Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«В Царство Небесное Христос берет только своих»

4 марта 2019 года

1 марта в храме во имя святых Царственных страстотерпцев 20 волонтеров центра «Радость моя!» собрались на молебен и беседу с духовником, старшим священником этого храма протоиереем Сергием Скузоваткиным.

Отец Сергий поговорил с добровольцами о том, как они живут и что их волнует. Главная проблема это — нехватка людей, поэтому возрастает нагрузка на самых ответственных, которые участвуют во всех благотворительных акциях, поездках и других инициативах центра. «Трудно быть волонтером, — сказал один из участников встречи, — а православным волонтером — еще труднее».

Священник подбодрил молодых людей добрым словом, сказал, что преклоняется перед их самоотверженным трудом. Отец Сергий: «Волонтеров мало, но на таких людях держится мир, на их стремлении быть добрыми и отзывчивыми».

В основном разговор шел о духовной жизни: что это такое, приближает ли добровольческая деятельность к Богу или нет, как часто причащаются волонтеры. Среди волонтеров есть как уже воцерковленные люди, так и делающие свои первые шаги в Церкви и еще ни разу не причащавшиеся. Конечно, их интересовал вопрос, для чего нужно причащаться, и разве нельзя без этого быть хорошим и высоконравственным человеком? «Конечно, можно, — согласился священник, — но в Царство Небесное Христос берет только своих...»

Отец Сергий:

— Христианство отличается от всех других религий. Господь Иисус Христос оставил нам больше, чем какую-то информацию или учение. Он нам оставил самого Себя.

В Евангелии Господь говорит своим ученикам: «Если если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53-54)». И услышав эти странные слова, — пишет св. евангелист Иоанн Богослов, — многие ученики отошли от Него, остались только 12. Во время Тайной вечери, когда Господь вместе со своими учениками праздновал Пасху, Он благословил хлеб и вино, называя их своими Телом и Кровью, и повелел: «Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19)».

Спаситель сам Себя принес в жертву. И Церковь за каждой литургией через воспоминание Голгофской жертвы снова и снова воспроизводит для нас эту Божественную пищу и питие.

Господь говорит в Евангелии: «… без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5)». Это значит, что без Бога мы не можем делать по-настоящему добрые дела и не можем обожиться, а без этого не попасть в Царство Небесное. Туда могут войти только святые, а нашей природе это не свойственно, далеки мы от святости. Мы это, конечно, понимаем, но надеемся, что Господь нас помилует. Мы не можем спастись без Бога, сами по себе, лишь своими добрыми делами. Господь говорит в Евангелии: «Я есть Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6)». Он сам — Путь, и у нас нет другого пути в Царство Небесное. Это — как парашют, без которого человек не может спрыгнуть с самолета и благополучно приземлиться.

Когда мы приняли святое Крещение, то стали одним из живых кирпичиков, образующих здание Церкви. А Причастие это — часть со Христом. В этом Таинстве Господь нам дает Себя самого. Проникая внутрь, Он нас обновляет, освящает и даже энергию наших страстей обращает во благо...

Во время встречи прозвучали ответы и на другие вопросы волонтеров. Вот некоторые из них.

— Некоторые священники в своих выступлениях говорят о том, что если человек живет христианской жизнью, регулярно причащается, не совершает тяжелых грехов, то ему не обязательно каждый раз исповедоваться перед Причастием.

— Есть такое понятие, как местные традиции. Так вот, может быть, на столичных приходах это — обычная практика, но у нас так делать не принято. Мне кажется, что имеет смысл заимствовать какую-то христианскую традицию лишь в том случае, если она приводит к возрастанию благочестия. В данном же случае это будет для многих из нас послаблением. Вступая на этот путь, сможем ли остановиться? Не знаю, как вы, скажу только про себя. Я уверен, что если стану упражняться в сокращении и «оптимизации» богослужения, то после меня придет молодой священник, который еще больше сократит и упростит. К чему тогда мы придем?

Конечно, бывает, что человек вычитает правило формально, кое-как напишет записку и спешит на исповедь, в суете не успев толком поразмышлять о своих грехах. Это плохо, это профанация. Но это лучше, чем если вас соблазнят мысленно «отклеить» исповедь от причастия.

Некоторые наивно думают, что если они будут причащаться на Светлой седмице каждый день, то накопят в семь раз больше благодати. Но благодать нельзя механически накопить и, пытаясь это сделать, ее можно потерять. А ведь она нам нужна! Вспомните, как батюшка Серафим носил котомку с камнями, чтобы всегда помнить о Боге. Так же и мы — чаще всего встречаемся с благодатью, когда хорошенько потрудимся ради Бога.

— На вечерней службе исповедался, пришел домой — согрешил (разозлился на ребенка, отчитал супругу). Надо ли исповедаться еще раз, утром?

— Если совесть гложет серьезный грех, то его нужно исповедовать, а если речь идет о мелких вседневных грехах, то можно попросить прощения у ближних и у Бога во время вечернего молитвенного правила. Главное — должно состояться покаяние. Плохо, когда не все сказал, что тебя мучает.

— Где находится граница между душой и разумом? Ведь наш интеллект является способностью мозга, активностью нейронов.

— Я думаю, что интеллект и воля человека являются функциями души. Я видел больного человека, у которого мозг был отключен, он никого не узнавал, но его уста автоматически изрыгали матерные слова, которые запечатлелись в его душе.

— У меня проблемы со здоровьем, я не могу обойтись без мяса и молочных продуктов. Как мне быть во время Великого поста?

— Нужно подойти к священнику и обсудить с ним меру вашего воздержания. Важно, чтобы человек взял благословение на пищевые послабления, но чтобы он все равно упражнялся в воздержании, без вреда для своего здоровья.

— Зачем журналисты фотографируют в храме во время службы и выкладывают фото в интернет? (На этот вопрос ответила гл. редактор СМИ «Православный Саров» М. Курякина)

— Мы живем в информационном пространстве, и по благословению священноначалия Русская Православная Церковь взяла курс на открытость и присутствие в этом пространстве. Мы рассказываем о себе внешним людям, которые, может быть, тоже когда-нибудь станут нашими прихожанами, показываем красоту православного богослужения и то, что наши храмы наполнены детьми и молодежью. Конечно, недоброжелатели-богоборцы могут использовать эту открытость против нас, например, к вполне приличной фотографии сделать издевательскую подпись и получится демотиватор, направленный против Церкви. Но, как говорится, «собака лает, караван идет». Если же мы не будем говорить о церковной жизни, о ней расскажут другие, и поток мифов, домыслов, передергиваний и прочего негатива нас захлестнет с головой.

Еще совсем недавно Церковь была очень закрытой. Господствовала идеология государственного атеизма. Люди скрывали свою веру, чтобы не было неприятностей на работе. Сейчас время другое, и человеку ничего не будет за то, что он ходит в церковь. Мы свидетельствуем о своей вере, и стесняться этого не надо.

Фото А. Виноградовой

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст М. Курякиной, фото А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.