Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Спасательная археология

16 октября 2018 года

Завершились археологические раскопки на месте храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник», которые проводил Институт археологии РАН (г. Москва), и раскопки бывшего восточного келейного корпуса монастыря, там работали археологи из Нижнего Новгорода. Археологические изыскания предваряют строительные работы на этих участках. Что же интересного обнаружили ученые?

Научный сотрудник Института археологии Николай Баранов, один из руководителей раскопок на месте храма Живоносного Источника, рассказал, что площадь этого участка около 1200 кв. м. В 2008 году здесь вела раскопки археолог Елена Хворостова, поэтому нынешние исследователи уже опирались на результаты ее работ, а также использовали обширный описательный материал XVIII века, оставленный монахами.

Сначала техникой, а потом вручную был расчищен фундамент храма. По его краям было изучено около 300 кв. м Саровского городища XII-XIII века — одного из самых крупных мордовских городищ в Нижегородской области. Его центр как раз находится на территории Саровского монастыря. Сложность исследования состоит в том, что в настоящий момент все городище застроено. Но ученым удалось по всей округе заложить небольшие раскопы — шурфы, так были определены размеры городища — около 42 га.

В этом сезоне московские археологи нашли 11 захоронений плюс ритуальный жертвенный комплекс, относящийся к периоду средневековья. Как предполагают ученые, все захоронения принадлежат меценатам, не было найдено ни одного лица духовного звания (их определяют по монашеским атрибутам). Причем, нередко останки располагались в несколько ярусов, наверное, это были семейные захоронения. Были вскрыты лишь те могилы, которые попадали в зону застройки и все равно не сохранятся. Все находки передадут для дальнейшего изучения антропологам, а затем они будут перезахоронены. Других находок монастырского времени крайне мало, в основном это небольшие флакончики от освященного масла.

Николай показал склепы XVIII века вдоль южной стороны храма, где хоронили благотворителей монастыря. Как подсказал археологам саровский краевед Валентин Степашкин, там была захоронена семья Соловцовых, подаривших самый большой колокол на колокольню. Было найдено надгробие из белого известняка, принадлежавшее сыну благотворителя, его передадут в музей. Валентин Степашкин помог найти текст в медальонах надгробия, сохранившийся в архивных документах: «1784 года декабря преставился раб Божий лейб-гвардии Измайловского полку прапорщик Дмитрий Александрович Соловцов. Родился в 1762 году в сентябре месяце. Жития его было 22 года три месяца». Надгробие нашли внутри разрушенного храма, куда, видимо, все сбрасывали для выравнивания площадки под сквер. Затем это место покрыли плодородным слоем и высадили деревья.

Львиная доля находок относится к средневековью. Это ременные пряжки, предметы вооружения, несколько наконечников стрел, гарда от сабли, осколки бытовой посуды, женские украшения, пряслица (грузики на веретено) и т. д.

Самая интересная находка внутри храма — нетронутое захоронение XII-XIII века. Там находятся человеческие кости, а также кости лошадей, коров, свиней, диких животных и множество предметов, которые вроде бы могли сопровождать человека в погребальном инвентаре. Но человека так не хоронят, и есть предположение, что он был расчленен в те варварские языческие времена. Кроме того, могильники обычно выносились за пределы городища, а это погребение — в самом центре поселения. Пока ученые ищут объяснение этой находке.

Слой земли, соответствующий мордовскому городищу, черного цвета из-за большого содержания угля. По мнению археологов, городище погибло в огне. Но пока нельзя определенно сказать, кто его уничтожил: то ли русичи, идя на войну с Волжской Булгарией, то ли монголо-татары.

Кирпичная кладка, выпирающая из стенок раскопа с восточной стороны храма это — склепы небольшого кладбища, которое, как мы видим на фотографиях XIX века, было обнесено забором. Там, за алтарем, были похоронены священнослужители. Нетронутая при раскопках полоска земли между храмом Живоносного Источника и Успенским собором — приблизительно то место, где были похоронены прп. Назарий и другие подвижники. План захоронений не сохранился, но, предполагают, что там их большое количество. Поскольку они находятся за пределами фундамента, могилы не потревожили. Перед отъездом археологи установят вешки, чтобы земляные работы на этом месте не проводились.

В советское время внутри собора была столовая, которая называлась «веревочка». На раскопе можно было увидеть фрагменты керамической плитки пола, уложенной в шахматном порядке, это — цокольный этаж храма, дополнительно углубленный в советское время. Зал столовой, кухня, «ванны» для мытья посуды, погреб для продуктов питания и, видимо, уборные в алтарных апсидах, соединенные с колодцами по периметру здания.

Хорошо был виден северный вход в храм, где в советское время располагался хлебный ларек и западный притвор — там находился центральный вход в храм, который неоднократно перестраивался. По описаниям, в притворе была большая икона «Живоносный Источник» и фонтан. Храм был полностью достроен только в середине XIX века, археологи зафиксировали все этапы его возведения. Шесть прямоугольников, забитых камнями, это — остатки колонн, которые поддерживали своды храма.

Археологи постарались максимально зафиксировать все, что находится на этом участке, сфотографировать, в т. ч. квадракоптером, сделать 3D-модели, потому что этот культурный слой будет уничтожен при рытье котлована для строительства храма. Но, благодаря археологам, история не пропала. Она останется в научных архивах и публикациях.

Фото А. Виноградовой и М. Курякиной

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст М. Курякиной, фото автора и А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.