Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Господь привел к вере через курсы

16 октября 2015 года

Продолжаем цикл публикаций о православных курсах для взрослых при приходе храма Всех Святых в Сарове, через которые, начиная с 1992 года, прошли более трехсот горожан.

Валерия Викторовна Александрова преподает на катехизаторских курсах историю Церкви и историю Русской Православной Церкви, учебную программу она разработала самостоятельно. Это — самый последний предмет на третьем году обучения и, по словам Валерии, до нее доходят самые стойкие. Обычно, это наши воцерковленные прихожане.

Валерия по образованию историк, окончила НГПУ им. Козьмы Минина. Ее основное место работы — факультет повышения квалификации СарФТИ. Кроме того, она в течение 11 лет преподавала Закон Божий и церковнославянский язык в приходской воскресной школе. Параллельно вела занятия на курсах для взрослых и, кроме того, уже много лет поет в церковном хоре.

Валерия, почему вы решили преподавать на православных курсах?

— Во-первых, я сама пришла к вере через подобные двухгодичные катехизаторские курсы при Александро-Невском братстве, сейчас — при кафедральном соборе во имя св. блгв. князя Александра Невского в Нижнем Новгороде. Когда я поступала на них в 1999 году, был серьезный конкурсный отбор, принимали только верующих и воцерковленных людей, а я не знала ни одной молитвы, хотя и была крещеной.

Таинство Крещения я приняла в 16 лет вместе с сестрой в Дивееве, т. к. в Сарове храм тогда еще не открыли. Это происходило в небольшой молельне, напоминавшей сарайчик с крестом, и я вообще не понимала, куда и зачем меня притащили.

В студенческие годы захотелось во многом разобраться. Для поступления на курсы я вызубрила молитву «Отче наш» и, можно сказать, «вырвала» рекомендацию у настоятеля саровского храма Всех Святых о. Германа о том, что я являюсь прихожанкой (а он меня даже не знал). И как Господь меня привел к вере через эти курсы, так может быть и с другими людьми. Поэтому я и преподаю там.

Во-вторых, преподавание — это мой образ жизни, мое призвание. Хотя для этого постоянно приходится трудиться: готовиться к лекциям, читать книги, искать информацию в интернете. На занятиях я пытаюсь как-то расшевелить людей, задавать им вопросы, устраивать обсуждения, потому что один монолог лектора — это неинтересно.

Но ведь вы что-то преподаете в СарФТИ?

— Экономику. Но буду отказываться от этого, поскольку — согласно государственным образовательным стандартам — в вузе рассматриваются только либеральные теории рыночной экономики, а это противоречит моему мировоззрению как православного человека. Еще на курсах повышения квалификации для педагогов читаю лекции о традиционных религиях Российской Федерации (ислам, иудаизм, буддизм).

А рассказываете ли вы о других ветвях христианства — католичестве и протестантизме?

— Инославных религий мы касаемся на катехизаторских курсах в рамках сравнительного богословия. На лекциях по истории Церкви мы говорим о первом разделении Церкви на Западную и Восточную и последующих разделениях. Слушателям это интересно, они задают много вопросов о том, почему это произошло. На самом деле, это помогает разобраться и в наших сегодняшних проблемах и взаимоотношениях с этими конфессиями.

Например, исторически сложилось так, что в России богословская наука начала развиваться очень поздно, при Петре I, который всех насильно загонял в школы и семинарии. И поначалу там изучали богословие с протестантским уклоном, поскольку своего не было. Переводили католическую и протестантскую литературу, поэтому у нас богословие было протестантствующим. Будущие священники изучали Библию по латинскому переводу — Вульгате. Их заставляли разговаривать на латыни, и к окончанию семинарии они почти  забывали русский язык. Русское богословие начало развиваться только во второй половине XIX века, но зато уже к началу XX века достигло небывалых высот. И зарубежные мыслители учили русский язык для того, чтобы читать богословские труды русских авторов.

Священное Писание, литургика, катехизис — эти предметы имеют реальное отношение к жизни православного христианина. А для чего нужно знать историю Церкви?

— Это надо знать хотя бы для того, чтобы не пугаться тех процессов, которые происходят в Церкви сегодня. Все они в той или иной степени уже когда-то были. Например, сейчас нашу Церковь обвиняют в чрезмерном слиянии с государством. Этот процесс уже был в истории — при Петре I, когда наступил Синодальный период, и большинство историков, богословов оценивают это явление негативно. Даже делают вывод, что в т. ч. и из-за этого в России случилась революция. Сегодня вся наша жизнь очень бюрократизируется, и Церковь в том числе. Это указывает на то, что она очень близко подошла к государству, хотя, может быть, сейчас по-другому и нельзя. Но если человек знает историю, то он понимает, что в историческом масштабе это — кратковременный процесс, который уже был преодолен, поэтому для паники повода нет. Также эти знания дают ответы на исторические вопросы...

О чем спрашивают слушатели курсов?

— Больше всего, конечно, задают вопросы из своей жизни и о Таинствах Церкви. Впрочем, об этом без конца спрашивают и работающих за свечным ящиком. Для чего нужно Крещение? Что это дает? Как к нему приготовиться, и что надо для исповеди и Причастия?

Слушатели курсов часто спрашивают о том, почему произошла революция 1917 года. В свое время меня тоже мучил этот вопрос, и совершенно не устраивало то, чему нас учили в педагогическом университете с позиций марксизма-ленинизма — про то, что «верхи не могли, низы не хотели…» Не удовлетворяли и западные теории, согласно которым революция была попыткой перехода к капитализму. Я окончила институт с кучей неразрешенных вопросов относительно нашей истории. И лишь потом на некоторые из них удалось найти ответы.

Теперь я с уверенностью говорю слушателям катехизаторских курсов, что одной из причин революции было то, что к этому времени Церковь потеряла в обществе авторитет. Большинство людей из образованных, городских слоев населения были уже неверующими. Настоящая вера, может быть, только в деревнях и оставалась. В результате революции и последующих событий многие люди получили такую встряску, которая привела их к вере. В 1920-е годы, пока за Церковь еще не «взялись как следует», был мощнейший всплеск приходской жизни, единение священства с верующим народом. Похожая ситуация была у нас в начале 1990-х годов. В церковной жизни постоянно что-то меняется, и можно увидеть параллели в истории.

Валерия, как по-вашему, происходит ли какое-то сплочение прихожан на курсах?

— Я не замечаю этого, у нас все-таки курсы образовательной направленности. Хотя, надо признать, разобщенность прихожан достаточно велика. Годами видишь в храме одни и те же лица, но не знаешь имен этих людей, кто они и, может быть, им нужна какая-то помощь. Наверное, это неправильно.

На курсах дают начальное богословское образование людям, ищущим веру. А есть ли среди слушателей любознательные интеллектуалы, которые ходят на занятия, но при этом не воцерковляются?

— Да, конечно, интеллектуалы бывают в каждой группе. Они любят задавать провокационные вопросы, например, один учащийся все докапывался, откуда в Церкви берется Святой Дух? Как правило, они немного походят, получат ответы на свои умные вопросы и прекращают посещать курсы. Пищу для ума они получили, а внутренне меняться не готовы, это же совсем другое.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.