Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Валерий Димитров: «Я считаю чудом все то, что произошло на стройке Царского храма за последние два года»

14 июня 2018 года

Валерий Дмитриевич Димитров был главой администрации г. Сарова с 2005 по 2015 год. При нем начали строить храм Святых Царственных страстотерпцев, и он оказывал поддержку этому начинанию а, позднее, вошел в число попечителей строительства — уже как частное лицо.

Валерий Дмитриевич, на ваш взгляд, восстановление Саровского монастыря и строительство храма Святых Царственных Страстотерпцев как-то связаны между собой?

— Я уверен, что это взаимосвязанные вещи. Возрождение монастыря обусловило строительство приходского храма, причем, глубоко символично и правильно то, что новый храм возводится в честь Царской семьи. Его строительство происходит так же, как строительство храмов в Древней Руси: не по указке сверху. И я стал участвовать в строительстве не как глава администрации, а как верующий человек. Слава Богу, нашлись люди, которые поняли необходимость строительства этого храма и поддержали его финансово.

— Как вы относитесь к личности Государя Николая II?

Если бы меня попросили назвать самых значимых людей в истории Сарова, я бы ответил: «Прп. Серафим Саровский и Государь Николай II». Один – Божий угодник, другой – помазанник Божий. Известно предсказание батюшки Серафима: «Того Царя, который меня прославит, и я прославлю». Все взаимосвязано. Это особенно замечаешь, когда изучаешь жизнь Императора Николая II. Например, он родился в день памяти праведного Иова Многострадального — ветхозаветного святого, чья жизнь, на мой взгляд, очень показательна и актуальна для современников. Бывает полезно сравнить себя с этими святыми — как жили они, и как живу я.

Царь Николай II управлял могущественной страной и при этом жил в глубокой вере. Читая архивные документы, мы видим, что он был великим тружеником. Его рабочий день начинался рано, с молитвы. Он часто ходил в церковь и причащался.

У многих возникает вопрос: «Когда надо причащаться на праздники, или в обычный день?» У Государя был такой подход: Причастие это – очень серьезное мероприятие, и к нему лучше подготовиться заранее. Если вспомним торжества 1903 года, Царская семья первым делом исповедовалась в келье батюшки Серафима у духовника Саровского монастыря и наутро причастилась. Государь всегда старался причащаться накануне праздничной суеты, для него было что-то глубоко личное в общении с Богом.

Мое отношение к Государю Николаю II однозначно: это Царь, который поступил по вере и по совести. Он увидел, что в стране независимо от него происходили такие процессы, что другого выхода на тот момент, может, и не было. Ведь мы многого не знаем. Государь мог бы дальше раскручивать маховик противостояния, но он не стал этого делать. Эти трагические события требуют нашего переосмысления.

Как вы думаете, почему сначала строительство храма продвигалось медленно, а в последние годы ускорилось?

— Мы всегда ищем причины в своем окружении или в себе. А ответ очень прост: время еще не пришло. Было необходимо, чтобы православие в Сарове не просто укрепилось, а стало неотъемлемой частью жизни людей. Не зря мы называем Императора Николая II и его семью страстотерпцами. Им пришлось пережить многое и при жизни, и, как ни парадоксально, после смерти. Их имена были настолько оболганы, и эта ложь настолько въелась в сознание людей, что нужно было время, чтобы наши граждане узнали правду о Царской семье.

— Среди прихожан Царский храм называли «многострадальным». Люди переживали, что он может превратиться в долгострой.

В процессе строительства храма случались затишья, и речь шла об остановке работ. Был непростой период, когда казалось, что мы завершим какой-то этап, и придется прерваться из-за нехватки средств. Но этого не произошло. У нас закрытый город, но можно сказать точно, что храм Святых Царственных Страстотерпцев построен саровчанами, включая тех, которые уехали из города и сейчас живут за его пределами. Мы жалеем лишь об одном: если будет большое количество людей, храм может оказаться тесноватым.

Я по возможности старался бывать на еженедельных планерках в строящемся храме, которые проводил отец Александр Долбунов. Я многое повидал в своей жизни, поэтому понимаю, что то единомыслие, которое здесь есть, дорогого стоит. Когда возникал вопрос о том, какой будет кровля или отделка, мы молились о том, чтобы он разрешился, и все происходило достаточно быстро. Я считаю, все, что произошло на стройке храма последние два года – чудо.

Храм расписали так, что заходишь внутрь, и душа поет. Лики святых словно живые. Когда смотришь на них, они как-будто присутствуют здесь. По словам художников, им не хотелось уезжать из Сарова, настолько они прониклись работой. Я думаю, что и другие люди, причастные к строительству Царского храма, наверное, испытывают аналогичные чувства. Пусть они даже выполняли не такую тонкую работу, как роспись. Причина заключается в двух вещах: единении и любви. Если что-то делать без любви, может получиться хорошо, но не так чудесно, как в этом храме.

— Каким вы видите будущее этого храма, его прихода?

В перспективе здесь должен быть не просто храм, а культурно-просветительский комплекс, может быть, музей, посвященный Царской семье. За последние несколько лет за границей значительно возрос интерес к Царской семье. Мы в России продолжаем обсуждать роль Царя в нашей истории, осуждать его либо восхвалять, а у них просто растет интерес. Это объяснимо. Немного Царей, которым была уготована такая судьба. На подсознательном уровне люди понимают, что только с Божьей помощью можно было пройти через все это…

В России не так много музеев, связанных с историей Царской семьи. Было бы хорошо нашим историкам наладить взаимодействие с Императорскими Домами, которые готовы оказать содействие, в т. ч. помочь с архивными материалами. Отношение к Дому Романовых неоднозначное, однако они хранят память и многие артефакты, связанные с Царской семьей. Думаю, что задачей прихода храма будет развить эти идеи.

Царская семья как-то повлияла на вашу семью и детей?

Они являются для нас примером. А открытки с изображениями всей Царской семьи и каждого ее члена по отдельности находятся в комнате, где мои дочери делают уроки. Просто посмотрите на их лица. Как говорится в Священном Писании: «По плодам их узнаете их». Если захотите оценить людей, обратите внимание, какие у них дети. У Царских детей была возможность жить в неограниченной роскоши, но они трудились с самого детства.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.