Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Митрополит и медики: общение лицом к лицу

6 апреля 2016 года

Во время своего архипастырского визита в Саров 31 марта Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий встретился с врачами и медицинскими работниками Клинической больницы № 50 ФМБА России. Инициатором этой встречи выступил главный врач КБ-50 Сергей Борисович Оков.

В актовом зале управления больницы собралось более пятидесяти сотрудников больницы и представители духовенства – благочинный Саровского округа протоиерей Александр Долбунов, помощник благочинного по социальным вопросам иерей Даниил Гатин, старший священник  по духовному  окормлению больницы протоиерей Лев Юшков, старший священник больничного храма протоиерей Владимир Кузнецов.

Все мы верующие

Митрополит Георгий пояснил, почему для него так важны встречи с людьми. На епископа Богом возложена ответственность за нравственное состояние и спасение душ пасомых. А подобные встречи – лицом к лицу – помогают услышать друг друга.

Прежде чем отвечать на вопросы, владыка рассказал о том, что такое православная вера. На ярких исторических примерах он показал, что вопросы веры – фундаментальные для бытия человека, и что понятия «вера» и «знание» дополняют друг друга, а не исключают, как пытались доказать богоборцы. Что же это за вера такая, которая, по словам апостола Павла, «для эллинов безумие, а для иудеев соблазн?» (1 Кор. 1:23). Как можно верить в Бога, которого распяли на древе и потом погребли? Действительно, привыкшим верить в могущественных богов грекам (эллинам), это могло показаться только  безумием. А еврейский народ, издавна живший ожиданием прихода Мессии, надеялся, что тот решит их земные проблемы. Христос же заговорил о Царстве, которое «не от мира сего». Такой Мессия оказался иудеям не нужен, стал для них соблазном. Высшей добродетелью Ветхого завета была справедливость, выраженная словами «око за око, зуб за зуб». Христос же своей проповедью любви принес людям понимание, что высшая добродетель это – любовь.

«Да, действительно Христа распяли, погребли, но Он восстал из мертвых. И на Пасху мы восклицаем: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех жизнь вечную даровав!» Как в древние времена, так и сегодня любой миллиардер отдаст все свои богатства, лишь бы еще один день прожить. А Христос дает бессмертие бесплатно. Найди в себе способность в это поверить, вот и все. Так и получается, что одни верят в бессмертие Христа, а другие верят в то, что этого нет. Так что все мы – верующие», – завершил свое выступление митрополит Георгий.

Возрождая святыни, ничего не разрушаем

Медики подготовили владыке Георгию более десятка вопросов из самых различных сфер жизни. Первым был вопрос, активно обсуждаемый последнее время в Сарове. На просьбу прокомментировать слухи о передаче Церкви здания детской поликлиники по пр. Мира, 44 (на исторической территории монастыря) владыка ответил, что в первую очередь этот вопрос следовало бы задать главному врачу КБ-50, поскольку поликлиника находится в его ведении. А затем правящий архиерей привел примеры, иллюстрирующие принцип Церкви: возрождая святыни, не разрушать ничего другого. В Дивееве две школы – коррекционная и средняя – были выведены за пределы территории Святой канавки. Первая получила целый комплекс зданий в пос. Сатис, а для второй было выстроено современное здание. В Нижнем Новгороде в Свято-Алексеевском храме Благовещенского монастыря размещался планетарий, для него также построили здание. В Сарове новые здания обрели драмтеатр, детская библиотека и школа искусств, располагавшиеся ранее в монастырском комплексе.

«Надо найти формат взаимодействия, при котором не произойдет ущемления медицинской деятельности. Такова моя позиция, – сказал митрополит Георгий. – Более того, когда нам передали монастырское здание, где находится физиолечебница, и это тоже беспокоило саровчан, мы подписали соглашение, что Церковь будет ждать до тех пор, пока не найдут возможность перевести это лечебное учреждение. И не важно, сколько времени займет процесс перевода, спешить нельзя. Саровская пустынь все равно будет развиваться. И если будет добрая воля и грамотный подход, то все вопросы будут безболезненно разрешены…»

Тему развития монастыря продолжил вопрос: «Когда планируется перекрытие автомобильной дороги через монастырскую площадь?» Владыка ответил, что Нижегородская епархия занимается этой проблемой на уровне Министерства финансов. Известно, что в ближайшие дни должны прийти в Саров первые деньги, выделенные из федерального бюджета на строительство моста через р. Сатис. Владыка выразил надежду, что когда мост будет готов, он поможет решить проблему закрытия движения по территории монастыря, не ущемляя интересов жителей города. Эта проблема должна быть полностью решена в течение года-двух. Однако Церковь уже приступила к воссозданию Успенского собора и одна часть дороги из-за строительства будет перекрыта. Когда и как это произойдет, и какова будет схема проезда, предстоит решить администрации города.

Церковь и вопросы биоэтики

Был задан вопрос: «Нам иногда приходится прерывать беременность женщины по медицинским показаниям. Как к этому относится Церковь?» Владыка Георгий ответил однозначно: для Церкви плод в утробе матери – это живой человек, тогда как для медицины часто это – биологический материал. Иногда спрашивают, а что если родится ребенок с синдромом Дауна или с диагнозом ДЦП? Но если мы не признаем ценность жизни больного ребенка, то чем мы лучше фашистов, которые умалишенных или инвалидов считали отбросами общества, сжигали их в печах? Ведь мы осуждаем этот геноцид. Владыка обратил внимание медиков на проблемы внутри их профессионального сообщества, ведь сегодня нередко именно они подталкивают женщин к аборту. Известны также случаи, когда врачи и медперсонал уговаривали мать отказаться от больного новорожденного ребенка, тогда как надо уговаривать сохранять каждую беременность и помогать женщине с больным ребенком.

Владыка поделился опытом епархиального противоабортного кризисного центра, в котором за минувший год спасено 29 жизней. И, завершая ответ на этот вопрос, подчеркнул: «Грех детоубийства в нашей стране вопиет к Небу… Животные и птицы, подвергая свою жизнь опасности, защищают своих детенышей и птенцов. А люди миллионами убивают своих не родившихся детей. Разве мы достойны называться народом, нацией, государством? Мы обезумели. Ни стыда нет, ни совести. Мы не вправе прерывать жизнь, данную Богом. Врач призван спасать жизнь. И даже если рождается больной ребенок, инвалид, будем помогать, деньги на него тратить – наш грех, будем его нести. Иначе куда мы придем? В бесов превратимся».

Важно, что из медицинской среды прозвучал вопрос: «Каково отношение Церкви к суррогатному материнству и к этическим проблемам, возникающим при этой процедуре?»

– Не только суррогатное материнство, но и различные репродуктивные технологии вызывают настороженность, непонимание. Эту тему мы обсуждаем на многих уровнях. От нас часто требуют согласиться, поддержать… Но всякое дело надо исследовать, подвергать сомнению. С духовной точки зрения мы переживаем вот о чем. Посещая женскую колонию, где есть детский сад для детей до двух лет, я замечал, что женщины, которые сами выросли в детском доме, не умеют даже приласкать своего ребенка. Покормила и пошла. Почему так? Потому что ее саму в детстве никто не целовал, не гладил. Она стала матерью и не ласкает своего ребенка – замкнутый круг. Атрофированное материнское чувство трудно возродить. Что же происходит при суррогатном материнстве? Калечится и душа матери, и душа ребенка, ведь уже в утробе между ними возникает глубочайшая связь. Даже трудно предположить, каковы последствия разрыва этой связи. Мне бы хотелось, чтобы мы максимально жили в согласии с заповедями Божьими.

В чем еще неправильность суррогатного материнства? Сегодня для медицины как суррогатное материнство, так и зачатие в пробирке стали бизнес-проектом. Эти технологии настойчиво предлагают и даже навязывают. И получается, что дитя – уже не плод любви, а бизнес-проект… Вы сами знаете, что есть понятие отложенного эффекта даже в принятии лекарств. Как бы нам впоследствии не получить людей еще более жестоких, циничных и бессердечных, чем можно встретить сейчас. Все эти технологии противоречат Божественному замыслу о человеке.

Классическая формула по Достоевскому: «В мире диавол борется с Богом, а поле битвы – сердца человеческие». Или так: «Если Бога нет, то все мне позволено». Ветхозаветные заповеди и заповеди блаженства из Нового Завета для многих из нас – китайская грамота. Не можем их понять. Но если у человека нет музыкального слуха, и он не понимает музыки Бетховена и Моцарта, это не значит, что этой прекрасной музыки не существует. Так и здесь: если у тебя нет духовного слуха, это не значит, что духовной жизни нет. Именно Бог дал нам нравственные заповеди – правила дорожного движения по жизни. На этих законах сформировалась мировая цивилизация. А Европа пытается отказаться от них. Сегодня они называют себя европейским или западным миром, тогда как еще в XVIII веке называли себя «христианский мир». Тема суррогатного материнства и биотехнологий очень тревожная и беспокоящая. Надо всем вместе этим заниматься.

Вопросы о православной вере

Владыку попросили «простыми словами» объяснить различия между православием и католицизмом. Он сравнил эту задачу по сложности с необходимостью для врача за одну минуту разъяснить особенности серьезного заболевания неподготовленному человеку. Глубокие догматические расхождения не объяснишь тому, кто не имеет богословской подготовки. И все же владыка Георгий постарался изложить историю возникновения разделения Церквей. Он рассказал, как церковный раскол 1054 года наложился на политическую ситуацию, результатом чего стал четвертый крестовый поход, во время которого вместо освобождения захваченного мусульманами Иерусалима был разорен Константинополь – столица православной Византийской империи. С тех пор католики стали восприниматься восточными христианами, как враги. Владыка назвал основные отличия в вероучении, выражающиеся в статусе первосвященника – непогрешимость Папы Римского, в нарушении принципа соборности (Папа – наместник Христа на земле),  в отношении к почитанию Богородицы, и в учении о Святом Духе… За тысячу лет католики и православные сильно отдалились друг от друга.

Оценивая, по просьбе медиков, встречу Патриарха и Папы на Кубе, Владыка сказал, что переживания людей естественны, но надо понимать, что подписанная Патриархом и Папой декларация не затрагивает вероучительных истин. При этом она сыграла большую положительную роль. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно пытался возвысить свой голос в защиту христиан, уничтожаемых по всему миру, но его игнорировали. Точно так же в Европе игнорировали католиков, которые массово выходят на улицы и протестуют против разрушения института традиционной семьи, признания однополых браков и ювенальной юстиции. Их не слушают и объявляют врагами. Совместное заявление Патриарха и Папы прорвало информационную блокаду. На весь мир прозвучало слово в защиту христиан и поддержку традиционной семьи. Было также сделано заявление, очень важное для Русской Православной Церкви, особенно в свете последних событий на Украине, – о том, что уния не является инструментом воссоединения христиан.

Был задан вопрос, в каких случаях Церковь не проводит обряд отпевания? Cо слов родственников умерших известно о случаях отказа в отпевании, если смерть произошла по причине заболевания, связанного с употреблением алкоголя, например, из-за  цирроза печени.

«Ни в коем случае мы не отвергаем людей, наоборот, хотим помочь и поддержать, – пояснил Владыка, – священнику действительно дано право не отпевать человека, закончившего свою жизнь самоубийством или подвергшего свою жизнь чему-то, что привело к смерти. Родственникам дано благословение обращаться за разрешением на отпевание в каноническую комиссию Нижегородской епархии, которая работает ежедневно. Право же разрешить отпевание принадлежит только епископу. Комиссия рассматривает более 300 таких дел в год».

«Каким праздником считается Масленица, православным или языческим?» На этот простой вопрос владыка ответил необычно: «Не только Масленицу, но и Рождество Христово, и Крещение Господне при желании можно называть языческими праздниками.

Когда перед Рождеством гадают на блюдце, колечко вращают, это разве православный праздник? А Крещение Господне это купание в проруби? Нет, конечно! Смысл этих праздников в ином. Масленица же – вообще не праздник, а последняя подготовительная седмица перед Великим постом. На Масленицу мясо уже не вкушают, а только молочные продукты. Пекут блины, едят их с маслом, сметаной – запасают силы на долгий пост. Иногда к этому люди присоединяют языческие традиции, например, прыжки через огонь. Эти традиции Церковью не поддерживаются. И когда постятся для похудения, это тоже язычество. Мы постимся, чтобы в посте и молитве освободить свое сердце от греховной скверны, стать избранным сосудом для благодати Духа Святого. Пост, молитва, поклоны – это необходимый инструментарий, помогающий стяжанию Духа Божьего. У кого в этом нужды нет, это его проблемы. Но кто ощущает потребность в Духе Святом, тот упражняется в этом. Каждому – свое, человек свободен выбирать».

– Имеются ли примеры проявления чудес Господних на территории Нижегородской области?

– Что вам с небес огонь свести? Что вы принимаете за чудо? А возрождение Дивеевского монастыря – это ли не чудо? И таких примеров можно привести массу: и исцелений людей, и поддержки, и врачевания… Человек способен видеть или не видеть необычное в явлениях и событиях жизни. Часто атеисты пытаются объяснить все логически. – «Почему Христос ходил по водам?» – «Да потому что воды в озере было по щиколотку…» В советское время мы, еще семинаристами, читали журнал «Наука и религия», как «Мурзилку» или «Крокодил». Такой был уровень невежества, что мы смеялись.

– Есть ли жизнь после смерти? Имеются ли прямые доказательства этому явлению?

– Какой нужно изобрести прибор, линейку, циркуль, чтобы это измерить? Бог познается не циркулем, а сердцем. Среди присутствующих, наверное, есть хирурги. Оперируя человека, вы совесть в нем где-то находите? Или любовь? Но ведь эти категории присутствуют в нашей жизни. А слово? Слово имеет не только духовную, но и материальную силу. Это область веры. Почему в луну, которую видели космонавты или астрономы, мы верим, а в преподобного Серафима нет? Почему? Хочешь проверить слова батюшки Серафима, стань как он. Стой на молитве 1000 дней и ночей, уходи в затвор и все сам увидишь. Такие люди сегодня есть на Афоне и у нас. Но они себя не проявляют, по телевизору их не показывают.

– Есть верующие, которые не оформляют медицинский полис, ссылаясь на религиозный запрет. Как убедить их в необходимости оформления данного документа?

– Не знаю. Это не позиция Церкви, нет благословения отказываться от медицинского полиса. Но часть людей невежественных или имеющих ревность не по разуму так поступает. Это проблема. За них можно только поскорбеть и помолиться. Они не только медицинского полиса боятся, но и пенсионного, и нового паспорта. Они Антихриста боятся. К религии это отношения не имеет.

– Что делает Церковь для популяризации христианских ценностей?

– Живем. Мы Христа не рекламируем, мы Христа проповедуем. Свою веру не навязываем никому, но свидетельствуем о Христе. Есть христианские книги, журналы, передачи… Но, прежде всего, мы сами, христиане, должны жить по слову Евангелия. Священник или верующий мирянин – только проводники к Богу, но не могут заменить встречу с Богом в вашем сердце. Если эта встреча происходит, ничего не надо объяснять. А если не происходит… Сколько не пиши, ни говори, ни зазывай – как горох об стенку, ничего не меняется. А уже когда состоялась встреча человека с Богом – там третий лишний. Мы можем только приуготовить, подсказать, показать.

Мы не занимаемся пропагандой, мы проповедуем. Сто лет назад у нас отказались от веры во Христа. Храмы взорвали, священников расстреляли, верующих разогнали… И теперь молодые саровские ученые ездят в Индию учится безмолвию, потому что не знают, кто такой батюшка Серафим. У нас богатейшее духовное наследие, а мы –  сапожники без сапог. Ездим учиться у англичан, немцев, французов, но они не создали огромное государство, а мы создали. На базе Православия. Именно христианская доктрина милосердия помогла это совершить. Мы никакие народы не насиловали, не грабили, наоборот, оберегали. Многие добровольно входили в состав Российского государства. А Запад как всегда грабил колонии, так и грабит. Мы никогда не будем никому навязывать свою веру.

– Как часто нужно исповедоваться и причащаться?

– Это вопрос к вашему духовнику. Все зависит от вашего духовного роста. У каждого своя мера. И по мере возрастания вы сами с духовником это поймете. В духовной жизни не нужны спринтерские дистанции. Мы – стайеры, марафонцы. Как врач помогает при болезнях тела, как и священник помогает в вопросах духовной жизни. С благословением священника у вас все устроится.

Причины профессионального выгорания

– Свой вопрос задал и Сергей Борисович Оков: «В медицинской среде мы чаще работаем с горем и болью, чем с радостью. Есть термин «профессиональное выгорание», который можно, наверное, сравнить с унынием, если говорить в православной терминологии. Зная вас много лет, владыка, я вижу, что вам удается избежать этого недуга. Какие советы вы дадите нам?»

– Это явление мне приходится встречать (хоть и очень редко) и у священнослужителей. Я таких людей стараюсь отдалить от паствы, дать им другое послушание. Мне кажется, к этому приводит, прежде всего, внутренняя нечестность. Человек стал заниматься не своим делом и как бы все время стоит на цыпочках, а так долго не простоишь. Вторая причина, почему это происходит в том или ином служении (и врач, и священник – это не профессия, а служение) – это разрушение своего внутреннего мира. Когда в душе ад, ты не способен ничем заниматься профессионально. Ты становишься формалистом и фарисеем. А когда есть внутри мирность духа, тогда ты не только сохраняешь, но и далее возгреваешь свою добродетель служения, становишься еще сильнее.

Не разрушайте свой внутренний мир. А для этого тоже есть инструкция – надо хранить в чистоте свои мысли и органы чувств, не совершать неправильных поступков и дел. Сегодня мы много осуждаем, злословим, клевещем. Это проходит бесследно для нас? Нет. Поэтому заповедь Христова – носите тяготы друг друга. Будьте терпеливее. Для молодежи сегодня  характерна завышенная самооценка и претензии к окружающим: «Мне все должны, а я никому ничего». Христианский подход другой – быть более требовательным к себе и терпимым к окружающим.

Есть у нас в сердце «черный ящик» – совесть, которая все записывает. И умение разговаривать со своей совестью – большая добродетель… Но мы часто не хотим с ней разговаривать, в уныние впадаем. Есть выражения «сделка с совестью», «заглушить голос совести». А ведь это голос Божий. И когда человек искренне следует голосу совести, он не попадает в степень духовного выгорания. Как только ты в душе станешь лукавым, так сойдешь с дистанции и не будешь сильным человеком. Это надо объяснять с детства. Есть пословица: «Лучше быть, чем казаться». Зачем ты показываешь себя лучше, чем есть на самом деле? Это обман. Надо жить скромнее, не производить впечатление, а быть самим собой. Жить честно, чтобы слова не расходились с делами. Это очень большая сила, если человек умеет жить честно. Как часто коллективы на работе похожи на тараканов в банке, сколько наушничества… Все это немирность духа, а ведь так хочется человеческого тепла, доброты. Способность сохранить мирность духа, цельность и искренность, которая является внутренней честностью, очень важна…

Митрополит Георгий тоже поделился наболевшим, это кадровый голод: «Сегодня одна из наших проблем – не хватает духовенства. 25 лет назад было 40 священников, а сегодня – 600, и не хватает. В духовную семинарию поступает мало юношей, а в духовное училище для девушек – мало девиц. А чтобы юноша стал священником, его не только надо выучить. Он должен жениться на чистой целомудренной девице. Где наши юноши? Где наши девицы? Народ должен из своей среды произвести себе пастырей. Это наша общая проблема. Много ли у нас монашествующих, кто свою молодость посвятил бы Богу? Мы вместе с вами сегодня собираем камни, осколки нашей духовной жизни. Но как люди верующие мы знаем, что невозможное человеку возможно Богу...»

В завершение встречи Сергей Оков поблагодарил владыку Георгия за возможность лично от него услышать отеческие наставления и попросил благословения на создание православного медицинского общества. Митрополит Георгий обещал всестороннюю поддержку в этом начинании.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст А. Виноградовой, фото А. Козориза

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.