в партийных лозунгах, а в песне благодарности, и чтобы ее спел весь город.

Валентина Борисовна развила бурную деятельность. Она одна репетировала с десятками хоровых коллективов, которые были тогда в каждой организации. Привлекла военный духовой оркестр. По ее просьбе Эдуард-Гелий Александрович написал поэтические эпиграфы к каждой песне. И когда 9 мая сводный хор в тысячу (!) человек, стоя на деревянном помосте, сооруженном на пл. Ленина, у входа в ЦкиД ВНИИЭФ без единой общей репетиции мощно грянул «Вставай, страна огромная...» — это было нечто неописуемое. На празднике дирижировал хором Александр Гусев из театра, а один-единственный человек, который все это затеял и воплотил в жизнь, скромно стоял в стороне. В то время это не фиксировалось, не снималось на видео или фото. И вся эта тысячеголосая песня-молитва ушла прямо на Небо, к Богу...

Когда известный в Сарове ученый Вениамин Аронович Цукерман привел свою дочку в музыкальную школу, он объяснил, зачем это делает — поющий человек меньше болеет. Действительно, во время эпидемий гриппа у Валентины Борисовны был полный класс поющих детей. Как такое объяснить? Педагог сравнивает человека со сложным музыкальным инструментом. И как инструмент нуждается в настройке, так и душа человека должна быть определенным образом настроена, когда он извлекает звук. Пение — это не просто техника использования голосовых связок, но в первую очередь, работа души или, как она говорит, «вхождение в состояние музыки».

У Валентины Борисовны загораются глаза, когда заходит речь о музыке. Она через всю жизнь пронесла трепетное отношение к своей профессии, которое передается ее ученикам, открывая дорогу к сердцу любого человека — от мала до велика. Ведь музыка — это универсальный язык.

Когда Валентина Борисовна вышла на пенсию, в Сарове началось возрождение православия. Она сразу же потянулась к этому всей душой, без сомнений и колебаний откликнулась на призыв Господа. Ей удалось поработать в воскресной школе, создать там хор. Занималась музыкой с самыми разными людьми, которые к ней обращались. Особенно любила дошколят и, пока было больше сил, собирала их прямо у себя дома. Зажатые детки постепенно раскрепощались, потом начинали тихонько подпевать, дальше — громче. А потом они подрастали и шли в музыкальную школу.

С одной стороны, жизнь сложилась так, что Валентине Борисовне не удалось полностью реализовать свой музыкальный потенциал. Сценическая слава обошла ее стороной, зато удалось стать настоящим Педагогом. И ее ученики регентуют и поют во всех храмах нашего города. Это: Лилия Золотовская, Алла Шадрина, Валерия Бродская, Валерий Шутов и др. Дочь Валентины Борисовны Екатерина — тоже профессиональный музыкант, она живет в Москве. Но особенная ее сердечная радость и гордость это — внучка, София Вашерук, музыкант уже в третьем поколении, которая очень многое успела взять от бабушки, когда проводила каникулы в Сарове.

Помню Сонечку с детства, всегда она была очень скромной и естественной. Она и осталась такой, хотя теперь — пианистка мирового уровня, живет в Нидерландах и дает концерты классической музыки в разных странах. Валентина Борисовна научила внучку: «Не выходи на сцену без молитвы. То, что ты умеешь, это — дар Божий. Поэтому не надо волноваться, посвящай свое выступление Ему, славословь Богу». Теперь ясно, почему Соня перед выступлением так долго протирает клавиши платком, привлекая внимание публики своей неспешностью. Просто она не играет, пока не прочтет молитву «Отче наш».

Поздравляем Валентину Борисовну и всех педагогов Сарова с Днем учителя!

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Тескт, фото - М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.