Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Попирание святынь продолжается

16 декабря 2018 года

При въезде в рабочий поселок Ардатов Нижегородской обрасти нас встречает баннер, на котором изображены Покровский женский монастырь и преподобный Антоний Грошовник, Муромский чудотворец. Покровская обитель была создана по благословению прп. Серафима Саровского, а прп. Антоний, похороненный за алтарем соборного храма монастыря, был его другом. Но не спешите радоваться и расспрашивать местных жителей о том, как найти эти святыни. Они недоступны для поклонения или, как говорят некоторые, находятся в плену, ведь на территории Покровского монастыря теперь расположена женская исправительная колония № 18.

Мы верим, что мощи там есть

Тюремное служение протоиерея Михаила Резина началось в 1992 году, почти сразу после того, как он был рукоположен и назначен настоятелем Знаменского собора в Ардатове. Ему удалось наладить контакт с администрацией колонии для несовершеннолетних, и в 1993 году там открылась молельная комната. В первые годы священник не только духовно окормлял, но (с помощью прихожан) и подкармливал подростков колонии, пытался помочь их реабилитации после освобождения. В свою очередь воспитанники колонии помогали ему восстанавливать Знаменский собор. Потом колония стала женской, и отец Михаил как пастырь опекал новых заключенных: поддерживал их добрым словом, исповедовал и причащал. Батюшка хорошо знает жизнь колонии и психологию заключенных, но до сих пор не может привыкнуть к тому, что видит, считая это противоестественным.

Отец Михаил:

Представьте, квадрат двора обтянут колючей проволокой, по периметру — жилые корпуса. По территории монастыря ходят вооруженные охранники с овчарками, а заключенные женщины маршируют на плацу и поют солдатские песни, например, «Идет солдат по городу, по незнакомой улице...» Так проходят годы их жизни.

Практически все женщины курящие и привычно матерящиеся, по-другому изъясняться не умеют. На святом месте теперь вместо ладана — табачный дым, а вместо молитвы — мат. Каждый отряд в колонии огорожен решеткой для прогулки — т. н. «локалка», а есть еще общая территория — «промзона», куда их выводят на швейное производство. В работе занято меньше половины женщин, и только 10-15 % из них приходят в храм помолиться. Они читают акафист празднику Покрова Божией Матери и молитву по соглашению — о передаче того, что осталось от Покровского монастыря Церкви. А ведь на воле многие из них никогда не были в храме.

В начале 1990-х годов в Ардатов приезжал из США игумен Герман (Подмошенский), написавший житие прп. Антония Муромского. Его даже пропустили на территорию колонии, и мы вместе с ним осматривали место, где по нашим предположениям захоронен прп. Антоний, за алтарем храма. В 2017 году там был установлен большой поклонный крест, который освятил епископ Выксунский и Павловский Варнава. Это, конечно, неточно, плюс-минус пять метров. Когда в начале 1930-х годов взорвали собор, там положили асфальт, рядом сделали плац, на котором проводят построение заключенных. Но мы верим, что мощи прп. Антония сохранились нетронутыми.

Когда меня митрополит Николай (Кутепов) направил служить в Ардатов, и я начал приходить в колонию, там еще трудились старые работники. Они рассказали, что когда копали грунт, проломили сводчатую кирпичную кладку склепа. Приподняв крышку гроба, увидели атрибуты священнического облачения, снова закрыли крышку и все закопали. Изыскательские работы там пока проводить нельзя, т. к. это режимное учреждение.

Бунт против Бога

После своего назначения на Нижегородскую кафедру в 2002 году владыка Георгий обращался к властям с просьбой о возвращении Церкви Ардатовского Покровского монастыря, от которого сохранились два келейных корпуса, но тогда еще не было необходимой законодательной базы. Но в 2010 году был принят Федеральный закон Российской Федерации № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». И только в январе 2018 года ГУ ФСИН, наконец, принял решение о передаче территории Ардатовской колонии Церкви.

Осужденных женщин предлагалось распределить по другим колониям, сотрудникам тоже найти работу в других колониях. Или другой вариант — построить такое же учреждение на территории района и перевести всех туда, это порядка 300 сотрудников и столько же заключенных. Но это намерение практически вызвало бунт сотрудников колонии, которые получают высокую зарплату, досрочно выходят на пенсию и имеют много льгот. Их никто не сокращал, но они не захотели реорганизации, возможно, связанной с необходимостью куда-то ездить на работу. Не захотели расставаться с привычным образом жизни. Желая опротестовать решение, они начали сбор подписей с требованием оставить на святом месте колонию — бетонный забор и вышки с колючей проволокой. Подключили к этому своих родственников, друзей и знакомых. Стали возбуждать народный гнев: «Церкви понадобилась наша колония!»

Даже некоторые прихожане Знаменского собора подписались. О. Михаил Резин увещевал: «Вы что делаете! Это не «ваша» колония, а захваченный, ограбленный и разоренный монастырь. У каждого разрушенного престола стоят их Ангелы и плачут. Сколько лет прошло, сколько трагедий было на нашей земле. Неужели этого мало? Господь дает шанс возродить монастырь Покрова Пресвятой Богородицы. Вы понимаете, что это такое? Без Покрова Божией Матери на нас серный дождь прольется...»

Набралось порядка двух тысяч подписей, а всего в Ардатове проживают девять тысяч человек. Протестующие обратились в местную администрацию, к губернатору, и ГУ ФСИН дал отбой...

Дополнили меру своих отцов

Можно ли Ардатов назвать атеистичным? Нет. По словам отца Михаила, ардатовцы молятся и приводят своих детей в единственный в городе действующий храм во имя иконы Божией Матери «Знамение». За Великий пост причащаются две тысячи человек, почти четверть населения, что гораздо больше, чем в среднем по стране. Многие соблюдают посты, браки в это время не заключают, всех новорожденных крестят и практически всех умерших отпевают. Но когда потребовалось выбирать между Христом и материальными благами, люди отреклись от Христа.

Отец Михаил: «Своей подписью они подтвердили свое единство и согласие с теми, кто разрушал и осквернял в свое время храмы, монастыри, кто убивал и ссылал священников, монахов. Господь говорит: «Дополняйте же меру отцов ваших… Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 32, 38). И страшно, и горько! И нет прозрения...»

Раньше Ардатов был уездным дворянским городом, к этому обширному уезду относились и Дивеево, и Кулебаки, и Арзамас. А после закрытия монастыря статус Ардатова существенно понизился — до скромного рабочего поселка. О. Михаил: «Я уверен, что многое изменится, если святыни освободят. Это будет другое время, другая жизнь».

А если не освободят?

Отношение к святыням является индикатором отношения людей к Богу. А поругание святынь приводит к духовному и нравственному одичанию. И Священная история, и обычная земная история полны примеров того, как забвение Бога ставило на грань исчезновения целые народы. Богоборцы в историческом масштабе попросту нежизнеспособны. Какой же выбор сделают жители Ардатова? Ведь еще можно все исправить. Но для этого нужно пробудиться от спячки и вспомнить, что значит быть православными.

Примечание 1.

О Покровском монастыре

Покровский женский монастырь основала благочестивая девица Васса Полюхова. Около 1808 года прп. Серафим благословил подвижницу принимать приходивших к ней за духовным наставлением женщин. Вскоре сложилась община, духовное руководство которой осуществляли саровские старцы — прп. Серафим и иеромонах Иларион. Сестры зарабатывали на жизнь изготовлением просфор, шитьем, ткачеством, работой в саду и огороде. В 1860 году был построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1861 году община получила статус женского общежительного монастыря третьего класса. В начале XX века в обители жили более 300 сестер, было три церкви, два каменных келейных корпуса, больница и школа для девочек.

После революции начались притеснения сестер, а в 1929 году Покровский монастырь был окончательно ликвидирован. В соответствии с приказом отдела НКВД по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью на месте обители в 1943 году открылась Ардатовская детская трудовая колония. В 2011 году после перепрофилирования учреждения несовершеннолетних воспитанников сменили неоднократно судимые женщины.

А десять лет назад, 27 декабря 2008 года, тогда еще архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил в колонии храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Это типовой каменный храм. Тогда самый богатый предприниматель России Олег Дерипаска построил десять таких храмов в разных колониях. В Ардатове храм строили узбеки, потому что не нашлось местных непьющих строителей.

Примечание 2.

О старце Антонии

Прп. Антоний был прозван Грошовником потому что собирал гроши (полкопейки) для бедных. Подвижник родился в 1762 году в д. Вошихе Владимирской губернии. Поступил послушником в Саровскую пустынь. В 1785 году вместе с послушником Прохором (Мошниным), будущим прп. Серафимом Саровским, ходили на сбор пожертвований на строительство в Сарове больничной церкви.

На обратном пути из Мурома в Саров Антоний и Прохор дошли до урочища Мокрое (Крыжева Сеча) и присели на пнях отдохнуть. Прохор тогда предсказал, что на этом месте будет женский монастырь и храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Они водрузили там деревянный крест и отправились дальше. Впоследствии на этом месте с 1857 года существовала женская община, а в 1886 году был основан Дальне-Давыдовский общежительный женский монастырь.

По возвращении в Саров оба подвижника временами жили в одной келии в пустынке прп. Серафима. Батюшка Серафим, провидя будущую святость Антония, направил его в 1826-1827 годах в Воронеж к Преосвященному Антонию (Смирницкому). Приняв подвижника, владыка Антоний благословил его сходить в Киев для поклонения мощам Киево-Печерских святых. При этом он надел на него чугунную шапку епископа Тамбовского Питирима весом 17 фунтов и обшитую внутри шапочками св. Митрофана Воронежского и вмц. Варвары. По возвращении св. Антония из Киева епископ Воронежский Антоний вторично благословил его в путь. После этого прав. Антоний от тяжести шапки лишился зрения, зато прозрел духовно, получив дар прозорливости.

В 1828 году св. Антоний поселился в Муроме недалеко от Спасо-Преображенского монастыря, в саду у одного купца в крохотной келии, где прожил 23 года.

Незадолго до кончины, в 1851 году, старец Антоний, взяв с собой из Мурома икону Божией Матери «Утоли моя печали», переселился в Ардатов, где остановился в маленьком флигеле при доме дворянки Лихутиной. В Ардатове он носил на теле вериги, ночи проводил в молитве, а во время чтения монашеского правила надевал металлический пояс со множеством шипов и шапку, в которой ходил в Киев. Перед смертью старец открыл Лихутиной, что он пострижен в схиму с именем Арсений. Скончался святой подвижник 15 (28) августа 1851 года, в день Успения Божией Матери, и был погребен в Ардатовском Покровском женском монастыре. В этом же монастыре до его закрытая находилась икона Божией Матери «Утоли моя печали», принесенная старцем из Мурома.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина с использованием интернет-ресурсов

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.