Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Праздник со слезами на глазах

17 июля 2018 года

Господь не иначе воздвигает святых Своих, заставляя Церковь Свою канонизировать их, как только тогда, когда она в членах своих тяжко страдает каким бы то ни было несчастием.

Преподобный Серафим Саровский

Новый саровский храм, возвигнутый во имя святых Царственных страстотерпцев – царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии – освящается в день их памяти. В этот день мы молимся и Царственным страстотерпцам, и всем Новомученикам и Исповедникам Российским, поминаем невинно убиенных и пострадавших героев русской трагедии ХХ века, все имена которых знает только Сам Господь. И еще в этот день мы обращаемся с молитвой к прп. Серафиму Саровскому.

Вспомним вновь о том, что святой покровитель сегодняшнего города ученых-ядерщиков был прославлен при деятельной поддержке последнего Государя, о почитании преподобного в Царской семье. Вспомним о рождении наследника Алексия после посещения Сарова Царской четой. Непритязательный и смиренный батюшка Серафим и судьбы российской государственности оказываются накрепко связаны.

Прославление прп. Серафима совершалось в преддверии грозных для России лет. В 1903 году, одновременно с саровскими торжествами, в Брюсселе открывается II съезд РСДРП. В 1914 году начинается мировая война. В 1918 году гражданская война рвет Россию на части, Церковь подвергается невиданному со времен Римской империи избиению, а Государя и его семью убивают.

Перенесемся в наше время. В 1991 году, всего через несколько дней после перенесения мощей прп. Серафима из Санкт-Петербурга в Дивеево, происходит распад исторической России, а после этого, в 1993 году, политическое противостояние с пролитием крови.

Разъединенность людей, взаимное недоверие власти и народа, бесстыдное соседство богатства и нищеты, наглая ложь, несущаяся с разных сторон, демонстративное отвержение простых правил нравственности – вот что и сегодня угрожает самому существованию нашей страны, и угрожает много больше, чем любые внешние враги.

Храм на крови Царственных страстотерпцев в Екатеринбурге освятили в июле 2003 года, за две недели до всероссийских и всецерковных торжеств в Сарове и Дивееве, посвященных столетию прославления прп. Серафима. Не думаю, что такое соседство случайно.

В обстановке 1903 года решительную поддержку Государем прославления прп. Серафима можно понимать и как попытку удержать грядущую кровавую революцию и гибель России. Удержать, направив живую святоотеческую традицию на помощь тяжко больному «синодальному православию».

Последние десятилетия привычно повторяем, что Русская Церковь позволяла государству подчинить себя, использовать как часть бюрократической машины. И что, умывшись кровью многих тысяч мучеников, наша Церковь возродилась. Но если это правда, если мы говорим это всерьез, тогда нам должно быть тем более страшно повторить сегодня прежние ошибки, отделившие нашу Церковь когда-то от значительной части собственного народа и разделившие нацию на ненавидящие друг друга классы.

Сто с лишним лет назад Государь не успел, не смог повернуть от пропасти государство и общество. Сегодня ситуация иная, но не менее серьезная, чем тогда. И хотелось бы успеть. Хотелось бы найти то, что вновь сделает наш народ единым. В богатом и цветущем многообразии, но единым. И добиться этого не казарменным принуждением, не подкупом, не грубой лестью, не призыванием темного духа взаимной ненависти и гражданской войны, но обращением к правде Божией, к свободе, совести и достоинству каждого человека.

Оставаясь жить в светском государстве и не возвращаясь к отечественному опыту государственного клерикализма, мы как народ – если мы народ – нуждаемся в общих героях. А настоящие герои народа России это – наши святые, так уж сложилось.

Следует помнить, за что причислен к лику святых сам Государь Николай II. Не за свои подвиги во главе государства. А за то, что зная наперед о грозящей гибели, добровольно и сознательно разделил участь своего народа-мученика. Это не списало его земные слабости и ошибки. Но сама его жизнь и память о нем перешли совсем в иное, духовное измерение.

Есть ли надежда на оптимистичное развитие событий на русской земле? Сможем ли мы найти решение нынешних проблем без войны, уже идущей неподалеку и внимательно поглядывающей в нашу сторону? Сумеем ли направить в христианское русло процесс национальной самоорганизации? Всеми силами души хочу в это верить. И все же пока не знаю. Жизнь покажет. Но в любом случае на нынешнем историческом перекрестке, в преддверии неизбежных потрясений XXI столетия, последнего русского Царя и его семью уместно вспоминать с вопрошанием: готовы ли нынешние сильные мира сего до конца разделить судьбу своего народа?

Вспоминать по всей русской земле – в Москве, Санкт-Петербурге, Ливадии, Владивостоке, Тобольске, Екатеринбурге.

И в Сарове, у прп. Серафима. У нового храма Святых Царственных Страстотерпцев.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Дмитрий Сладков, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.